Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

ТЕМА: А ветер-то поменялся

А ветер-то поменялся 10 года 1 мес. назад #14

  • admingerman
  • admingerman аватар
  • Вне сайта
  • Администратор
  • Сообщений: 77
  • Спасибо получено: 37
1983г. Разгар ирано-иракской войны. К чему бы про это напоминать?
Немного терпения. Далее узнаете.
Гвардейский тяжелый бомбардировочный полк Дальней авиации проводил ежегодные лётно-тактические учения с вылетом на маршрут по южному варианту. Т.е. взлёт в Барановичах (это между Минском и Брестом), потом до границы ГДР-ФРГ, далее поворот на юг, и вдоль границ социалистического лагеря до Моздока.
Хотя Пушкин и сказал о данном населённом пункте, что «В Моздок я больше не ездец», летать туда этому полку приходилось регулярно, маршрут был отработан «от и до» и особых проблем не вызывал. В Моздоке надо было сутки посидеть, заправиться и вернуться на базу. Но всё в условиях приближённых к боевым, т.к. сами понимаете, ЛТУ, т.е. режим радиомолчания, перелёт только ночью и т.д. и т.п.
Короче, до Моздока добрались нормально. Командир полка собрал экипажи кораблей и поставил задачу добраться внезапно до Барановичей, а то мамки уже соскучились, а «шпага» рвётся из системы кондиционирования в грелки лётно-подъёмного и технического состава («шпага» - это спирто-водяная смесь "СВС" , на ТУ-22 в количестве 350 л). Штурмана проложили десятки раз хоженый маршрут на картах и принялись составлять таблицы для ввода в курсовой вычислитель координат поворотных пунктов маршрута (ППМ).
Этот курсовой вычислитель представляет собой небольших размеров шкафчик типа тех, которые висят у большинства из нас на кухне. У него есть окошечки, в которых высвечиваются координаты Х и У, а также градусы угла поворота в точке ППМ. Жутко умная машина, особенно учитывая её размеры. Расчёты сделали, как положено. Штурман полка всё проверил лично, разрешил ввести данные в вычислитель.
С чувством выполненного долга экипажи отправились на отдых, т.к. взлёт предстоял в ночных условиях. В экипаже майора Ч. был молодой штурман, назовём его, как обычно, Пупкин. Он только год назад выпустился из Челябинского училища штурманов и под руководством старших товарищей успешно осваивал эту сложную технику. Ничем особо не выделялся в лучшую сторону, но и проблем тоже не создавал — служил, как все. Т.к. маршрут у всех одинаковый, лейтенент Пупкин сверился с другими штурманами и, умиротворённый, отправился на отдых. Надо сказать, что возвращаться домой всегда приятней, дорога кажется прямей, а время летит быстрей. Да и маршрут имел всего один ППМ - взлетели, довернули на Барановичи и вперёд по прямой без разговоров (режим радиомолчания).
Всё бы было именно так, но случилось то, что в авиации всегда случается в самый неподходящий момент - буквально за час до взлёта, когда экипажи уже готовились к посадке в аэропланы, сменился на 180 градусов ветер, что означало взлёт в противоположную сторону против первоначально введённого в вычислители направления.
Штурмана всех кораблей, вспоминая тихим незлобивым словом метеорологов и погоду, занялись исправлением координат. Что случилось с лейтенантом Пупкиным, история умалчивает, но факт налицо - исправления в вычислитель введены не были. Весь полк взлетел и повернул на Барановичи, а корабль майора Ч. повернул на 180 гр. в другую сторону.
Любой, кто ради интереса проведёт прямую от Барановичей через Моздок, упрётся в Иран. Слава Богу, заправка была неполная, т.к. до Барановичей надо меньше топлива, чем на полный маршрут, эшелон по условиям учений был 9000 м, а Ту-22 - машина скороподъёмная …, словом, высоту экипаж майора Ч. набрал быстро и через Кавказские горы перевалил без проблем. Напомню, что по условиям учений выходить в эфир нельзя, а ППМ всего один - заблудиться ну очень трудно, в общем, когда истекло положенное время и майор Ч. снизился до необходимой высоты, чтобы определиться на местности то, «под крылом проплывала чужая неведомая земля».
Причём в условиях полного затемнения. Война всё-таки. Странно, смекнул майор Ч, и попросил лейтенанта Пупкина -дай место.
- Товарищ майор, расчётное время истекло, мы должны быть в районе Барановичей - отвечал неуверенно лейтенант Пупкин.
А топлива-то мало, не на маршрут шли, а домой! Можно только догадываться о диалоге, произошедшем между командиром и его штурманом! В результате майор Ч. принял простое, но гениальное решение. Здраво рассудив, что у него война учебная, а упасть из-за отсутствия топлива можно по-настоящему, к тому же до рассвета ещё далеко, он открытым текстом воззвал в эфир о помощи. И в ответ на его призывы, как глас с небес, раздался сакраментальный вопрос:
- А ты, собственно, кто?
- Я м-р Ч, выполняю перелёт Моздок - Барановичи. Мой славный штурман …! …! меня завёл куда-то, где я ещё не бывал. Мужики! Помогите обрести твердь земную под ногами.
-Н-да.
Курс тебе такой-то. Дуй на форсаже как можно быстрее, потому что ты уже сорок минут болтаешься над Ираном, а мы тут в ПВО не поймём, что ты там делаешь, хотя ведём с момента твоего появления над Кавказом. Думали, спецзадание какое, да уж больно нахально ты пёр.
Экипаж майора Ч. благополучно приземлился на одном из аэродромов под Баку. Попыток перехвата со стороны иранцев зафиксировано не было. То ли проспали, то ли всё поняли и сделали вид, что не заметили.
Лейтенанта Пупкина от полётов отстранили. Майору Ч. дали дослужить до пенсии, что не удивительно, т.к. лётчиков, освоивших Ту-22, ценили на вес золота и даже разрешали летать в очках! ПВОшники на аэродроме под Баку попили «шпаги» и сокрушались, что на МиГ-25 СВС не так много, как на «шпагоносах» Ту-22.

