Подполковник, начальник РЭБ 22 гв. тбад
Автобиография
Родился 30 января 1951 года в г. Смоленске в семье военнослужащего. Отец, Смирнов Виктор Иванович, - летчик-истребитель, участник Великой Отечественной войны, окончил военную службу в 1960 году, после чего наша семья переехала в Москву.
В 1973 г. закончил московский институт радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА), прошел курс военной подготовки при МИРЭА по специальности «Офицер радиоэлектронного противодействия, входящий в боевой расчет экипажа самолета».
В ноябре 1974 года приказом Министра обороны СССР я был призван на действительную военную службу в кадрах Вооруженных сил в добровольном порядке и направлен в распоряжение командира 6 отбак (г. Смоленск). Благодаря моей подготовке на военной кафедре МИРЭА и тому, что я был радиолюбителем и несколько лет работал в радиолюбительском эфире, приказом командира 6 отбак далее я был направлен в 290 одрап (Зябровка Гомельской области) на должность оператора радиотехнических станций самолета Ту-22.
В течение месяца я сдал зачеты на допуск к полетам и 18 февраля 1975 года впервые вылетел на самолете Ту-22. До этого мне не приходилось летать на каких-либо самолетах, за исключением полета на самолете Ил-14 из Смоленска в Зябровку. В дальнейшем в течение 20 лет я летал на самолетах Ту-22 и выполнил несколько полетов на Ту-16.
В 1976 году приказом командира 6 отбак был назначен начальником РЭБ зскадрильи 203 гв. тбап. (г. Барановичи Брестской обл.). В 1978 году стал начальником РЭБ 203 гв. тбап, а в 1981 – начальником РЭБ 22 гв. тбад. ( г. Бобруйск Могилевской обл.)
Мне посчастливилось 20 лет летать на самолетах-разведчиках Ту-22Р, ракетоносцах Ту-22К, постановщиках помех Ту-22П в трех полках (121 гв. тбап, 203 гв тбап, 290 одрап), при этом познакомился и подружился со всеми офицерами из числа летного и технического состава этих полков. Все, кого я знаю, относятся к самолету Ту-22 с любовью и гордятся тем, что причастны к этому строгому и замечательному самолету, который был на вооружении наших Вооруженных сил более 30 лет.
Награжден орденом " За службу Родине в ВС СССР" 3 степени, медалями за выслугу лет и юбилейными медалями.
Уволился в 1996 году.
Короткие воспоминания о службе и полётах
В конце 1974 года (я тогда работал инженером-конструктором III категории) после подписания приказа Министра обороны СССР о призыве меня на действительную военную службу в кадры ВС СССР я поехал в Государственную инспекцию электросвязи сдавать разрешение на эксплуатацию. Тогда у меня был позывной UA3ABQ. В инспекции меня спросили, не хочу ли я зарезервировать этот позывной. Я подумал – впереди целая жизнь, никто не знает, что будет дальше – и отказался. В начале 80-х годов я служил в Бобруйске и однажды, слушая диапазон 28 мгц, услышал в эфире «свой собственный» позывной UA3ABQ и позвал. Оператор Михаил, видимо, сначала подумал, что у меня какие-то претензии к нему, и объяснил, что позывной ему выдали в ГИЭ. Но когда я ему все рассказал, рассмеялся.
В конце 1974 года меня призвали в добровольном порядке в кадры ВВС. Перед отъездом из Москвы в полк под Гомелем я поехал в ГИЭ и сдал свой позывной. В 1975 году, когда уже пролетал пол-года, и была комната, я решил, что уже пришло время открывать позывной. Пошел к командиру полка (тогда был подполковник Гальцов) и объяснил все ему. Тот говорит: «У нас в Озерном (под Житомиром) был техник, занимался охотой на лис. Потом ему захотелось работать в эфире. Разрешили. Позже он кому-то что-то сказал, и на него пришла бумага. Влетело и технику, и командованию. Так вот, пока я в Зябровке командир полка, ни один радиолюбитель отсюда работать не будет». Как я не старался его убедить, что и в эфире я с 1968 года, и что со мной никогда такого не будет и т.д., это не возымело никакого действия. Вот такие были у нас времена.
