Полковник, военный летчик-снайпер, командир полка

Летал на самолетах Л-29, Ил-14, Ан-24, Ту-16, Ту-22к
Общий налет более 4 500 часов

Биография

Родился в 1946 году.
После выпуска из Борисоглебского ВВАУЛ в 1968 году был направлен в Тамбовское ВВАУЛ в 123 уап на должность летчика-инструктора на самолёты Л-29.
Получил ограничение ВЛК на самолёты истребительной авиации.
В 1971 г. переведен в город Липецк, затем в Рязань, в 43 ЦБП и ПЛС ДА, на должность летчика Ил-14

В 1973 г. назначен помощником командира корабля Ил-14 в авиационный отряд при управлении 22 гв. тбад, г. Бобруйск, Могилёвской обл., БССР
В 1974 г. назначен на должность командира корабля Ту-22, 121 гв. тбап, п. Мачулищи,  Минской обл., БССР
В 1976 г. был переведен в 203 гв. тбап, г. Барановичи, Брестской области, БССР, на должность командира отряда

В 1976 г. назначен заместителем командира АЭ 203 гв.тбап (командир-гв.п/п-к Бобоха Михаил Иванович)

В 1977 г. назначен командиром АЭ 203 гв. тбап

В 1978 г. назначен заместителем командира 203 гв.тбап по ЛП (командир-гв.п-к Столяров Леонид Ефимович)

С 1978 по 1982 г. заочно учился и успешно закончил Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина.

В 1982 г. становится 17-м командиром 203 гв.тбап. Командовал полком 5 лет.

(Для справки – командиры полка 203 гв.тбап на Ту-22:

15 – Борисенко В.Г.

16 – Столяров Л.Е.

17– Татарченко В.Н.

18 – Манхаев С.А.

19 – Каширин В.И.

20 – Зацепин А.К.)

В 1987 г.
назначен заместителем начальника Челябинского ВВАУШ по летной подготовке.
В 1989 г. назначен начальником штаба - заместителем начальника 43 Центра боевой подготовки и ПЛС ДА, г.Рязань (Начальник Центра г-л-м Довалго Владимир Петрович).
В 1992 г. списан с лётной работы, а затем уволен в запас по достижении предельного возраста нахождения на военной службе.
С 2005 г. проживал в г. Борисоглебске, Воронежской обл.
Умер 28 июля 2008 года. Похоронен в г. Борисоглебске.
Жена Татарченко (Алтухова) Нина Гавриловна живёт в г. Борисоглебске.

          Ссылка на фотоархив       

Ссылка на фотоархив выпускников БВВАУЛ 1968 г.                                                                                  

Примечание от редактора

По мнению сослуживцев, был сильным летчиком. Как командир не жалел ни себя, ни подчиненных, работая практически без выходных и отдыха. Впоследствии это отрицательно сказалось как на результатах работы, так и на здоровье.

 

Воспоминания  Каширина Владимира Ивановича  о Татарченко В.Н.

 Летом 1982 года командиром 203 полка был назначен Татарченко. В то время в полку не хватало 2 командиров эскадрилий, положенных по штату. Впервые я с ним познакомился в начале сентября 1982 года, когда Анатолий Васильевич Долгих меня, прямо с предполётных указаний в Мачулищах, отправил в Барановичи.

Татарченко назначил меня командиром второй АЭ, которой он прежде командовал сам.

 Что касается его непосредственно

На самолёт Ту22 его взял Анатолий Васильевич Долгих. До этого Татарченко летал на Ил-14 в отряде управления 22 тбад, гарнизон Бобруйск. Лётчик он был действительно сильный.

Очень хорошо летал на Ту22, просто отлично! Но какое же у него было желание карьерного роста!

 Он был достаточно самолюбивым человеком и стремился показать результат своей работы во всём.

По отношению к нам, подчинённым, он был очень строгим командиром. Летали по 3 лётных смены в неделю и постоянно наводили везде  порядок… Работать приходилось иногда без выходных. Когда не наводили порядок, то  каждое воскресенье шли строем через весь город Барановичи в городской Дом офицеров для занятий марксистско-ленинской подготовкой. Занятия проходили с 10 до 16 часов. Далее, в 18 часов, проводилась вечерняя Заря с обязательной  проверкой присутствия. 

Наши отношения начали складываться с первых моих шагов в полку после того, как он со мной слетал и остался доволен нашим полётом. Потом, когда я стал летать командиром эскадрильи – начали  складываться добрые отношения. В итоге, он очень хорошо ко мне относился. Общую обстановку в полку я видел и даже говорил ему: «Тов. командир, не надо так, очень строго, к личному составу».

Но он считал, что я могу оставаться при своём мнении, а у него есть своё! Всё было на пределе, на грани, физических и моральных сил. Личному составу доставалось такое командование очень тяжело.

