АВАРИЯ 5.09.1974 года

ДКБФ, аэродром Чкаловск

Самолет Ту-22р, б/н. 55, с/н 5501

Летчик – командир корабля, военный летчик 1-го класса, капитан Савинов Виктор Александрович (ОВВАКУЛ-69)

День, ПМУ.

Перегон авиатехники с АС Остров на Чкаловск.

 

Обстоятельства АП:

По истечении 90 сек после взлета, в наборе высоты на Н=3000м и в V=700 км/ч началось снижение напряжения в электросети самолета. После обнаружения отказа всей системы электропитания и утраты возможности контролировать работу всех систем и оборудования самолета и двигателей экипаж покинул самолет. Самолет, пролетев от места приземления экипажа 7 км, разрушился в воздухе и взорвался.

Заключение о причинах АП

Причиной аварии явилось снижение напряжения в электросети, а затем и полное ее обесточивание, что привело к потере работоспособности основных жизненно необходимых систем самолета доя обеспечения выхода на аэродром и безопасной посадки.

Наиболее вероятной причиной обесточивания электросети самолета явилось попадание плюсового напряжения на уравнительный провод “-ЭГ” генераторов ГС-18т, что привело к снижению напряжения генераторов и интенсивной разрядки аккумуляторов в процессе набора высоты.

 

 

5 сентября 1974 года, экипаж: летчик – командир корабля капитан Савинов В.А. перегонял  машины с аэродрома Остров в Чкаловск.

 

Через 90 сек. после взлета, в наборе высоты, началось падение напряжения в электросети самолета. После обнаружения отказа всей системы электропитания и утраты возможности контролировать работу систем самолёта, его оборудования и двигателей, экипаж покинул самолет. Самолет, пролетев от места приземления около 7 км, разрушился в воздухе и взорвался.

 

Очевидец:

При командире полка, полковнике М.Герасименко, практически не было отбоя полетов по погоде.

Поэтому иногда приходилось садиться на запасной аэродром. Мы сидели на запасном аэродроме «Остров».

Поступила команда на перелет на аэродром «Чкаловск». Перед этим был получен новейший самолет Ту-22ПД №55 с установленной в хвосте станцией электронных помех «Резеда». Старшим авиационным техником корабля был назначен ст. лейтенант Силонов.

 

Это был первый самолет с установленными на двигателях проблесковыми маячками. После взлета самолет попал в облака, маячки красного цвета при работе в облаках создавали эффект  типа всполоха.

Оператор Борисов по полету сидит задом, наблюдает эту картину. Докладывает командиру экипажа – пожар на двигателе. Командир экипажа дает команду обесточить двигатели.

 

Оператор, вместо того, чтобы перед отключением генераторов сначала отключить потребители электроэнергии ПО-6000 и т.д. и перейти на резервное электропитание, просто отключил одним махом все генераторы.

 

Аккумуляторы не выдержали такой нагрузки и взорвались. С самолетом связь прервалась. На локаторе наблюдают самолет в воздухе, крутится в облаках практически на одном месте. Руководство полетов, принимает решение: навести второй самолет, чтобы вывести самолет без связи из облаков. Когда самолет наведения вышел «к цели», то командир самолета наведения доложил – вижу два купола парашюта.

Отправили группу поиска, летчика и штурмана нашли, а оператора нет. Через несколько часов оператора откуда-то привозят на телеге. Оказывается, он катапультировался первым. Это Борисов, которого при обязательных прыжках с парашютом не могли вытолкнуть с самолета АН-2.

 

Главный инженер авиации по АО подполковник Баркутский, пытался доказать командующему авиации ДКБФ, что техника была полностью исправна. Результат – получил разрыв сердца прямо в кабинете.

 

Акт комиссии по разбору аварии, КБ Туполева не утвердило.

 Мнение КБ Ту

Отказ СЭС (КЗ).

КЭ и ШО не выполнили рекомендаций РЛЭ при отказе СЭС. (В чем заключались ошибки экипажа, информации нет)