В 1975 году я служил в Зябровке (Гомельская обл.) в 290 одрап и учился в вечернем университете марксизма-ленинизма. Как-то на занятиях в аудиторию пришел начальник Дома офицеров (майор) и начал что-то бухтеть про книгу о Дальней авиации, которая только что вышла из типографии. Говорит: «Давайте устроим читательскую конференцию, пригласим автора. А чтобы не откладывать в долгий ящик, давайте назначим дату – 25 число». Я посмотрел свой календарик, 25 число – пятница, а вторник и пятница – наши летные дни. Говорю: «25 числа нельзя – будут полеты». Начальник Дома офицеров раздраженно: «Вот у нас всегда так – полеты, полеты. Давайте будем чем-нибудь и другим заниматься»… А конференции так и не было.
1975-1976 годы, я служу в Зябровке (Гомельская обл.) оператором самолета Ту-22, лейтенант. Заступил дежурным по полку, сижу в комнате дежурного, вечер, после 23.00. Пришел ответственный по полку зам. командира полка по ИАС подполковник Дунаевский (слыл в полку исключительным интеллигентом). Он проверял караулы и обнаружил, что дежурный по стоянке полка (техник) в состоянии полного опьянения. Дунаевский доставил его ко мне и начал разбираться. Он что-то ему спокойно говорил, внушал, а пьяный ДСЧ молча слушал, еле держался на ногах и закатывал глаза. Дунаевский все больше распалялся, его голос постепенно повышался, а ДСЧ никак не реагировал. Дунаевский наконец в сердцах выпалил: «Свинтус вы этакий!» ДСЧ вдруг перестал качаться, его лицо приняло осмысленное выражение: «Товарищ подполковник, простите меня… Да чтобы я когда-нибудь…» Очевидно, в устах Дунаевского слово «свинтус» выглядело очень оскорбительным.
1976 год, я служу в Зябровке (Гомельская обл.). В день полетов утонул в местной «переплюйке» начальник физической подготовки и спорта полка. В полку введен террор, на речку не пускают, там патруль. Потом поостыли – лето, народу куда-то деваться надо. В выходные утонул комсомолец из ТЭЧ. В понедельник построение полка, из речи командира полка полковника Гальцова (об утонувшем): «Ну, нажрался ты – так прыгни ты жопой. Нет – он башкой норовит!»
В середине 70-х годов я служил в Гомельской области гарнизон Зябровка бортовым оператором самолета Ту-22 (на этом самолете экипаж – 3 чел. – летчик, штурман и бортовой оператор). На летную смену один экипаж был в стартовом наряде – летчик на СКП, штурман – дежурный штурман на КДП, оператор – дежурный по связи. В воздушной сети радисты на КП – солдаты, дежурный смены – прапорщик. Задача дежурного по связи – расшифровать по специальной таблице принятое дежурным радистом-солдатом донесение от экипажа. Работа на выделенных частотах, одна – основная и 2-3 запасных. На каждой частоте – приемник Р-250М и дежурный радист. Задача радиста-солдата – настроить приемник по оптической шкале на заданную частоту и слушать, когда выделенный экипаж выйдет на связь (иногда давать настройку). Пришел как-то я на полеты дежурным по связи. Полк полетел на маршрут. Подходит время приема первого донесения. Спрашиваю солдата, есть ли с экипажем связь. Говорит – нет, на связь не выходит. Проходит какое-то время – не выходит. А невыход на связь для экипажа – "двойка". Подхожу к солдату, смотрю настройку приемника – все нормально, на шкале нужная частота. Спрашиваю, не слушал ли рядом с этой частотой. Солдат мне, лейтенанту, снисходительно объясняет, что рядом слушать не нужно, надо настроиться на частоту приема и ждать, когда экипаж выйдет на связь. Я к ручке настройки (а у меня до армии был Р-250) и вправо-влево. Вот он, экипаж, рядом на 3-4 кгц, старается, долбит на ключе, вызывает землю. Спрашиваю солдата, не проверял ли калибровку приемника. Солдат первый раз это слышит. Зову прапорщика – у того круглые глаза, он считал, что это должны делать на заводе или в мастерских. Показываю им всем, как это делается. Прапорщик с солдатом потрясены – молодой лейтенант, не связист – из операторов – калибрует приемник!