Через много лет, уже после развала СССР, мы услышали о новом научном термине в западном авиационном праве - человеческом факторе безрпасности полётов и его составляющей - физической усталости специалиста - официально признанной причиной большинства ошибок и происшествий в авиации. Во всей мировой авиации 21 века сертифицированные знания этой дисциплины (Модуль IX) стали  обязательными для каждого пилота и техника. Сегодня состояние здоровья, самочувствие, нормирование времени работы и отдыха специалистов находятся под пристальным вниманием руководства авиакомпаний ГА и Государственной авиации - это путь повышения безопасности полётов. Каким же долгим путём шла наша авиация к осознанию этого факта, как же  много было на этом пути потерь, сломанных судеб! (прим. А.Краснянский)

 Как следствие такого стиля руководства стали происходить сбои, досадные происшествия, о которых теперь известно широко. Сначала Щербина, через полтора месяца - полёт Чижова (январь и март 1983г), пожар на 81 самолёте.

Хорошо помню, когда приезжала комиссия разбираться по Щербине, с каким гонором Татарченко  разговаривал с председателем комиссии. Командир был самолюбив, его многое заедало.

Эти черты его характера как командира, определённая несдержанность, не способствовала дальнейшему карьерному росту. Вот это всё в совокупности: происшествия, положение дел в полку, особенности его характера, конечно, сказались на его карьере и судьбе.

Характер человека воспитывается с детства, в семье. До сих пор не знаю из какой он семьи, кто его воспитывал, на каких традициях. Но это немаловажно.

 Ещё очень влияет образование. Очное обучение заметно расширяет кругозор, мировоззрение. Оставляет немалый след и круг общения с такими же сверстниками, однокашниками, среди которых ты находишься. Здесь формируется много важных черт  будущего командира. 

Мне кажется, что академию он заканчивал заочно.

 В итоге, на карьерном росте командира 203 тбап, инициатора социалистического соревнования в ВВС ВС СССР, была поставлена точка.

 Что касается других его качеств

Татарченко меня постоянно приглашал с собой в баню. Это считалось признаком уважения.

У него была своя банная компания. Носач, зам по ИАС, постоянно с ним ездил. За мной он присылал домой уазик, и в субботу мы ехали в баню. Ну, а баня есть баня, по русской традиционной программе – застолье. Порой мы засиживались в этой бане чуть ли не до утра.

В результате, на  меня даже стали косо смотреть остальные комэски и даже заместители командира полка - Журавков Валентин Андреевич и  Карпов Валера. Так он меня выделял среди остальных командиров.

 Помню, весной 1983 года, когда пошла расти трава, мы стали везде наводить порядок.

Татарченко построил полк и сказал: «Всем убирать закреплённую территорию. Кто наведёт порядок (скосит траву, уберёт в капонирах, стоянки  и т.д.) – в субботу работаете, в воскресенье выходной!»

Я построил свою эскадрилью и поставил задачу: «Наводим порядок. Лично принимаю работу в каждом отряде, на каждой стоянке, каждый капонир. После обеда всем отдыхать. В воскресенье выходной.»

 Все потрудились добросовестно. Я смотрю, везде всё нормально. Строю эскадрилью у домика ИАС. Миша Малков, НШ АЭ, командует: «СМИРНО, тов. командир, эскадрилья построена.»

Я подвожу итог: "Всё нормально, везде порядок, завтра выходной. Отдыхаем."

 А там все шушукаются. Перед этим прошла команда с КП полка, что в воскресенье рабочий день. Но я этого ещё не слышал.

Оказывается, Татарченко проехал по стоянкам других АЭ, посмотрел, ему чего-то там не понравилось. Вернулся в штаб АП, шашкой махнул и сказал: «Завтра всем работать.»

 Ну, а мне Малков говорит: «Тов. командир, что делать? Вот такая команда.»

Я беру на себя ответственность: «Раз сказал, что если наведёте порядок - завтра отдыхаете, то всё в силе. Всем разойтись!»

Народ ещё долго не расходился, думал, что-то изменится, но я их всех отправил на отдых.

 На следующий день, в воскресенье, построение. Строились полком мы напротив домика объективного контроля. На площадке, буквой П. Стоим. Место второй АЭ пустует. Я пристроился сбоку к 1 АЭ.

 Скоробогатов командует: «Равняйсь, смирно! Тов. Командир, полк построен.»

Татарченко: «Командиры подразделений, ко мне!»

Мы подходим.

 Докладываю: «Командир эскадрильи, м-р Каширин.»

- Каширин, а где твоя эскадрилья?

- Тов. Командир, вы же вчера сказали, что кто порядок наведёт, всё будет хорошо, те будут в воскресенье отдыхать. Я своих людей отпустил.

- Как! Ты моей команды не выполнил?

- Ну, я раньше отпустил. Ваша команда прошла потом.

- Так. Объявляй тревогу, немедленно эскадрилью вызывай.

- Не буду я вызывать по тревоге эскадрилью. У меня порядок. Как вы сказали, я всё сделал.

- Порядок!? Ну-ка садись в уазик, поехали.

 Вот мы едем с ним, осматриваем каждый капонир. Он смотрит, к чему бы придраться. Везде всё нормально.