Автор - Алексей Хромов
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Re: А ветер-то поменялся 10 года 1 мес. назад #21

  • Pilot
  • Pilot аватар
  • Вне сайта
  • Новый участник
  • Сообщений: 4
  • Спасибо получено: 1
Алексею Хромову.
Это полёт м-ра Чижова, царство ему небесное. Вы видимо что-то о нём слышали, но писать всякую чушь. как то некрасиво. Всё было несколько сложнее. В таких случаях, как правило, накладывается очень много факторов. И виновников получается много, каждый из которых мог всё это предотвратить. А поменялся не ветер, а насколько я помню курс взлёта. Но надо отдать должное командиру корабля, ведь несмотря на все и его ошибки полёт закончился благополучно благодаря только ему.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Re: А ветер-то поменялся 10 года 1 мес. назад #33

  • tu22
  • tu22 аватар
Алексей Василич, не стоит мельчить. Вы написали унизительные вещи. Зачем?

Михаил Федорович Чижов переживал этот случай до конца своей жизни. И умер он совсем скоро. Его замучили подобные выступления. Особенно старались некоторые товарищи по цеху, знатоки человеческих душ. Справедливости ради надо сказать, что были в их среде и порядочные летчики.

Как всегда, умники появляются потом. А заранее или в процессе, таких вот "советов" не дождешься. Опасно, правда?
Да и самолет Ту22 уважал и покорялся не мастерам слова, а мастерам боевого применения. Его уговорить нельзя.

А М.Ф.Чижов был именно Мастером. И сам факт того, что полет закончился посадкой, да еще на советском аэродроме, только подтверждает это.

