Краткая историческая справка

(из материалов исторического формуляра)

 15 отдельного дальне-разведывательного авиационного Таллинского Краснознаменного ордена Ушакова  полка

  ВВС БФ.

 

4 мая 1938 года на базе 19 морской дальне-разведывательной авиационной эскадрильи сформирован 15 авиационный полк ВВС БФ.

15 авиаполк был сформирован в составе 3-х эскадрилий:

-1-я аэ имела на вооружении самолеты " МБР-2"

-2 и 3 аэ имела на вооружении самолеты "ТБ-1"

 

Место дислокации полка - г. Ленинград Гребной порт.

Основание: приказ командира 105 авиационной бригады ВВС КБФ от 4 мая 1938 года. 

 

Изменения дислокации полка:

 

1. 4.05.38 – 2.10.39          15 ап         ВВС КБФ           г.Ленинград Гребной порт

 

2. 2.10.39 – 6.05.40          15 ап         ВВС КБФ                        аэр. Керстово

 

3. 6.05.40 – 10.10.40        15 ап         ВВС КБФ                        аэр. Гора-Валдай

 

4. 10.10.40 – 1.11.41        15 ап         ВВС КБФ           г.Ленинград Гребной порт

 

5. 1.11.41 –  23.04.43       15 орап     ВВС КБФ                        аэр.Каменка

 

6. 23.04.43 –23.02.44       15 орап     ВВС КБФ                        аэр.Приютино

 

7. 23.02.44 – 26.05.44      15 ор Краснознаменный полк  ВВС КБФ...... аэр Гратдина

 

8. 26.05.44 – 24.09.44      15 ор Краснознаменный полк  ВВС КБФ.......аэр Гора – Валдай

 

9. 24.09.44 – 16.10.44      15 ор Таллинский Краснознаменный полк  ВВС КБФ...аэр Лагсберг

 

10.16.10.44 – 29.10.44     15 ор Таллинский Краснознаменный полк  ВВС КБФ...аэр Паневежис

 

11. 29.10.44 – 20.06.45    15 ор авиационный Таллинский Краснознаменный ордена Ушакова полк ВВС КБФ       аэр г.Паланга

 

12. 20.06.45 – 28.09.45    15 ор авиационный Таллинский Краснознаменный ордена Ушакова полк ВВС КБФ       аэр Кагул

 

13. 28.09.45 – 30.05.46    15 ор авиационный Таллинский Краснознаменный ордена Ушакова полк ВВС КБФ      аэр Сууркюль

 

14. 30.05.46 – 10.09.54    15 ор авиационный Таллинский Краснознаменный ордена Ушакова полк ВВС 4 ВМФ  аэр. Момоново

 

15. 10.09.54 – 9.10.54     15 ор авиационный Таллинский Краснознаменный ордена Ушакова полк ВВС 4 ВМФ...мат.часть на аэр. 

                                                                                                                                                Дунаевка, л/с и штаб полка в пос.Чкаловск

 

16. 9.07.56 – 14.07.56     15 ор авиационный Таллинский Краснознаменный ордена Ушакова полк ВВС КБФ...мат.часть и л/с и                                                                                                                                                             штаб полка в пос.Чкаловск

      

17. 15.06.60 – 1.11.61     4 АЭ 15 орап ВВС КБФ л/с и штаб аэ и мат.часть                                                                     аэр .Храброво

   

18. 1.11.61 – 9.05.65     15 одра авиационный Таллинский Краснознаменный ордена Ушакова полк ВВС КБФ ..........аэр Чкаловск   

 

19. 9.05.65 – 1.12.93     15 одра авиационный Таллинский Краснознаменный ордена Ушакова полк ВВС ДКБФ .......аэр Чкаловск   

 

В соответствии с директивой ГШ ВМФ от 8.06.1993 года к 1.12.1993 года 15 одрап и 846 огмшап переформированы в 846 огмшап  Клайпедский Краснознаменный полк им. Маршала авиации И.И.Борзова (в/ч 39064).

 

Завершение истории 15 одрап ВВС ДКБФ

 

Боевое знамя  15 одрап, вымпел МО, орден  Красной звезды, орден Ушакова 2-й степени переданы установленным порядком в штаб ВВС БФ, а оттуда на вечное хранение в Музей Вооруженных Сил в Москве.

