Богоманов Наиль Ханифович
ШК Ту-22
Военный штурман 1-го класса
Штурман АЭ 290 одрап
Майор
Выпускник Челябинского ВВАУШ 1968г
После выпуска по распределению пришел вторым штурманом самолета Ту-16 в гарнизон Шайковка
1971г назначен на должность штурмана корабля самолета Ту-16.
1972г, 22 октября перевелся в гарнизон Зябровка на должность штурмана корабля самолета Ту-22Р.
С сентября 1972г по февраль 1977г штурман отряда.
С февраля 1977г штурман эскадрилии.
Демобилизовался в 1988г по состоянию здоровья.
О службе
Практически сразу, после прибытия в Шайковку, понял, что все места заняты и там можно пролетать вторым штурманом до пенсии.
Написал рапорт о переводе на новую авиационную технику. Вот только тогда, на четвёртый год службы, меня поставили штурманом корабля и штурманом отряда.
Зато по прибытии в Зябровку, почти сразу, стал исполнять обязанности штурмана АЭ. К нам пришел из Озерной лётчик Перушев. У него при полете отрядом произошло столкновение в облаках. Один экипаж бросил с-т и катапультировался, а Перушев посадил повреждённый с-т. На его самолёте на пробеге отлетела одна половина стабилизатора. За мужество его наградили орденом Красной Звезды и поставили командиром АЭ.
Вот с ним мы летали до мая 1980 г. Как-то, в понедельник, 28 мая 1980г, после постановки задачи на полёты во вторник, пришёл доктор и сказал мне, что у тебя кончился срок действия ВЛК. Быстро поезжай в Смоленск. За тебя полетит другой штурман. В два часа ночи я уже был в Госпитале, а в 10 утра меня вызвал глав врач и сказал, что мой командир погиб. Оборвалось трансмиссия правого закрыла на посадке.
Белая Церковь
После Перушева командиры у меня менялись как перчатки. То Никулин быстро ушёл командиром 121 тбап. то Якунов быстро ушёл Командующим Армейской Авиации и так далее. Вот такая чехарда, я у них был на подхвате.
Летал со всеми подряд по облету и испытаниям самолётов после ремонта и полной переборки на рем заводах в Белой Церкви, Рязани и Казани. Как-то в Белой Церкви в конце месяца сидим ждём погоды. Экипаж сборный. Коля Павлов замкомэски и Василий Матвеев. Нужно облетать спарку, ТУ-22У.
Синоптик говорит гарантирую, что 4 часа погода будет солнечной, а запасных ни одного. Кругом туман. Если не облетаем, рабочие не получат премиальных. Мы поверили, взлетели, облетали, заходим на посадку. А там туман, да такой, что своей руки не видно. Два прохода сделал Коля, я давал команду на уход на второй круг. Мы были слева от полосы на 50 метров. Как оказалось, он после отпуска летал только в простых. Тогда я сказал, сажать будет Вася Матвеев, ты помогаешь. Заход и посадку произвели идеально.
Обстановка, конечно, была напряжённой. Не знали чем все это закончится. Я сделал растяжку экрана на Рубине до 15 км. По линии прицеливания корректировал Василия. После посадки на пробеге, зная, что сразу после полосы лежат валуны и далее река, на скорости 100 км/час дал команду на аварийное торможение.
После полной остановки услышали голос с КДП: " Вы где? ''
Василий ответил: " Не знаем, но стоим на полосе'' и тишина...
И вот только тогда пришло осознание того, что живы...
Все были в трансе несколько минут, пока не поняли, что все позади. Далее мы дали команду прислать машину с мигалкой, чтобы вести нас на стоянку.
Нас ждал весь завод. Потом нас подкидывали, кричали Слава Советским Лётчикам!
Затем профилакторий. Чтобы снять стресс мы налили по 100г спирта выпили и ни в одном глазу. Обманули..!!!
Налили ещё по 100г спирта и вот только тогда дошло. Мы поняли, что с этого дня мы кровные братья.
До конца жизни.