Разин Сергей Яковлевич

КК Ту-22 

Военный летчик-снайпер

Заслуженный военный летчик РФ

Командир 326 тбад ДА

Генерал-майор авиации

 

 

Биография

 

Родился в 1954 году в г.Мозыре, Гомельской области, БССР.

В 1971 г. окончил среднюю школу №6 и год работал токарем на Мозырском заводе мелиоративных машин.

В 1972 г. поступил и в 1976г. окончил Тамбовское ВВАУЛ им. М.М.Расковой.

После училища был назначен на должность командира корабля Ту-22 в 121гв.тбап, гарнизон Мачулище.

В 1976-1977гг. прошел теоретическое и практическое переучивание на данный тип самолета в гарнизоне Барановичи.

1977-1978гг. проходил переучивание на курсах командиров кораблей Ту-16 в 43ЦБП и ПЛС.

После окончания курсов был назначен на должность командира корабля в 200гв.тбап, гарнизон Бобруйск.

1980 г.  Переведен командиром корабля Ту-22 в 341 тбап, гарнизон Озерное.

1982 г. Назначен командиром отряда. 

В 1983  и в 1984 гг. подготовил 4 командиров кораблей на Ту-22.

1985 г. Назначен заместителем командира эскадрильи в 199 одрап, гарнизон Нежин.

1986 г. Назначен командиром эскадрильи.

1986-1989 гг. Обучался очно в ВВА им. Ю.А.Гагарина.

После окончания академии был назначен заместителем командира 341тбап, гарнизон Озёрное. 5 апреля 1991г. в составе штатного экипажа выполнил практический пуск ракеты Х-22.

1991 г. Назначен командиром 290одрап, гарнизон Зябровка.

1993 г. Назначен заместителем командира 22гв.тбад, гарнизон Бобруйск.

1994 г. Переведён заместителем командира 326тбад, гарнизон Сольцы. Переучился на самолёт Ту-134УБЛ.

1995 г. Переучился на самолёт Ту-22М3.

1997 г. Назначен командиром 326тбад, гарнизон Сольцы.

1998 г. Переведён в гарнизон Украинка командиром 326тбад.

2001 г. Назначен начальником кафедры Оперативного искусства ВВА им.Ю.А.Гагарина.

Окончил ВАК ВАГШ ВС РФ.

2002 г. Назначен старшим преподавателем кафедры Опертивного искуссва ВВС ВАГШ ВС РФ. Окончил ещё одни ВАК.

2004 г. Назначен заместителем начальника кафедры ОИ ВВС ВАГШ ВС РФ.

2009 г. Уволен в запас.

 

Награждён орденом "Красной звезды" и медалями.   

Ссылка на фотоархив

 

 

 

 

 Воспоминания об эксперименте

 

После окончания лётной программы 2 курса были отобраны 12 человек в лидерную группу для того, чтобы дать им соответствующий налёт и выпустить  с 3 классом, а в дальнейшем оставить  их инструкторами в училище. 

3 и 4 курсы летали на Ил-28 по программе, отличавшейся от стандартной.

Перед окончанием программы оказалось, что ещё у 2 курсантов налёт за период  обучения в училище соответствовал налёту на 3 класс.

Таким образом,  14 человек были представлены  и сдали на 3 класс.

Незадолго до окончания училища об этой группе узнал Командующий Дальней авиации генерал-полковник Решетников В.В. Он прибыл в ТВВАУЛ и лично встретился с выпускниками.

Спустя некоторое время, прошёл слух о том, что все, кто имеет 3 класс, сразу после выпуска, в качестве эксперимента, будут направлены  переучиваться на командиров кораблей Ту-16.

Но ещё через какое-то время, прошёл слух, что эту группу отправят переучиваться сразу на помощников командиров кораблей ТУ-22М.

Однако, во время "голубого карантина", группу стали привлекать на обзорные лекции по изделию "Ю", или изделию "105". Стало понятно, что летать придётся на Ту-22. Целью эксперимента было определить: смогут ли лётчики 3 класса, летавшие на Ил-28, где один лётчик, сразу освоить самолёт Ту-22 - тяжёлый, сверхзвуковой самолёт, где тоже один лётчик.

Распределение получили следующим образом.

 

6 ОТБАК (г.Смоленск):

Евгенов Владимир, Королёв Александр, Разин Сергей, Селезнёв Александр, Чистяков Александр, Шевцов Виталий, Шелудяков Николай, Шушин Вадим.

2 ОТБАК (г.Винница):

Верзилов Валерий, Лазарев-Марченко Алексей, Лопатин Виктор, Махалов Валерий, Проистин Николай, Соколов Сергей.

 

Вначале вся экспериментальная группа, вместе со старшими лейтенантам, которых отобрали с ТУ-16 на ТУ-22, прошла теоретическое переучивание в гарнизоне Мачулищи, а затем все разъехались по своим частям.

После того, как в полках  была пройдена наземная подготовка, приступили к лётной подготовке методом сборов в гарнизонах Барановичи и Озёрное.

Практическое освоение самолёта до уровня "День - СМУ" у всех прошло успешно, за исключением лейтенанта Чистякова А. 2.04.77г. при выполнении вывозного полёта по кругу, из-за ошибки при работе с краном шасси, произвёл посадку с недовыпущенной передней стойкой шасси. В дальнейшем, он был переведён в гарнизон Бобруйск и на Ту-22 больше на летал.

 

26 августа 1977 года произошла катастрофа в 182 гв.тбап, в экипажах Бибишева и Попова. По результатам её расследования был издан Приказ МО СССР,   требованиями которого в том числе были: допускать на должности командиров кораблей стратегических самолётов и самолётов Ту-22 всех модификаций лётчиков 1 и 2 классов, в звании не ниже "капитан".

На этом эксперимент был прекращён и вся группа была отправлена в 43 ЦБП и ПЛС г.Рязань на переучивание командирами кораблей самолёта Ту-16.

После переучивания и полного освоения самолёта Ту-16, получения 1-го класса и звания "капитан" группа, за исключением Шевцова В., Лопатина В. и Лазарева-Марченко А. была снова отправлена на Ту-22. Все, а в дальнейшем и Лопатин В., за исключением Евгенова В., которого вскоре списали с лётной работы, продолжили летать на Ту-22 до развала  Советского Союза и снятия этого самолёта с вооружения.

Хотя эксперимент и не был доведён до конца, было ясно, что идея его была правильная и с государственной точки зрения полезная, т.к. позволяла экономить значительные средства при подготовке лётного состава  Дальней авиации.