                                                                  

Годовщина части празднуется 22 января каждого года. День годового праздника части установлен в память награждения орденом Красного знамени. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22.01.1944 года.

 

Командиры полка:

 

1. командир 15 ап – п/полковник Хныкин (сведения отсутствуют) - 1938

 

2. командир 15 ап – Ахапкин М.И. (сведения отсутствуют)    - до 08.1939

 

3. командир 15 ап – полковник Бортновский Дмитрий Филиппович 11.1939 - 09.1941

 

4. командир 15 ап – п/полковник Арефьев Алексей Васильевич – 09.1941 - 08.1943

 

5. командир 15 ап – майор Усачев Филипп Александрович - 30.8.43

 

6. командир 15 ап – п/полковник Кравцов Иван Петрович - 17.3.50

 

7. командир 15 ап – полковник Попов Степан Васильевич - 27.5.54

 

8. командир 15 ап – полковник Шаврин Алексей Моисеевич - 10.2.56

 

9. командир 15 ап – п/полковник Захарченко Виктор Васильевич - 20.10.58

 

10. командир 306 оаэ - п/полковник Захарченко В.В.                    – 10.4.61

 

11. командир 15 одрап - полковник Макаров Александр Михайлович - 20.12.62

 

12. командир 15 одрап - п/полковник Кузнецов Юрий Александрович - 22.1.65

 

13. командир 15 одрап - полковник Герасименко Михаил Иванович   - 5.11.69

 

14. командир 15 одрап - п/полковник Олоновский Анат. Аркадьевич  - 28.4.73

 

15. командир 15 одрап - п/полковник Ильин Игорь Николаевич          - 29.1.75

 

16. командир 15 одрап - п/полковник Кучеровский Игорь Ефимович - 22.11.77

 

17. командир 15 одрап - п/полковник Зайкин Анатолий Антонович    - 29.8.81

 

18. командир 15 одрап - полковник Абрашкин Николай Митрофанович - 15.11.83

 

19. командир 15 одрап - п/полковник Лоскутов Валерий Савельевич – 2.12.86

 

20. командир 15 одрап - п/полковник Попов Виктор Викторович - 5.9.88

 

21. командир 15 одрап полковник Новичков Константин Николаевич - 29.9.90 - 13.9.93

 

Боевая деятельность                                                      

                                                                                

 15 МТБАП принял участие в «Зимней войне» с 30 ноября 1939  - март 1940 г.г.

 27.1.40 г. – ударные аэ полка под прикрытием истребителей дважды нанесли массированные удары по оборонительным сооружениям белофинов, расположенных на мысе Ристниеми и острове Пуккио. Отличились летчики ап Каменский, Апарин и Домнин.

 

Январь – февраль 1940 г-летчики полка проложили воздушные трассы с материка на остров Готланд, на котором вел героическую оборону с белофинами гарнизон советских  войск. За что орденами СССР были награждены капитаны Браиловский, Панов, Лещенко, ст.л-т Некрасов и др.

 

2.02.1940 г.- при спасении севшего на лед в расположении вражеских вод подбитого советского бомбардировщика и оказании помощи экипажу подбитого самолета, героический подвиг совершил зам. командира 19 аэ полка ст. л-т Алексей Губрий, который на самолете МБР – 2 в сложных метеоусловиях разыскал на льду советский экипаж, произвел посадку на лед во вражеском тылу, подобрал экипаж и благополучно вернулся на свою базу. За проявленный героизм Губрию А.А. было присвоено звание Героя Советского Союза. Он стал первым Героем в 15-м ОМРАП. Штурман В.М.Сырников и стрелок-радист старшина Ашурков были награждены орденами.

 

Великая отечественная война

 

22.06.1941г. – выполняя ночной разведывательный полет, летчики в составе экипажей старшего лейтенанта Трунова и лейтенанта Пучкова обнаружили в советских водах вражеские корабли, которые производили минную постановку. При сближении с противником самолеты были обстреляны сильным зенитно-артиллерийским огнем.

