Видео о погибших экипажах Ту-22 на Балтике

 

 

Отрывок из интервью заместителя командира 15-го одрап по лётной подготовке п-ка Орехова Фекрета Энверовича

 

Вот у меня есть подборка наших лётных происшествий на самолёте Ту-22.

 




К сожалению, на нашем самолёте за время нашей службы произошло 9 тяжёлых лётных происшествий. Мы проводили анализ, можно ли было выпутаться из этой ситуации. Во многих случаях можно было. Во многих случаях вообще нельзя было допускать эту ситуацию. К сожалению, наша лётная служба…

Некоторые говорят:
– Как вы можете говорить о лётчиках вот так?! Он же погиб при исполнении.

 

А как летать дальше? Вот скажите мне?! Я как зам. командира полка по лётной подготовке, как я должен был лётчикам объяснять? Что он – герой? У нас всегда всё заканчивается разбором полётов. Отдаём почести, отдаём дань тому, что экипаж отдал жизни делу служения Отечеству. Но потом нужно на этом горьком уроке научиться. Одно дело, что мы говорим жёнам, другое дело, что мы должны обсуждать в своей среде.

 

У нас на Ту-22 существовало такое правило: лётчик должен уметь действовать во всех особых случаях полёта грамотно.

 

Но особые случаи бывают разные. Особый случай – отказала топливная система, ну, и бог с ней. Я возьму, открою блокнот или справочник и исправлю. А есть экстренные случаи, которые требуют немедленных действий. Их не запомнишь, не прочитаешь. Эти знания в тебе должны вырабатываться каждый день, каждую лётную смену. Например, отказ двигателя на взлёте – что делать?

Вот у нас произошла тяжелейшая катастрофа, экипаж Евстигнеева погиб на взлёте. Летел на маршрут, заправка была средняя такая, на 2,5 часа. Взлёт, самолёт отрывается, набирает угол атаки больше, больше, больше… Теряет скорость, падает и тут же, на глазах у всех лётчиков, погибает… Жалко экипаж? Безусловно, жалко. А когда начинаешь анализировать, всё ли он сделал для того, чтобы спасти себя, выясняется, что оказывается можно было что-то сделать – перейти на электрическое управление МУС-5.

13.06.1978г Экипаж м-ра Евстигнеева В.В.: ШК - ст.л-т Френкель Л.С., РТСС - к-н Иванов И.В. В процессе разбега, на удалении 1783м от начала ВПП, самолет резко увеличил угол атаки, коснулся ВПП хвостовой пятой и через 65 м отделился от ВПП. Перешел в набор высоты с углом 30-40 град. На высоте 50 м самолет с левым креном перешел на снижение и на удалении 600м от конца ВПП столкнулся с землей и сгорел. Перед столкновением на команды РП командир ответил: «Не управляется по горизонту».

Но ведь это надо сообразить. Это надо было поймать. Это наша была ошибка, руководителей, что мы вот этому не учили, или учили недостаточно. Система безопасности полётов предусматривает умение научить лётчиков, а лётчик или экипаж должен уметь вывернуться из любой ситуации. Из любой ситуации. Вот этот тонкий момент.