По хорошему, сейчас можно спокойно разобраться.
В любом случае будем опираться на факты.
Почему в кресло РП сел командир 22 тбад, а не штатный РП, который готовился к ЛТУ?
Почему этот РП не увидел на локаторе, что весь полк пошел штатно, а один нет?
Чем занимался РП?

А что делать КК, если ШК замолчал над Тегераном? Так он остался один на один с фактом. Догадка наверняка была пронзительной, а насколько была возможна паника?

Почему Вы, Алексей Василич, не обратили внимания на самообладание летчика? Он же понял свою ошибку задолго до посадки.

Теперь посадка.
Сели они в Мары2. Никакой это не Баку, не Каспий. А это КараКумы, Туркмения.
И на посадке, когда топлива уже не было, Чижов снизился, чтобы увидеть звезды на самолетах полка истребителей. Только потом уже произвел посадку.

Много лет позже, мне довелось познакомиться с этим аэродромом детально. Он построен для ИБА. Там "сидели" Миг23 и Су17.

Разве посадка на незнакомом аэродроме истребителей, т.е. на узкой ВПП, не показатель уровня подготовки и моральных качеств пилота?

Вот тут то и место Вашим знаниям политработника. Профессиональный анализ полета и оценка человеческих качеств членов экипажа. Безусловно, люди переживали. Как ЧП повлияло на их судьбы? Кто и где сейчас?

Очень бы хотелось услышать о судьбе штурмана. Как служилось Дроздецкому, где?
Мало кто знает фамилию его, главного виновника. Обвинен летчик Чижов М.Ф.

Хотелось бы попросить отозваться непосредственных участников этого события.

Не пора ли восстановить справедливость?
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Re: А ветер-то поменялся 10 года 1 мес. назад #38

  • pavel _m
  • pavel _m аватар
  • Вне сайта
  • Новый участник
  • Сообщений: 2
  • Спасибо получено: 1
Добрый день, уважаемые почитатели самолета ТУ-22!
Прежде всего, спасибо создателям сайта! С этим замечательным самолетом связаны многие годы службы в качестве летчика.
По теме разговора сразу заметил бы, что штурман в экипаже майора Ч., выпустился из ЧВВАКУШ в 1974 году, имел определенный опыт в должности 2 штурмана и штурмана экипажа самолета ТУ-16. О его стаже и опыте в качестве штурмана экипажа ТУ-22 дополнительно спрошу у товарищей.
Что касается смены курса перед вылетом, насколько помню из материалов, доводимых на разборе этого инцидента, на оперативном аэродроме Моздок в экипаже Ч. произошли накладки, обусловленные многими факторами.
Стоит ли говорить, насколько насыщенным и напряженным был период подготовки и выполнения учений. Плюс волнение, если опыт еще не очень большой - это о штурмане. Плюс "чужой" аэродром в темную ночь. Плюс еще на этом аэродроме, штурман был, скорее всего, впервые. Аэродром Моздок - это стратеги. За многие годы полетов на ТУ-22 мне довелось быть на нем парочку, а то и вовсе один раз.
О смене курса взлета:
На предполетных указаниях под запись на МС было сказано об одном курсе взлета. После окончания указаний, когда уже все встали, начали собираться - возник шум разговоров, отодвигаемых стульев - было сказано напутствие, смысл которого: "ветерок подворачивает, будьте готовы к взлету с другим курсом. Экипаж Ч., находясь на удалении от трибуны и по причине общего шума, а также собственных сборов-разговоров, судя по всему, этого напутствия не расслышал.
Далее: курс для выруливания был уточнен ведущему по радио с КДП, остальные запускали, прогревали, выруливали в режиме радиомолчания. В момент, когда озвучивался в эфире курс взлета для ведущего, данный экипаж мог либо подниматься, либо запускать дв. и проверять управление. Совершенно очевидно, что экипаж не расслышал эту информацию.
Выруливание в энергичном темпе, отслеживание по секундомеру точности занятия ВПП и своевременности взлета. В итоге, штурман на задатчике курсовой системы установил тот курс, который был объявлен на предполетных указаниях.
Все это не оправдывает его, так как у штурмана в кабине есть оборудование, позволяющее определить магнитный курс. Вышесказанное лишь как-то может объяснить причину ошибки штурмана.
Далее, можем попробовть вспомнить, в какой момент штурман начал все-таки контролировать направление по другим навигационным приборам. Совершенно определенно ясно, что штурман уверовал в правильность установленного им условного направления и далее в полете вел навигацию по этому параметру. А показания стрелки гиромагнитного/гироиндукционного компаса счел ошибочными. Глядя на это все со стороны, кажется абсурдным, но фактом остается - штурман подумал об отказе магнитного датчика.
Ошибка экипажа могла бы быть замечена с земли и пресечена на многих этапах, начиная от схемы отхода, но... далее идет серия ошибок со стороны органов управления воздушным движением. И большое количество невероятных, казалось бы, совпадений.
О летчике Ч. уже было сказано, что он проявил летное мастерство, когда надо было выйти на аэродром посадки и произвести заход с посадкой.
С уважением,
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: tu22