 

15.07.1941г. – экипажи Тушкина и Васина, выполняя парный разведывательный полет в Финском заливе, приняли бой  с четырьмя фашистскими истребителями. Сбили два самолета противника, потеряв один самолет, экипаж которого спасся. Летчика Васина, штурмана Новоселова и радиста Кучеренко через полтора часа после приводнения горящего самолета подобрал эсминец "Володарский".

 

7.08.1941г. экипаж 22-й ОМРАЭ капитана Усачева Ф.А. выполнил воздушную разведку погоды по маршруту Кагул – Свинемюнде – Штеттин (750км). В 19.15 он вернулся на аэродром базирования и доложил обстановку. После чего группа ДБ-3б из 1-гоМТАП ВВС КБФ под командованием полковника Преображенского Е.Н. в ночь с 7 на 8 августа совершила первый вылет на бомбардировку Берлина.

 

20.08.1941г. – авиационный полк участвовал в нанесении массированного бомбового удара по вражескому аэродрому Смуравейно. При этом уничтожено в воздушном бою два истребителя М-109.

 

Сентябрь-октябрь 1941г. – в исключительно трудных условиях обеспечивали бесперебойную связь с осажденными советскими гарнизонами на островах Эзель и Готланд. С острова Эзель был вывезен государственный запас золота на 3,5 миллиона рублей, около 100 раненых советских бойцов, десятки тонн различных грузов. За этот период с острова Готланд вывезено 415 раненых советских бойцов и 128 тонн различных грузов.

 

10.12.1941г. – рота морской пехоты, сформированная из состава 44 аэ АП и действовавшая на переднем крае наземных войск в составе 3-го батальона 5-й отдельной бригады морской пехоты в бою за деревню Верхние Луки,  первой ворвалась в расположение фашистских войск и уничтожили более 400 гитлеровцев.

 

 21.01.1942г. – на входном фарватере крепости Свеаборг – утопили 2 транспорта.

 

19.04.1942г. – на 142 боевом вылете героически погиб экипаж старшего лейтенанта Трунова. Был атакован шестью истребителями противника, один сбил, но сами погибли в Финском заливе.                                                 

 

Январь 1943г. – АП принимал активную боевую деятельность в прорыве блокады г. Ленинграда войсками Ленинградского и Волховского фронтов. Вели воздушную разведку  и наносили удары по наземным целям.

 

3.05.1943г. – на 205 вылете погиб героической смертью один из лучших летчиков полка старший лейтенант Немков И.А.. Уходя от объекта разведки был атакован 4-мя истребителями противника. Вел бой. Был  подбит. На парашюте был расстрелян истребителями противника. За этот бой Немкову И.А. было присвоено звание Героя Советского Союза.

 

14-22.01.1944г. – АП участвовал в разгроме немецко-фашистских под Ленинградом.

 

19-21.05.1944г. – участвовал в операции по уничтожению кораблей фашистского флота в Нарвском заливе. В результате разведки и бомбардировки ударными силами ВВС БФ потопили 19 кораблей противника.

 

8.07.1944г. – экипажи Кузнецова А.А. и Гончарова И.П. в ВМБ Хельсинки обнаружили крейсер "Ниобе".

 

12.07.1944г. – лейтенанты ТоболенкоМ.Н. и Чаговец Г.И. обнаружили крейсер "Ниобе" в ВМБ Котка.

 

16.07.1944г. – АП участвовал в потоплении крейсера фашистского военного флота "Ниобе". Отличились экипажи  Чаговец Г.И, Гончарова И.П, ТоболенкоМ.Н, Шарапова, Мокшина, Скороходова, КузнецоваА.А, ГрачеваА.И.

 

22.09.1944г.- АП участвовал в Таллинской операции войск Ленинградского фронта, взаимодействовавшего с КБФ. По данным воздушной разведки ударные силы БФ потопили в порту и на рейде Таллина 11 кораблей фашистского флота. За участие в боях за Таллин полку присвоено наименование "Таллинский".

 

7.10.1944г. – лейтенант Горин В.А. и младший лейтенант БажкоА.А. провели воздушный бой в Ирбенском проливе. Сбили два ФВ-190 и доставили сведения о морском противнике.