1979 год. Я начальник РЭБ 203 гв. тбап, в Барановичах ремонт аэродрома, мы сидим в Мачулищах. Утром в 8.45 у командира полка совещание, сзади меня сидят секретарь парткома Панов В.Д. и замполит 2 аэ Булько В.И. Я слышу, как Панов спрашивает у Булько: «Виктор Иванович, я слышал, у вас вчера ночью два офицера подрались». Виктор Иванович: «Да». «Из-за бабы, что ли?» «Да не, по работе».
В 1980 году я был начальником РЭБ 203 гв. тбап и секретарем партийной организации управления полка. На аэродроме Барановичи – ремонт аэродрома, мы сидим в Мачулищах. Я готовился к отчетно-выборному собранию, подготовил доклад. Как-то меня нашел начальник штаба и говорит: «Возьми свой доклад и иди в штаб полка, там приехал начальник политотдела дивизии полковник Чех, он хочет почитать доклад». Я взял доклад и из профилактория иду в штаб. По дороге встречаю секретаря парткома полка майора Панова В.Д.: «Ты доклад несешь Чеху? Дай я его посмотрю» Смотрит: «Ты здесь все написал, как на сборах давали?» «Конечно», говорю. «Тогда чего же я его буду смотреть, неси так». В штабе встречаю помощника начальника политотдела дивизии по комсомольской работе (фамилию не помню) «Ты доклад несешь Чеху? Дай, я его посмотрю». Смотрит: «Кто его уже смотрел?» «Секретарь парткома Панов», говорю. «Ну, чего же я его буду смотреть, если его смотрел Панов». Прихожу к начальнику политотдела полковнику Чех, отдаю ему доклад. «Кто у тебя проверял доклад?» Отвечаю: «Секретарь парткома Панов и помощник по комсомольской работе». «Ну, если такие зубры проверяли твой доклад, то, что я в нем увижу? Забирай его и выступай»
В 203 гв. тбап обычно летно-тактические учения полка выполняли с посадкой на оперативный аэродром Сольцы (Новгородская обл.). Как-то сели полком в Сольцах, на другой день должны были лететь в Рижский залив на предельно малой высоте, из Барановичей взяли с собой спасательные жилеты. В день вылета в Сольцы прилетел какой-то генерал из штаба нашего корпуса, наверное, проверять нас. В клубе полка собрался весь наш летный состав, генерал задал пару дежурных вопросов, потом спросил командира полка: «Товарищ Борисенко, а вы с собой жилеты взяли?» Борисенко встал, молча посмотрел направо-налево и сказал: «Взяли» Генерал: «А зачем? Что вы там летите-то по морю? Да в жилете и штурвал неудобно брать». Мы с ребятами потом обсуждали, что если бы Борисенко сказал «Не взяли».
В 203 гв.тбап две эскадрильи были боевыми (ракетоносными), третья – помеховая. В боевых эскадрильях командирами были гв. подполковник Заверняев Л.И. и гв. подполковник Бобоха М.И. Оба примерно одного возраста, у них было негласное соревнование, у кого эскадрилья лучше. В начале 80-х годов Леонид Иванович Заверняев собрался заканчивать летную работу и переходить на должность штатного руководителя полетов. В последний летный день мы стояли у КДП, а в это время Леонид Иванович выполнял последний полет – прошел над стартом, покрутился и перед посадкой после прохода дальнего привода по внешней связи торжественно произнес: «Прощай, небо!» После этого сел, пришел с экипажем к КДП, бросил колпак на землю и всем сказал: «Все, ребята, отлетался» Через некоторое время Михаил Иванович собрался уходить на командира базы в Тикси, выполнял последний полет, но на дальнем приводе постеснялся сказать на внешней связи, сказал на внутренней вместо «Прощай, небо» - «Прощай, экипаж!» После этой фразы на магнитофоне не было ни одного звука.
