Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

ТЕМА: А ветер-то поменялся

А ветер-то поменялся 2 года 3 мес. назад #123

  • admingerman
  • admingerman аватар
  • Вне сайта
  • Администратор
  • Сообщений: 57
  • Спасибо получено: 36
Представляем Вашему вниманию свою версию вышеописанных событий от еще одного, но не маловажного участника тех событий. Итак, рассказ от генерал-лейтенанта Тараканова Александра Ивановича.
Весной 1983 года в период с 19 по 25 марта с воздушной армией было проведено армейское командно-штабное учение под кодовым названием "Удар-83". Руководил учением заместитель Главкома ВВС маршал авиации Ефимов Александр Николаевич. Тема учения предусматривала: "Планирование и организацию боевых действий ВА ВГК по разгрому авиационных и авианосных группировок противника с выполнением маневра частью сил на другой (южный) ТВД". По теории привлекались: 46 ВА ВГК(СН), 4 ВА ВГК(ОН), ВВС Приморского, 1 и 2 Центральных фронтов, 2 Объединенного флота. К практическим действиям от 46 ВА ВГК(СН) были привлечены: 22 дивизия, 251, 840, 290 и 226 полки (всего семь полков). Использовались полигоны: Гурьяново, Калиновка, 500-й и 600-й. Для авиационного маневра части сил были задействованы аэродромы: Насосная, Моздок и Энгельс.
Исследовались вопросы:
- организация управления смешанными боевыми порядками;
- целесообразность доставки крылатых ракет в новый район базирования боевыми самолётами;
- возможность штатных и приданных средств РЭБ по прикрытию боевых порядков при преодолении ПВО;
- боевые возможности полков при действиях по авиационным базам ночью.
Выполнено: самолёто-вылетов – 317 с налетом – 1210 часов, бомбометаний - 136, пусков ракет – 3 ( все с оценкой "отлично").
Общая оценка за АКШУ – хорошо. Однако в ходе учений не всё было гладко. В экипаже майора Чижова на самолете Ту-22к в 203-м полку (Барановичи) была допущена потеря ориентировки и нарушение госграницы с Ираном. Экипаж произвёл вынужденную посадку на аэродроме Мары-2. За этот случай мне от Министра Обороны СССР был объявлен "строгий выговор".
Вывод по учению был следующий: "Несмотря на провал в самолётовождении, учебные цели, поставленные на АКШУ, достигнуты. Командование 46 ВА ВГК(СН) показало возросший уровень оперативной подготовки, принимало обоснованные решения и практические задачи решало уверенно".