 

23-24.11.1944г. – весь личный состав авиационного полка за участие в боях по овладению полуострова Церель и окончательного изгнания немцев с территории Эстонской ССР объявлена благодарность от Верховного Главнокомандующего тов. Сталина.

 

4.12.1944г. – участвуя в боях в порту Либава, обеспечили потопление 6 транспортов противника. Участвовал в боях по ликвидации Мемельской группировки и взятии порта Клайпеда.

 

3-4.05.1945г. – АП участвовал в операциях по овладению портом Сванемюнде и островом Рюген.

 

Возможно, самые тяжелые потери за время войны полк понес именно 8 мая 1945 г. В этот день при налете на ВМБ Либава, был сбит самолет ПЕ-2р с экипажем в составе двух Героев Советского Союза: капитана Грачева А.И. и лейтенанта Давиденко Г.И.. В тот же день погиб на Як-9р летчик 15-го ОРАП Герой Советского Союза Курзенков А.Г.

 

Итоги боевой деятельности полка за время Великой отечественной войны

 

За время Великой Отечественной войны авиационный полк совершил 16 722 боевых самолето-вылета, налетал 25 640 часов 04 минуты, из них ночью – 7 370 вылетов с налетом 10650 часов 13 минут, днем – 9 352 вылета с налетом 15024 часа 51 минута.

 

На голову врага сброшено 36 725 бомб общим весом 1 млн. 804 тыс. 16 кг.

 

Летчиками полка уничтожено и повреждено 23 вражеских танка, 73 автомашины, 59 орудий, 111 минометов, 81 железнодорожных  вагонов и цистерн, 9 подводных лодок, 9 торпедных катеров, 5 транспортов и 1 сторожевой корабль. Разрушено 26 складов.

 

В  воздушных боях и на земле уничтожено 48 самолетов противника. За период военных действий летными экипажами заснято свыше 3000 аэрофильмов с числом снимков более 100 тысяч.

 

Потери полка за весь период войны составляют: 211 самолетов и 279 человек личного состава.

 

15одрап за время войны ни разу не выводился в тыл и всю войну прошел от первого и до последнего дня.

 

Награды:

 

22.01.1944г.  За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22.01.1944г. 15 отдельный разведывательный полк ВВС КБФ награжден орденом Красного Знамени.

 

              22.10.1944г. За участие в штурме и взятии столицы Эстонской ССР г.Таллина и проявленные при этом героизм и умение 15 орап ВВС КБФ присвоено наименование "Таллинский", приказ Верховного Главнокомандующего тов. Сталина от 22.10.1944г.

         24.05.1945г. За успешное выполнение боевых заданий командования в годы борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество 15 орап ВВС КБФ награжден орденом Ушакова 2 стапени. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 24.05.1945г.

                  1973г. Вымпел МО СССР « За мужество и воинскую доблесть».

 

  В полку служили 10 Героев Советского Союза:

 

За спасение товарищей во время Советско – финской войны первому среди летчиков 15 орап это звание было присвоено Губрию Алексею Антоновичу, ст.лейтенанту, помощнику командира авиаэскадрильи 21.04.1940г.

 

Во время Великой Отечественной войны это звание было присвоено еще девяти летчикам:

 

Горину Василию Алексеевичу, лейтенанту, штурману авиаэскадрильи 15.05.1946г.

 

Грачеву Алексею Ивановичу, капитану, летчику 5.11.1944г. Погиб 08.05.1945г при налете на ВМБ Либава.

В честь Грачева А.И. было названо рыбодобывающее судно в г.Калининграде.

 

Давиденко Григорию Ивановичу, лейтенанту, штурману авиазвена 22.01.1944г. Погиб 08.05.1945г. при налете на ВМБ Либава.

 

Курзенкову Александру Георгиевичу, лейтенанту, командиру авиазвена 22.01.1944г. Погиб 08.05.1945г.

В честь Курзенкова А.Г. было названо учебное заведение в г.Лиепая.

 

Немкову Ивану Андреевичу, ст.лейтенанту, командиру авиазвена 24.07.1943г. посмертно. Погиб 03.05.1943г.