В середине 80-х годов я служил в Бобруйске начальником РЭБ 22 гв. тбад, помощником ко мне приехал из Рижского ВВАИУ Валера Иващенко. В дивизию пришла шифровка из Правдинска от командира истребительного полка – мы планировали с ними полеты на взаимодействие – приглашали приехать в Правдинск для решения различных вопросов. Я пришел к начальнику штаба дивизии, он и говорит: «Ты начальник РЭБ, вот с помощником и езжайте». Приехали в Правдинск (Нижегородская обл.), обсудили с командованием полка необходимые вопросы, тут пришел один из его замов, говорит: «С вами хотят встретиться летчики, они из Дальней авиации никого не видели». Пришли в класс, сидят две эскадрильи летчиков, внимательно смотрят. Я рассказал про 22 дивизию, что она единственная в ВВС, которая гвардейская, имеет почетное наименование, и три ее полка - гвардейские с почетными наименованиями. Замолчал, летчики смотрят на меня, тихо. Я рассказал про историю дивизии, что в ней служили 22 Героя Советского Союза и пр. Замолчал, летчики внимательно смотрят. Я про себя думаю, что же вам еще рассказать. Рассказал про «хрустальное дело» 203 полка, про майора Щербину, который сел на поезд и этим уничтожил эшелон с замороженными курами из Румынии, про Мишку Чижова, который залетел в Иран и сел вместо Барановичей в Туркмении. В тишине раздался голос: «Как же интересно вы живете! А у нас тут ну ничего не происходит!»
Середина 80-х годов, я – старший помощник начальника РЭБ 22 гв. тбад. В Мачулищах ЛТУ 121 гв. тбап, я в составе одного из экипажей. Посадка на оперативный аэродром Оленья (Оленегорск Мурманская обл.), сели ночью, утром вышли из профилактория где-то на аэродроме, стоит автобус ПАЗик. Забились в автобус, на переднем сиденье – командир эскадрильи подполковник Дубинкин В.Ф. Водитель, матрос в сапогах, спрашивает: «Куда ехать?» Все загалдели: «В столовую, в столовую». Дубинкин молвит: «На стоянку, надо самолеты посмотреть». Все опять: «Да чего их смотреть, сначала в столовую, потом на стоянку». Дубинкин: «На стоянку». Водитель куда-то поехал, все затихли. Заехали куда-то в рощу, остановились, матрос вышел из автобуса и пошел вперед. Дубинкин вслед кричит: «Друг, ты куда?» Матрос поворачивается: «Вот когда вы решите, куда ехать, тогда я приду» Все от неожиданности замолчали, послышались одинокие голоса: «В столовую, в столовую» Стало тихо, поехали в столовую…
В Бобруйске начальником политотдела дивизии был полковник Ковшов Владимир Андреевич. Он рассказывал, что как-то ехал из отпуска поездом, в купе к нему сел бородатый мужик. В разговоре выяснилось, что мужик – настоятель какой-то церкви. У них завязался спор, Ковшов – начальник политотдела, выпускник Военно-политической академии им. Ленина, а мужик – священослужитель. Ковшов рассказывал, что ему даже неудобно было, так как священник заткнул его за пояс - он знал Ленина лучше, чем Ковшов.
В 203 гв. тбап (Барановичи) была традиция: перед вылетом на ответственных учениях по стоянке полка проезжал открытый газик с развернутым знаменем полка. Экипажи собирались, каждый у своего самолета, приветствовали знамя. В Барановичах была групповая стоянка, на которую на полеты выкатывали истребители. Наш самолет № 68 стоял около групповой стоянки, после проезда газика со знаменем прибежали техники от истребителей: «Ребята, что у вас случилось?» В 80-е годы 121 гв. тбап (Мачулищи) выполнял ЛТУ полка, в ходе которого две эскадрильи садились на оперативные аэродромы Германии. Я летел в эскадрилье, которая садилась в Фалькенберге. Там наш полк истребителей МиГ-23. Прилетели ночью, поспали, а на следующий день – обратно. Обратно вылетали под вечер, на аэродроме масса людей - женщины, дети. Пришли на нас посмотреть, никогда самолетов Дальней авиации не видели. При взлете все капониры усыпаны людьми, все смотрят, провожают, машут руками. Все это сильно мобилизовало морально.