По инциденту с потерей ориентировки в 203-м полку хочу пояснить следующее. Маршал авиации Ефимов А.Н. по плану АКШУ заслушал решение командира 22-й дивизии генерал-майора Нестерова Г.Д. в Бобруйске на практические действия. Я присутствовал при этом. Командиром дивизии всё было доложено основательно и без замечаний со стороны проверяющих.
В это время 203-й полк находился на аэродроме рассредоточения Моздок и в ночь этих же суток должен был вылетать на выполнение учебно-боевой задачи с выходом на объекты в Каспийском море, а затем левым разворотом по маршруту через г. Курск, следовать на свой аэродром Барановичи.
Маршал Ефимов А.Н. решил вылететь на своём самолёте Ил-22 ВЗПУ в Моздок. На транспортном самолёте Ан-12 туда же вылетела и группа офицеров управления 22-й дивизии. Группу возглавил сам командир дивизии генерал-майор Нестеров Геннадий Дмитриевич. Что касается меня, то Руководитель учения указал мне, Командующему, в это время управлять вылетами частей по учению с КП в г. Смоленске. В Моздоке офицеры групп Ефимова и Нестерова присутствовали на предполётных указаниях 203-го полка. При этом первоначально на указаниях полку был объявлен курс взлета, который запомнил экипаж майора Чижова. В конце предполётных указаний, как бы вдогонку, курс взлёта был изменён.
Изменения курса взлёта экипаж Чижова не услышал и установил курсозадатчик на приборах в самолёте на объявленный курс взлета первоначально. Командир корабля майор Чижов выруливал на старт ночью за впереди идущими экипажами по боевому порядку. Произвёл нормальный взлёт в режиме радиомолчания и выполнил маршрут в прямоугольной системе координат (по ортодромическим курсам) с точностью "всё наоборот".
Командир дивизии генерал Нестеров Г.Д. после предполётных указаний решил руководить полетами лично и от руководства полётами отстранил ранее назначенного руководителя полётов от 203-го полка, имеющего уже опыт руководства полётами на аэродроме Моздок. После взлета экипажа Чижова генерал Нестеров не определил по экранам радиолокаторов, что этот экипаж выполняет схему отхода от аэродрома на маршрут с отклонением на 180 градусов, а группа руководства полетами помощи РП не оказала.
В то же время экипаж Чижова был в полной уверенности, что полет по маршруту выполняет правильно. На экране радиолокационного прицела характерные ориентиры были сфотографированы и они оказались похожими на заданные, при этом всё практически один в один совпадало по времени с запланированным маршрутом. Парадокс, но в жизни бывает и так.
Например, по времени должны быть Апшеронский полуостров и город Курск, но на самом деле, оказывается, был полуостров в Азовском море и иранский город Тегеран. Наконец, командир корабля заметил, что летят не туда куда нужно. Наступал рассвет, всходило солнце, которого не должно быть по расчету времени, так как по заданию полет выполнялся в западном направлении. Экипаж определил, что летят они на восток, а не на запад. Летчик взял курс ноль градусов и пошёл на север. Запросил "Прибой" на 1-м канале УКВ радиостанции. С аэродрома Мары-2 получил "Прибой - 0 градусов". Вышел на этот аэродром и благополучно произвёл посадку.
Командир корабля после посадки вышел на связь с КП ВА по простому телефону и мне лично доложил о причине случившегося происшествия.
Нам уже было известно, что одного экипажа после посадки на аэродроме Барановичи в 203-м полку нет. Известие о том, что экипаж цел и невредим, нас, естественно, обрадовало. Доложили об этом руководителю учения. Далее было расследование, разбор и наказание виновных, как это обычно бывает. В целом нам всё-таки повезло. В это время в исламском мире был праздник Рамадан и экипаж Чижова целых 2 часа 6 минут летал над Ираном незамеченным его средствами ПВО. При этом мы, я имею в виду СССР, избежали и международного скандала.
Последствия этого происшествия ещё длительное время сказывались на судьбах людей, причастных к нему в той или иной мере. Я лишний раз убедился, что в авиации, как нигде, первое решение всегда более верное. Бывает и так, что от решений руководителей, не всегда правильных, страдают многие.
Так было и в нашем довольно позорном случае. Генералу Нестерову Г.Д. не следовало отстранять руководителя полетов от управления полком в Моздоке при взлете 203-го полка на выполнение учебно-боевой задачи. Командир дивизии в присутствии Заместителя ГК ВВС, видимо, посчитал, что он обязан лично руководить полетами. Но его решение было ошибочным, что и привело к негативным последствиям.
При этом выскажу своё мнение по поводу действий в полёте командира экипажа майора Чижова. С одной стороны, в конце полёта его действия были правильными. Доклад лично мне по телефону сразу же после посадки о причине случившегося происшествия в данном полёте тоже был точен. А с другой стороны, в полёте от самого его взлета действия по выдерживанию маршрута в соответствии задания были безобразными.
Допущено вопиющее безразличие к действиям штурмана корабля по ведению детальной ориентировки. Командир корабля майор Чижов, по всей видимости, ни разу не посмотрел в план полёта, в котором обозначены все поворотные пункты маршрута, расстояние между ними, время полёта и заданный курс, что летчик должен проверить на каждом этапе полета и что должен доложить в боевой порядок и т.п. Этого ничего не происходило.
Хотя бы один раз командир экипажа взглянул на показания компаса КИ-12 или ДГМК (дистанционный гиромагнитный компас) и посмотрел на план полета летчика, то сразу бы определил, что летят не туда, куда необходимо по заданию.
Вообще говоря, командир экипажа допустил вопиющую беспечность в ведении ориентировки в полёте. Ведь это произошло на крупном учении, где должна быть особая ответственность каждого экипажа в полете.
Это экзамен для каждого экипажа в полку и полка в целом. По всей видимости, и в обычных полетах также такое отношение к ориентировке могли допускать командиры экипажей, и не только на самолетах Ту-22, но и на других типах, что недопустимо. Естественно, что в частях воздушной армии случай потери ориентировки в экипаже майора Чижова был подробно изучен.
К счастью повторений подобных происшествий не было.
Последнее редактирование: 2 года 3 мес. назад от admingerman.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: nbd5353
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
Время создания страницы: 0.241 секунд
Работает на Kunena форум