Перушев Виктор Васильевич

1939 - 1980

КК Ту-22

Военный лётчик 1-го класса

Командир АЭ 290 одрап

Подполковник

 

 

 

 

Место захоронения экипажа на кладбище Южное-2. Это 14-й км по Черниговскому шоссе. 

 

От входа на кладбище Южное-2, направо. Там будет виден киль Ту-16. Под ним лежит экипаж Тарасова (рязанская аэ). Там же экипаж Емельяновича и Оськин, а ещё далее, вглубь кладбища, могила Перушева, Литовкина

 

Официальные документы расследования

 

Самолёт упал в лесу, недалеко от дер. Антоновка

 

 

Переписка и обсуждение между собой однополчан 

 

Бондашев В.И.

Первое происшествие Перушева, в котором всё обошлось благополучно.

Выполняя тренировочный полет днем в строю девятки (девятка в правом пеленге отрядов, отряды в правом пеленге самолетов) на предельно малой высоте в районе аэродрома, произошло столкновение двух самолётов.

Такой боевой порядок придумал фоторепортер. Ему очень хотелось эффектно сфотографировать всю девятку на полигоне при прорыве ПВО. За полетом должны были наблюдать руководители страны и иностранцы.

Крайними в этом пеленге шли экипажи, только что подготовленные для полетов в строю отряда. По курсу боевой подготовки таких полётов нет. Пеленг для крайних оказался хлыстом, особенно при выполнении разворотов. Ведущий выдерживал скорость 600 км/час, у ведомого крайнего, она доходила до 800 км/ч.

На развороте летчик Шелковский, а он выполнял задание вторым ведомым в замыкающем отряде девятки, видя что начинает обгонять ведущего, прибрал обороты и взял штурвал на себя для того, чтобы погасить скорость, а затем перевёл самолёт на снижение и... лёг на крыло самолета Виктора Перушева.

От расколовшегося обтекателя БРЛС полетели обломки. Видя это, Шелковский прибрал обороты, «сполз» носом с крыла Перушева, и тут же катапультировался. Оператор долго соображал, и не обнаружив командира, тоже катапультировался, но погиб из-за малой высоты полета. Штурман ничего не подозревал и до самого столкновения с землей просил: «Командир, не снижайся!»

У Перушева была оторвана часть стабилизатора и образовалась трещина в тяге обратной связи бустера. Еще немного и остаток стабилизатора мог бы переложиться в какое-нибудь крайнее положение (на пикирование или кабрирование). Но экипаж этого не знал и доложил о том, что самолет, вроде бы, управляется.

Перушев получил разрешение для захода на посадку. Сели они на скорости 400 км/ч. И это при том, что нормальная посадочная скорость 300 - 320 км/ч. Оператор, когда увидел одну половину стабилизатора, заявил: «Если бы я это видел, катапультировался бы и без команды!».

В дальнейшем В. Перушев погибнет в другой катастрофе на Ту-22У в 290-м одрап в Зябровке. Виновниками описанной катастрофы объявили Шелковского и командира полка, а ведь они были исполнителями, выполняли распоряжения вышестоящих начальников, которые, видимо, не представляли, как будет летать девятка тяжёлых самолётов на предельно малой высоте.

Кстати, показные полёты больших групп самолётов до сих пор приносят катастрофы во всём мире, несмотря на самую высокую квалификацию лётного состава.

......

Науменко С.А.

Во время полетов в ГДО проходило мероприятие по плану политрабочих. И вот, кому-то захотелось, чтобы "девятка" прошлась над ГДО. Кто-то позвонил на КДП. Во время звонка ком. полка подъезжал на своем УАЗ-ке к КДП. РП дал команду ведущему группы пройти над ГДО. В этом процессе зацепили небольшую облачность, дальше все, как уже написано выше. Что характерно, не нашлось людей, тех самых, кому захотелось и тех, кто звонил.

Одного оператора за фразу в эфир: "Доигрались", уволили.

......

Бондашев В.И.

Второе и последнее летное происшествие подполковника Перушева...1980 -

Катастрофа самолета Ту-22У, командир корабля капитан Воробьёв Д.Д., инструктор - командир эскадрильи подполковник Перушев В.В.

Метеоусловия: безоблачно, видимость 10км. Экипаж выполнял контрольный полет днем по кругу в закрытой кабине.

При заходе на посадку, на дальности 18км и скорости 500км/ч экипаж выпустил закрылки на 20°. На дальности 12км, скорости 450км/ч и высоте 500м при выпуске закрылков на 35° экипаж почувствовал резкое кренение самолета вправо до 30°.

Летчики парировали кренение самолета полным отклонением элеронов и руля направления. Попытки командира и инструктора убрать закрылки успеха не имели. Экипаж доложил руководителю полётов и по его команде набрал высоту 1050м. Постоянно удерживая самолет от кренения и прилагая значительные усилия, он начал покидать самолет.

Штурман и КК благополучно приземлились на парашютах. Летчик-инструктор из-за значительных перегрузок покинул самолет на высоте 660м и погиб, так как большая вертикальная скорость падения самолета привела к неполному срабатыванию системы спасения.

Причины: отказ в системе управления закрылками из-за разрушения вала трансмиссии закрылков и наличия конструктивно-производственных недостатков в данной системе на этой серии самолетов Ту-22.