Чижов Михаил Фёдорович
КК Ту-22
Военный лётчик 1-го класса
Заместитель командира 1 АЭ по п/ч
Майор гвардии
Биография
Родился в январе 1947 г.
После окончания ТВВАУЛ в 1971 году служил помощником командира корабля-правым летчиком на самолете Ту-16 в гарнизоне Белая.
После переучивания в 43 ЦБП и ПЛС служил командиром корабля Ту-22, затем заместителем командира АЭ по политической части 203 гв. тбап.
1. На его карьеру повлиял случай, описанный в книге В.Марковского, И.Приходченко.
"Ту-22. Стратегический бомбардировщик, ракетоносец, разведчик":
И В ЧИСТОМ ПОЛЕ МОЖНО ЗАБЛУДИТЬСЯ,
А ЖИЗНЬ ПРОЖИТЬ НЕ ПОЛЕ ПЕРЕЙТИ
В 203-м полку приключилась история, имевшая широкую огласку в Дальней авиации. Случай был связан с Моздоком, откуда самолеты полка работали при выполнении тактических пусков ракет в ходе плановых дивизионных учений. 24 марта 1983 года экипаж Ту-22К № 63 в составе командира корабля майора М. Ф. Чижова, штурмана старшего лейтенанта С. М. Дроздецкого и оператора капитана В. И. Мерзликина должен был выполнить ночью полет по маршруту ведущим ударной группы с тактическим пуском ракеты на 700-м полигоне.
Уже после получения предполетных указаний было принято решение о смене курса взлета на обратный, но из-за невнимательности штурмана курс самолета был установлен с ошибкой на 180°. Из-за этого полет выполнялся в зеркальном отражении к заданному маршруту и ракетоносец ушел в обратном направлении от группы. Ситуацию усугубило то, что весь полет должен был проходить в режиме радиомолчания.
Ни руководитель полетов, ни центры управления воздушным движением нарушения не заметили. После нескольких поворотов экипаж выполнит положенный тактический пуск ракеты (слава богу, что не боевой...) по случайной цели в Азовском море, и взял, как они считали, курс на Барановичи. Стечением обстоятельств все открывавшиеся на земле ориентиры в точности соответствовали заданным по маршруту.
Спустя некоторое время в Тбилисском РЦ УВД заметили самолет, летящий в направлении госграницы СССР и информировали КП ПВО о нарушителе. На перехват идущему на юг неопознанному самолету было поднято дежурное звено истребителей Су-15 с аэродрома Марнеули.
В это же время, согласно заданию, оператор Ту-22К должен был ставить пассивные помехи. В итоге экраны РЛС истребителей оказались забиты помехами и перехват сорван. Через несколько минут Ту-22К оказался над Ираном. При пересечении "ленточки" самолет шел точно по международной трассе, поэтому иранцы не отреагировали на появление нежданного гостя.
Экипаж даже не представлял себе всю рискованность своего положения: иранцы в это время воевали с соседним Ираком, имея налаженную систему ПВО, на счету которой числилось порядочное число сбитых чужих самолетов. Вскоре в стороне показались огни большого города, оказавшегося Тегераном. По расчету, самолет должен был как раз проходить очередной поворотный пункт маршрута, и штурман искренне считал, что внизу видит огни Курска.
В итоге Ту-22К вышел к крупному городу Мешхед на северовостоке Ирана, возле которого располагалась крупная авиабаза. Здесь штурман дал команду снижаться, полагая, что самолет достиг конечного пункта маршрута - аэродрома Барановичи. Командир корабля смущали лишь видные внизу под луной горы с заснеженными вершинами, которых никак не могло быть посреди белорусских равнин. Начал догадываться о потере ориентировки, летчик ответил - "никаких снижений, пока не пойму, где мы" и встал в круг.
Чтобы определить место самолета, экипаж стал запрашивать землю по всем возможным каналам. Никто не отвечал... Подали сигнал "Бедствие". Потеря ориентировки стала очевидной, когда стало всходить солнце - совсем не с той стороны, где ему следовало быть. Стало понятно, что последние три часа они летели обратным курсом - на восток вместо запада!
Командир приял решение повернуть на север - там, по всей видимости, должна была находиться своя территория. По счастью, вскоре на запросы открытым текстом ответил аэродром истребителей Мары-1 на юге Туркмении. Экипаж сумел выйти на него и благополучно приземлился с минимальным запасом топлива.
По воспоминаниям капитана В. И. Мерзликина, "пока выходили к аэродрому, была поднята пара истребителей на перехват и сопровождение, так как мы шли из Ирана и уже сменились коды опознавания.
Один из летчиков перехватчиков в суматохе забыл включить свою систему опознавания и они гонялись друг за другом где-то рядом. А мы уже в районе 3-го разворота, 4-го и заходим на посадку. Позже командир сказал - при проходе над полосой разглядел наши самолеты со звездами и солдата-караульного, расстегнутого до пупа и с висящим ремнем. Если бы не видел звезд, вас бы катапультировал, а сам бы врезался в землю. Решил так, еще когда в круг встали".
2. Дополнительно этот случай был подробно рассмотрен на нашем ФОРУМе здесь.
3. Книга выпускников ТВВАУЛ-71
Миша сидит крайний справа с Сенякиным Сергеем. Спасибо Агееву Геннадию, что сохранил этот снимок
Умер Михаил Фёдорович 14 апреля 1987 года. Это произошло дома при сборах на работу.