Re: А ветер-то поменялся 10 года 1 мес. назад #42

  • nbd5353
  • nbd5353 аватар
  • Вне сайта
  • Модератор
  • Сообщений: 7
  • Спасибо получено: 11
Добрый вечер всем участникам форума! Хочу предложить Вашему вниманию рассказ из новой книги Михаила Яценко. Михаил Васильевич Яценко был участником событий, затронутых в данной теме. Это взгляд лётчика-профессионала, мнение человека, пережившего эту драматическую ситуацию. Рассказ довольно большой, поэтому буду размещать его по частям. Если что-то не так, уважаемые Админы меня остановят.
Итак, часть первая...

Солнце по курсу

Жизнь в авиации всегда сопровождают романтика, приключения, риск и опасность. А ещё происходят такие случаи и совпадения, что придумать их не может ни один фантаст. Да если даже и придумает кто-то что-то такое накрученное про полёты, всегда можно с уверенностью сказать, что это когда-то и с кем-то уже было. Вот хотя бы такое, как у нас.
Шли учения. Крупные. «Синиe» на земле крушили оборону «Красных», «Красные» в воздухе прорывали ПВО «Синих», а все вместе оттачивали своё воинское мастерство и умение. Наш полк успешно выполнил первый вылет, нанёс сокрушительный удар по стратегическим целям «противника» и, в соответствии с планом, произвёл посадку на оперативном аэродроме Моздок. Пока технический состав готовил самолёты к повторному вылету, лётному составу поставили задачу нанести удар по вновь выявленным целям и дали время на доподготовку и короткий отдых перед вторым ночным вылетом.
Вот с отдыха всё и началось. Пока все хоть ненадолго прикорнули на кроватях, замполиты носились по штабам, стоянкам и казармам, собирая и передавая по линиям связи свои особо важные отчёты о результатах первого вылета, определяя отличников и передовиков, выпуская «Боевые Листки» и Молнии» с именами особо отличившихся. В общем, не до сна им было, не до отдыха. Не было отдыха и у нашего замполита эскадрильи Михаила. За всей этой суетой ему не то, что прилечь, присесть было некогда. А он лётчик и лететь ему надо наравне со всеми, в едином боевом порядке, совершая второй ночной боевой вылет.
Погода стояла чисто лётная. На небе ни облачка, видимость миллион на миллион, теплынь, хоть в трусах ходи. Вот только ветер был… Вернее не был. Штиль. Такой штиль, что пушинка, выпущенная из рук над головой, опускалась к твоим ногам. А заправка полная, как говорится, «под заглушку» и с ракетой, так что взлётный вес максимальный. Но в Моздоке полоса длинная, проблемы со взлётом нет. Ну, почти нет. Она хоть и длинная, но не бесконечная. Вот командир полка и тянул из метеоролога прямо таки клещами данные о ветре на момент взлёта полка, чтоб курс взлёта выбрать такой, чтоб, хоть чуть-чуть, но против ветра. А тот юлит, может такой, может такой, а может и такой. И с каким курсом не взлетай, всё боковой под девяносто градусов получается.
Полоса в Моздоке имеет общее направление с запада на восток, а сам аэродром расположен севернее Кавказского хребта и примерно посередине между Каспийским и Чёрным морем. После изнурительной пытки метеоролог выдал, что ветер в момент взлёта полка будет западный, ну, скорее западный, чем восточный, и даже может дуть с силой до одного, а то и двух метров в секунду. И командир дал команду:
– Взлетаем на запад!