И вот, на границе с зоной истребительного полка, в обход капонира 70-ки, была тропинка. Я  всегда считал, что это территория нашего соседа, истребительного авиационного полка:

- А это что? (По бокам тропинки росла трава.)

- Это не моя территория.

- Что ты мне рассказываешь! Это всю жизнь была территория 2 эскадрильи. Я был комэской.

Так, всех вызывай!

- Зачем мне всех вызывать?

- Будешь косить эту траву!

- Я сейчас возьму косу и скошу сам.

Плюнул, завёлся. Сел в уазик и уехал. Я позвал ДСП, прапорщика Балогу В.В. Косы у нас всегда были под рукой. Он с одной стороны, я с другой, и мы за 10 минут обкосили эту тропинку.

 До окончания рабочего дня я находился на службе. Потом Татарченко вызвал меня в свой кабинет. Материл на чём свет стоял. Сейчас трудно передать те эмоции, но мне досталось от него.

Он в какой-то степени понимал, что я, в принципе, прав. Но то, что я пошёл против его воли – это никак не укладывалось у него в голове!

 Тем не менее это обстоятельство  не испортило его отношение ко мне.

Вспоминается ещё один случай.

Где-то, весной 1983 г. приехал Долгих. Он собрал нас рядом со штабом, в районе ЗКП. Ему нужно было отобрать кандидатов на учёбу в академию. Присутствовали: я, Репин, Ерусенко и Татарченко. Он задал какие-то общие вопросы нам:

- Как дела, как летаете, всё ли нормально?

- Что вы думаете, тов. Каширин, по поводу вашей кандидатуры в академию?

- Я согласен, тов. генерал.

И тут Татарченко:

- А я его не отпущу.

Возникла пауза. Долгих его спрашивает:

- А в чём, Вячеслав Николаевич, причина? Он, что не достоин ехать учиться?

- Он достоин, но я его не отпущу. Некому летать и руководить эскадрильей.

Опять возникает пауза. Затем Татарченко продолжает:

- Вот, берите Ерусенко, пусть едет.

 В итоге, остановились на том, что Татарченко согласился отпустить меня учиться, но заочно. А Ерусенко якобы на очно. Но Ерусенко был на 3 или 4 года старше меня. У него уже возрастной предел был.

Через какое-то время пришёл вызов меня на очное отделение. Так я уехал в академию.

Татарченко и здесь не хотел меня отпускать. Я его устраивал как командир эскадрильи. Работали мы с ним хорошо. Ко мне он хорошо относился, по-доброму. Я же старался не подвести, эскадрилья была у нас на хорошем счету.

 Что касается лётной работы

Он любил летать на самолётах второй эскадрильи. Это была его родная эскадрилья.

Как-то говорит: «Спланируй меня на завтра на полёты. Ты ведущий, а я ведомый. Полетаем строями. Давно не летал.»

 Я спланировал. На следующий день полёты. Приезжаем. Он ставит задачу: «Проходим на ПМВ. Пройдёшь чуть правее полосы, как раз над стоянкой третьей АЭ.»

Взлетели. Он чётко держится в строю. Снижаемся. Я всё жму-жму., ниже-ниже. Прямо над макушками деревьев идём. Скорость такая приличная, километров под 800. Он держался в строю исключительно.

Потом говорили, что, когда мы проскочили над этой стоянкой, какой-то техник, бывший в кустах, от неожиданности аварийно  присел.

Сделали один проход. Он мне говорит: «Выхожу вперёд. Пойдёшь ведомым.»

 Ну, я вцепился. Ударить лицом в грязь нельзя было. И вот он, уже при проходе над ВПП, уклоняется левее, между КДП и полосой: «Приготовиться к развороту влево, в сторону КДП.»

 Только с КДП поравнялся, выполняет такой крутой разворот с набором высоты! Я держусь, не отрываясь, в паре. Эффект, конечно, был красивый. Но КДП мы обрулили, не знаю, в каких-то метрах.

 Опасно и страшно. Может быть, не следовало этого делать! Но он был таким асом, лётчиком, пилотягой! Вот показать мастерство – это у него было в крови!

 Сели после этого полёта. Стоим, оба мокрые насквозь! Вот такое напряжение было в полёте. Но он испытывал удовольствие от пилотирования, особенно от предельного пилотирования на крайних режимах.

Таким он был азартным лётчиком!

 Дальнейшая судьба командира

 По окончании командования полком Татарченко был назначен заместителем Начальника  Челябинского училища штурманов по лётной подготовке. После недолгого пребывания там он был переведён нелетающим НШ 43 ЦБП и ПЛС ДА в 1989 г. (Начальник Центра в те годы был гма Довалго Владимир Петрович). Со временем стало подводить здоровье. Жизнь без неба, полётов на пределе, ощущения риска потеряла смысл.

В 1992 г он был списан с лётной работы и уволен из рядов Вооружённых Сил. С 2005 г. проживал в Борисоглебске, Воронежской обл.

Умер 28 июля 2008г., в возрасте 62 года. Похоронен в Борисоглебске.