В 1980 году я служил в Барановичах начальником РЭБ 203 гв. тбап. Как – то осенью у нас были сборы офицеров РЭБ нашего корпуса, в один из дней мы поехали на КП истребительного полка, который тоже базировался в Барановичах (МиГ-25). Пришли на КП, нас человек 25-30. Старший офицер начал объяснять, как происходит наведение истребителя. Я осматриваю большой зал, ищу кабину истребителя - ведь на тренажере происходит имитация полета. Наконец за занавеской нашел кабину, там летчик, старший лейтенант, сидит, летит по приборам. Нас было человек пять, все заглядывают в кабину. Летчик улыбается, приглашает подержаться за ручку. Все по очереди держатся за ручку, я последний, говорю: «Чего за ручку держаться, вылезай из кабины». Я еще в Зябровке освоил полеты на Ту-22 на тренажере, с места летчика. Летчик вылез, я – в кабину, сделал пару разворотов направо – налево, вверх – вниз. Летчик с удивлением посмотрел на меня: «А ты на каком самолете летаешь?» Я: « Я – местный, на Ту-22».
Конец 70-х – начало 80-х годов, на аэродроме в Барановичах – ремонт ВПП, мы – в Мачулищах (около Минска). После полетов в районе аэродрома – разбор полетов, жили мы все в казарме. Пришли в казарму поздно ночью, все спят. Разбрелись по кроватям, взяли по полотенцу и в умывальник. Получилось так, что в коридоре казармы шагает очередь с небольшим интервалом. У умывальника стоит штурман, добродушный Леша Козлов, и курит. Каждый из очереди, проходя мимо Леши, сонно задает ему вопрос: «Леша, чего ты не спишь?» и, не дожидаясь ответа, ныряет в умывальник. А Леша задумчиво с паузой: «Да вот покурю и лягу спать». Следующий: «Леша, чего ты не спишь?» и в умывальник. Я шел последним, передо мной опять вопрос: «Леша, чего ты не спишь?» Леша, бросая сигарету, раздраженно: «Да пошли вы все. Надоели!»
В конце 70-х годов я служил в Барановичах начальником РЭБ полка. В городской типографии главным инженером был Гаврильчик (радиолюбитель). Он предложил отпечатать QSL – карточки (бесплатно). Я сделал эскиз и принес ему. Он посмотрел и говорит: «Сходи в военному цензору, чтобы он дал разрешение печатать карточки без выходных данных». Я узнал, что обязанности военного цензора исполняет особист из штаба корпуса ПВО, который находился рядом с нашей гостиницей. Цензор посмотрел карточку, сказал, чтобы я пришел завтра, так как он должен позвонить в Минск и проконсультироваться. Назавтра я пришел, он говорит: «Здесь написано QTH Барановичи, Барановичи писать нельзя». Я рассмеялся, говорю, Барановичи – большой открытый город, почему нельзя? Он, нельзя и все. Согласился только на QTH «около Бреста». Так у меня на QSL UC2LBJ и было написано (а это примерно 200 км.). Вот такие были у нас времена.
В начале 80-х годов я служил в г. Барановичи начальником РЭБ аэ 203 гв.тбап и был в экипаже гв. майора Г.Агеева. Как-то в нашем экипаже на маршрут штурманом экипажа полетел старший штурман полка гв.подполковник А.Карагулаков. На самолете Ту-22 каждый член экипажа сидел в своей кабине, и друг-друга не видел, а только слышал по переговорному устройству. Взлетали поздним вечером в сложных метеоусловиях. После взлета вошли в облака, тихо и темно. Очевидно, все были заняты работой с аппаратурой, установкой исходных данных. Вдруг по переговорному устройству раздался голос командира: «Ух ты!». Карагулаков быстро в ответ и озабоченно: «Что, командир?». Гена в ответ: «Красиво как!» (это вышли за облака, а там солнце). Карагулаков скороговоркой: «Да, командир, я устанавливаю исходные данные». Пошли по маршруту, и Гена начал: «Штурман, сколько да впереди идущего?». Карагулаков старательно меряет расстояние: «32 км, командир». И так каждую минуту... Я не выдержал, говорю: «Командир, ну куда он за минуту-то денется». Гена немного успокоился, но стиль работы не меняет. В районе Саратова штурман производил тактический пуск ракеты и был занят, молчал. Вдруг Гена: «Ой, а что-то там горит!». Карагулаков как ужаленный: «Где, командир?». Гена: «А во-он там, впереди справа под 30 градусов». Карагулаков раздраженно: «Командир, я тут никогда не был, не знаю, что там горит. Командир, я на боевом пути, не мешай!». Гена миролюбиво: «Хорошо, хорошо». На посадке в Барановичах погоды не было, и мы сели в Зябровке (Гомельская обл.). Приехали в профилакторий, Гена быстро лег на кровать и уснул. Карагулаков сидит на кровати, уставший, я говорю: «Ну что, Анатолий Федорович, как?» Он в ответ: «Конечно, если бы я с ним постоянно летал, я, конечно, воспитал бы его».