 

Тоболенко Михаилу Николаевичу, лейтенанту, командиру авиазвена 22.07.1944г. Погиб 07.04.1945г.

 

Усачеву Филиппу Александровичу, подполковнику, командиру авиаполка 20.04.1945г.

 

Чаговец Григорию Ивановичу, лейтенанту, летчику, 5.11.1944г. посмертно. Погиб 16.09.1944г.

 

Шапкину Николаю Васильевичу, лейтенанту, летчику, 22.07.1944г. Погиб 05.03.1945г. 

В честь Шапкина Н.И. в г.Шахты Ростовской области названа улица, установлен памятник и названо учебное заведение.

 

Семеро из них не дожили до Дня Победы.

 

Служил в полку и будущий летчик-космонавт, Герой Советского Союза полковник Викторенко Александр Степанович.

 

   5 командиров полка стали генералами:

 

Герасименко Михаил Иванович, Ильин Игорь Николаевич, Абрашкин Николай Митрофанович, Попов Виктор Викторович, Тихомиров Анатолий Васильевич.

Генерал-лейтенант Тихомиров Анатолий Васильевич был командующим ВВС Тихоокеанского флота, а генерал-лейтенант Попов Виктор Викторович был командующим ВВС Северного флота. Все удостоены звания "Заслуженный военный летчик СССР (РФ)".

 

Сохранение памяти авиационного братства

 

9 мая 1980г. в авиагарнизоне Чкаловск в честь 35-летия со Дня Победы возле Ил-28р  состоялось торжественное открытие Аллеи Героев Советского Союза 15 одрап.

Инициатором создания этой аллеи выступило командование полка – ст. инженер полка п/п-к Попов Николай Филиппович, начальник политотдела полка п/п-к Николайчук  Александр Тихонович, начальник политотдела полка п/п-к Дронов Николай Васильевич, проект выполнил начальник Дома офицеров майор Поторочин Валерий Леонтьевич, и скульптором является Кастерина Татьяна Игнатьевна, жена офицера полка.

 

 

27 апреля 1968 года в честь полувекового юбилея авиации ДКБФ в авиагарнизоне Чкаловск в Доме Офицеров был открыт Музей авиации и установлен на постамент самолет Ил-28р.

 

Этот самолет является героическим символом преданного служения нашему Отечеству и  олицетворяет авиационное братство всех поколений личного состава 15 одрап и частей обеспечения.

 

Дом Офицеров, совместно с Музеем ВВС БФ,  являлся центром культурно-досуговой и военно-исторической работы, а мемориальный комплекс Аллеи Героев и самолет Ил-28 стали не только местом военно –патриотического значения, но и являются ВИЗИТНОЙ КАРТОЧКОЙ нынешнего Чкаловска!

 

Боевой состав                                  

 

Июль 1939г -из состава 15 ап 20 летных экипажей вместе с самолетами переведены в ВВС СФ. Летом 1939г 2-я аэ переучена  и вошла в строй на самолетах ДБ-3.

 

Осень 1940г. - В составе 15 ап было 4 аэ –85 самолетов «МБР-2» и 5 «Чс-2».

 

Август 1941 - 2аэ переучились на Ил-2. 1.1.42г-31 самолет.

 

Февраль1942г-в состав ап вошла 52-я аэ на самолетах По-2.

 

20.03.43г- в составе АП были 43АЭ на Як-9, 44АЭ на самолетах П-2 и 25АЭ на самолетах По-2.

 

Май 1944г – в состав аАП вошла 45АЭ на самолетах Як-9.

 

Май 1944г – сформирована оперативная разведгруппа для обеспечения боевых действий Ладожской военной флотилии. 1 П-2, 2 Як-9 аэродром базирования - Новая Ладога.

 

Июль 1944 г- в состав АП прибыла 2-яАЭ 30 отдельного разведывательного ап ВВС ЧФ в составе 9 экипажей на самолетах А-20ж.

 

Ноябрь 1945 г – в составе АП сформирована 45АЭ на самолетах Амфибия РВУ – 6а и А – 20ж.

 

С 1.11.47 г- АП состоит из 3-х АЭ: 1 и 2 АЭ на самолетах А-20 ж, 3-я – Як – 9.                                                     

 

Май 1947 г- в 3АЭ переучился и введен в боевой строй летный состав на истребителях Р-63.