Приехали на стоянку. Занимаем рабочие места, готовимся к запуску и видим, как взлетает пара доразведчиков цели на восток. Тут и по земле по цепочке от самолёта к самолёту передают:
– Взлёт на восток!
– Штурман, – говорю, – ты понял, что курс взлёта на восток?
– Понял, понял, уже и курсовую установил.
На нашем самолёте Ту-22 курсовая система своя, особая, ортодромическая. Это когда «Северный полюс» переносится в ту точку земли, которая тебе надо. Как правило, за эту точку принимают цель, по которой наносится удар. Эту точку соединяют прямой линией с точкой вылета и получают ортодромию. Если лететь по ней, то ортодромический курс всегда будет ноль градусов. От этой линии рассчитывают курс полёта на каждом этапе и курс взлёта и посадки. Рассчитываются и магнитные курсы полёта. Все эти данные мы наносим на карту и в полёте сравниваем фактические показания курса с расчётными. После запуска двигателей штурман включает курсовую систему и вводит в неё все необходимые данные для полёта, в том числе и курс взлёта. А перед взлётом, когда самолёт уже стоит по оси ВПП*, производит согласование системы, чтобы убрать все ошибки гироскопа, полученные на рулении от тряски и резких разворотов. Отступление немного скучное, но необходимое для дальнейшего повествования.
Запуск, выруливание и взлёт производим в режиме радиомолчания, «война», как ни как. А взлёт у нас – красота, особенно ночью. Самолёты по полосе разбегаются сплошным потоком один за другим. У каждого за хвостом тринадцатиметровый факел от форсажей. Оторвавшись, самолёты круто уходят вверх. На фоне чёрного неба выстраивается гирлянда ярких огней, которые поочерёдно гаснут в одной и той же точке небосвода, а им на смену от земли отрывается очередной, продолжая цепочку. Любо-дорого посмотреть. Вот на эту красоту, наверное, и засмотрелись на КДП.
Да, КДП. Командно-диспетчерский пункт, святая святых. Во время полётов там строго ограниченный круг людей допущенных к руководству полётами: РП – руководитель полётов и его ГРП – группа руководства полётами. У каждого своё рабочее место, свои обязанности и своя зона ответственности. И посторонних – ни-ни, строжайше запрещено. А тут учения. На КДП и генерал, и его свита из нужных и разных помощников. И, хоть есть штатный руководитель полётов, общее руководство осуществляет генерал.
Взлёт в режиме радиомолчания, в эфире тишина. Генерал напряжённо следит за взлётом, все напряжённо следят за генералом. И в этой напряжённой тишине никто не увидел на экране локатора, как один самолёт в середине боевого порядка, после выключения форсажей, развернулся в другую сторону и полетел не туда, куда полетели все.
А в воздухе в это время шла напряжённая работа. Ведомые молча отыскивали среди звёзд мигающие бортовые огни своих ведущих и молча пристраивались к ним на заданных интервалах и дистанциях, ведущие пар молча занимали заданные места в ударных группах, ведущие групп – в общем боевом порядке полка. Всё молча, только по расчёту времени и визуальному наблюдению. Всё, как на войне.