80-е годы, осень. Я служу в Барановичах, 203 гв. тбап, предварительная подготовка к полетам. Весь летный состав в классе предварительной подготовки, в основном подготовку закончили, но время контроля готовности еще не подошло. Легкая, негромкая болтовня. В полку был штурман (фамилию не помню), немного нелюдимый, лет 40, в разговоры обычно не вступал, но слушал. Осенью пошли опята, кто-то рассказал, что в выходные набрал с женой много опят, дома чистить их надоело, так он засыпал их в стиральную машину (а тогда были «Рига» и «Аурика») и включил ее. Потом слил воду и достал опята, они были чистые. Все заулыбались. После очередных выходных этот штурман бегал по штабу и искал рассказчика. Оказывается, он набрал опят, засыпал их в стиральную машину и включил ее. Опята превратились в кашу и забили всю машину.
В 1980 году я служил в Барановичах начальником РЭБ 203 гв. тбап. В конце лета наш экипаж заместителя командира полка гв. подполковника В. Татарченко готовился к предпусковому облету ракеты. Мы вылетали одиночно днем, я должен был передать на КП полка по КВ связи около десятка радиограмм, подготовил электронный ключ. На КП полка дежурным по связи был прапорщик (фамилию не помню). После запуска двигателей проверил КВ связь, взлетели. Связь по маршруту была прекрасная, после первых проверочных радиограмм я решил, что связь можно упростить, то есть не передавать по 2-3 раза позывной корреспондента, 2-3 раза свой позывной – полет-то одиночный, больше никто в сети не работал, землю слышно отлично, да и скрытность связи будет выше. При передаче каждой последующей радиограммы я подкручивал ручку скорости ключа все больше, прапорщик на земле держался и тоже увеличивал скорость… Заканчивали мы связь уже на немыслимой скорости. После посадки я иду в штаб, около штаба стоит начальник связи полка Володя Линник. На мой вопрос “Как связь?” он ответил, что на КП полка все радиограммы от меня приняли, а вот в дивизии, которая дежурила на полковой частоте, ругаются и сказали, что я вообще не работал, а они ничего не поняли. А рядом с Володей стоит прапорщик, улыбается: “А на чем вы работали? Я никогда так не работал”.
1985 год. Я старший помощник начальника РЭБ 22 гв. тбад. Весной мы планировали полеты 121 гв. тбап на взаимодействие с Балтийским флотом. На флоте ответственным за авиацию был майор Шульц, мы с ним несколько раз общались по телефону, согласовывали разные вопросы. Полет должен был проходить в районе «Скрунда» (около Риги населенный пункт Скрунда, там стояла РЛС системы оповещения о космическом нападении), поэтому применение средств РЭБ метрового диапазона должно было проводиться только по разрешению Генерального штаба. В то время обычной практикой было то, что заявку на применение средств РЭБ подавала сторона, в интересах которой планировался полет, а это был Балтийский флот. Поэтому майор Шульц заверил нас, что он заявку подал, все в порядке, разрешение от Генштаба придет, что мы обязательно должны применять средства РЭБ метрового диапазона. Я собирался лететь со 121 полком в экипаже ведущего группы, приехал заранее в Мачулищи, но в день вылета утром разрешения от Генштаба не было, на предполетных указаниях тоже. Командир полка дал указание готовиться к постановке помех, а команду дадут в воздухе. Пошли на маршрут, при подходе к рубежу постановки помех я связался по УКВ связи с районным центром управления воздушным движением в Риге и запросил подтверждение на применение помех. Там немного подумали и передали, что помехи по плану. В боевой порядок была передана соответствующая команда, я включил средства РЭБ, и все сначала было нормально. При выходе на береговую черту около Калининграда рубеж выключения помех, я выключил помехи, но по связи услышал какой-то шум с Земли, мол, кто-то