 

Май – июнь 1950 г –3-я АЭ переучилась и введена в боевой строй на самолетах Ла-11.

 

Май-август 1952 г-1-я АЭ переучилась и введена в строй на самолетах Ил-28.

 

Сентябрь 1953 г – январь 1954 г – в боевой состав введена 2-я АЭ на самолетах Ил-28.

 

Февраль 1954 г – расформирована 3-я АЭ. АП состоит из 2-х АЭ на самолетах Ил-28 и Ил-28 р.

 

Ноябрь 1954 г- укомплектована 3-я АЭ на самолетах Ил-28 и Ил-28р.

 

15.06.60 г.- в состав введена 4-я АЭ буксировочная на самолетах Ил-28 в количестве 7 экипажей и 8 самолетов, из них 7 боевых и 1Уш-28.

 

В соответствии с директивой МО СССР от 13.02.1961 г к 1.04.61 г переформировать 15 одрап на аэродроме Чкаловск в 306 одраэ с дислокацией на аэродроме Чкаловск.

 

В соответствии с директивой штаба КБФ от 26.09.1961 г. к 15.10.1961 г. переформировать 306 одраэ в пос.Чкаловск в 15 одрап авиации КБФ.

 

Освоение Ту-22Р

 

В течение 1961г-1962г. летный состав трех экипажей: подполковника Смирнова, майора Переведенцева и майора Дорошенко находились на теоретическом переучивании на самолете Ту-22Р при КБ Туполева.

 

2 июня 1962 года экипажи майора Дорошенко и майора Переведенцева на аэродроме Казань впервые произвели полеты на самолете Ту-22Р.

 

С 20 мая по 5 июля 1962 года летно-технический состав АП произвел теоретическое переучивание на самолет Ту-22Р в составе 20 человек летного состава и 201 инженерно-технического состава.

 

27.08.1962г. произошла катастрофа самолета Ту-22Р на аэродроме Чкаловск с гибелью экипажа в составе майора Переведенцева Н.А., капитана Кондратьева П.С. и капитана Свиридова И.А..

 

12.06.1964г. произошла катастрофа самолета Ту-22Р над Балтийским морем с гибелью экипажа в составе капитана Горохова Л.А., старшего лейтенанта Погуляй Н.Н, старшего лейтенанта Боровик Д.М.

 

24.12.1964г. произошел пожар на аэродроме Чкаловск, в результате которого погибли 3 человека (старший лейтенант Сыромолотов, старший сержант Филипович, матрос Рожков), сгорело 4 самолета, получили ожоги 3 военнослужащих.

 

19.06.1969г. произошла катастрофа самолета Ту-22Р на аэродроме Чкаловск с гибелью подполковника Виноградова В.А., майора Овчаренко А.С.

 

02.07.1970г. погиб на Ту-22Р майор Федотов А.К.

 

20.04.1971г. погиб капитан Голеншин Н.М.

 

30.07.71 г –3-я аэ расформирована

 

13.06.1978г. произошла катастрофа самолета Ту-22Р на аэродроме Чкаловск с гибелью экипажа в составе: майор Евстигнеев В.В., капитан Иванов И.В., ст.л-т Френкель Л.С.

 

07.12.1978г. произошла катастрофа самолета Ту-22Р над Балтийским морем с гибелью экипажа в составе майора Жукова П.А., капитана Сорокина В.П. ст.л-та Климова В.И.

 

14.07.1982г. произошла катастрофа самолета Ту-22Р над Балтийским морем с гибелью членов экипажа в составе подполковника Аникушина В.В. и капитана Камшекина Ф.З.

 

 

 

Интервью с ветеранами 15 ОДРАП: Ореховым Фекретом Энверовичем, Михалиным Николаем Алексеевичем, Дягилевым Сергеем Юрьевичем

 


Видео БАЛТИЙСКОЕ НЕБО

 

 

Видео о погибших экипажах Ту-22 ДКБФ

 

 

Видео к 75-летию полка

 

1975г. Чкаловск. 15-й авиационный полк ОДРАП. Ту-22. Авиация Балтийского флота