Где-то через час полёта в эфире раздался голос. Ведомый запросил у ведущего его угол сноса и путевую скорость, а то он его никак догнать не может. Ведущий необходимые данные передал. По позывному определил, что это наш замполит, Михаил. На всякий случай, сравнил его данные со своими. Всё совпадает. Посетовал на ведомого. Странно, видимость – лучше, чем днём, в свете луны горы Кавказского хребта видны слева по полёту, как на ладони, города на земле лежат яркими световыми пятнами. На заданный курс развернёшься, поворотный прямо по носу светится, с картой сравнил, штангу** на него направил и никакой компас не нужен. Бортовые огни своего боевого порядка впереди вижу. Мой ведомый ещё на отходе, на первом развороте, своё место занял, идёт, как привязанный. Как можно в таких условиях не собраться, или потерять друг друга, не понятно?
Тут голос в эфире:
– Меньше болтать надо, тогда всё видно будет.
Ну, он немного не так сказал, пожёстче, что ли, но все сразу поняли, что режим радиомолчания соблюдать следует строго. И все замолчали. До конца полёта, до посадки. А на земле обнаружили, что одного экипажа нет. Все самолёты на месте, а одна стоянка пустая, та, куда наш замполит Михаил зарулить должен был. Мы возле неё собрались, молчим, ждём, вдруг ещё сядет, зарулит…
Через полчаса стало ясно, что ждать больше нечего. Если он ещё и был где-то в воздухе, то теперь топливо у него, по всем расчётам, закончилось, движки остановились. А без тяги двигателей наш самолёт летит по правилу брошенного топора: недалеко и недолго. По крутой глиссаде снижаться ещё можно, а садиться – нет.
Техники на стоянке остались, лётчики в класс объективного контроля пришли. Сидим, вспоминаем, кто и где его в последний раз видел, кто и что слышал. Ведомого его, Николая, за грудки потрясли: где ты его потерял? Когда? Как?
– Я, – говорит, – после взлёта шасси, закрылки убрал, в набор перешёл, его форсажи впереди вижу. Потом он форсаж выключил, я мигалки вижу, держу его впереди. Тут мой черёд форсажи выключать. Параметры двигателя проверил, глянул вперёд, его впереди нет. Ну, всё правильно, думаю, он разворот выполняет. По расчётному времени сам в разворот вошёл. На прямую вышел, глянул вперёд – его нет. Я опять схему отхода строго по времени строю. Сейчас на привод*** выйду, между нами пятнадцать секунд будет, там уж я его точно найду. На дальний вышел, его нет, а над нами какой-то самолёт прошёл эшелоном выше почти встречным курсом. Хотел ещё РП сообщить, что гражданский борт трассу срезает, над точкой идёт, но подумал, что это с их разрешения, и промолчал. Тем более у нас режим радиомолчания, а они и так всё видят и слышат, и эшелоны у нас разные. Высоту заданную занял, а ведущего так и не нашёл. Потом не вытерпел, запросил у него путевую и угол сноса. Всё совпало. Хотел азимут и дальность запросить, но тут команда поступила, я и замолчал…
Стали выяснять, что за борт прошел при нашем отходе. Оказалось, что в воздухе тогда посторонних не было. А в эфир Михаил выходил только один раз, там, в предгорьях Кавказа. И если у них там что-то случилось… И стало нам грустно-грустно, тоскливо-тоскливо, так плохо, что хуже некуда. Тут телефон зазвонил...
(продолжение следует)
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: tu22m2k, tu22

Re: А ветер-то поменялся 10 года 1 мес. назад #43

  • tu22
  • tu22 аватар
Спасибо, Наташа. Ждем продолжения.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
Время создания страницы: 0.188 секунд
Работает на Kunena форум