ставит помехи. Прилетели в Мачулищи, прихожу в штаб полка в кабинет начальника РЭБ (майор Ероховец Николай Кузьмич), тот стоит у телефона ЗАС бледный, растерянный. Я от двери спрашиваю: «Кузьмич, что случилось?» Ну, вообщем, разобрались… Через месяц в Шайковке (Калужская обл.) были сборы начальников РЭБ воздушной армии. Мы с Кузьмичем приехали в Шайковку поездом, пришли в гостиницу, поинтересовались, кто уже приехал. Вышли в коридор, видим, к нам идет незнакомый майор в морской форме. Подошел, поздоровался, представился: «Майор Шульц от Балтийского флота». При слове «Шульц» Кузьмич покраснел, задрожал, руки потянулись к шее Шульца. Кузьмич взволнованно зашипел: «Ах, ты – Шульц!» Тот торопливо бормотал: «Ребята, я тут ни при чем! Я подал заявку вовремя!» Короче, разобрались…, потом выяснилось, что заявка из Балтийского флота в Генштаб не пошла, командующий Балтийским флотом сам принял решение. После этого инструкцию переработали и в нее внесли, что каждая сторона самостоятельно представляет заявку в Генеральный штаб, а меня назначили начальником РЭБ 22 гв. тбад.
В начале 80-х годов я служил в Бобруйске начальником РЭБ 22 гв. тбад. На периодических собраниях радиолюбителей г. Бобруйска я все время рассказывал, что сделал компьютер, который использую для ведения аппаратного журнала, работы телетайпом и проведения радиолюбительских расчетов. Как-то вечером мне позвонил один из радиолюбителей и говорит: ”Я купил компьютер, что мне с ним делать?” Я ответил: “Почитай инструкцию и ищи программы”. Через неделю он опять звонит: “Я поиграл в игры, которые прикладывались к компьютеру, что дальше делать?” Я говорю: “Я не знаю, для каких целей ты купил компьютер, подумай”. Через несколько дней опять звонок: “Я продал компьютер”.
В Бобруйске на стадионе был открытый бассейн (летом в дни физподготовки там купались). Как-то С.Молодченко сидел на краю бассейна, ноги с ластами в воде. Пришел А.Сморчков (начальник химслужбы). Толя приехал после окончания академии, был спортивный. Разделся, подошел к Сереге: «Давай наперегонки до конца дорожки». Серега согласился. Толя: «Вылезай из воды, прыгнем». Серега: «Да я так булькну, а ты прыгай». Серега обогнал Толю, тот удивленно говорит: «Как ты мог это? Я же чемпион академии по плаванию». Серега молча улыбнулся, высунул ногу из воды, а там ласты. Долго Толя гонял его по стадиону.
В середине 80-х годов я служил в Бобруйске начальником РЭБ 22 гв. тбад, помощником ко мне приехал из Рижского ВВАИУ Валера Иващенко. В дивизию пришла шифровка из Правдинска от командира истребительного полка – мы планировали с ними полеты на взаимодействие – приглашали приехать в Правдинск для решения различных вопросов. Я пришел к начальнику штаба дивизии, он и говорит: «Ты начальник РЭБ, вот с помощником и езжайте». Приехали в Правдинск (Нижегородская обл.), обсудили с командованием полка необходимые вопросы, тут пришел один из его замов, говорит: «С вами хотят встретиться летчики, они из Дальней авиации никого не видели». Пришли в класс, сидят две эскадрильи летчиков, внимательно смотрят. Я рассказал про 22 дивизию, что она единственная в ВВС, которая сама гвардейская, имеет почетное наименование, и три ее полка - гвардейские с почетными наименованиями. Замолчал, летчики смотрят на меня, тихо. Я рассказал про историю дивизии, что в ней служили 22 Героя Советского Союза и пр. Замолчал, летчики внимательно смотрят. Я про себя думаю, что же вам еще рассказать. Рассказал про «хрустальное дело» 203 полка, про майора Щербину, который сел на поезд и этим уничтожил эшелон замороженных кур из Румынии, про Мишку Чижова, который залетел в Иран и сел вместо Барановичей в Туркмении. В тишине раздался голос: «Как же интересно вы живете! А у нас тут ну ничего не происходит!»