10 октября 1961 г на первом изд. 105А, переделанном в Ту-22Р, с/н 1040034, произошёл пожар. Во время гонки двигателей на стоянке перед очередным испытательным полётом экипажа Николая Николаевича Харитонова загорелся один из двигателей ВД-7. Пожар потушить не удалось.
04-03 Ту-22А з/н 1040034 (1960), 13-й серийный борт, позднее доработан в первый Ту-22Р (1-й). 04.1961 выкат первого прототипа Ту-22Р, 24.07.1961 начало испытаний, 10.10.1961 при наземной гонке двигателей в Жуковском разрушилась первая ступень компрессора, самолёт сгорел
29 октября 1961 г. В результате вывода комиссии о причинах пожара - развалился диск турбины - было принято решение о запуске второго двигателя на стенде в Фаустове. Снова взрыв и снова пожар. Причина та же - диск турбины. Н.Н.Харитонов с экипажем должны были гарантированно сгореть.
Подробности приведены из книги Г.А.Амирьянца Лётчики-Испытатели. Туполевцы. Стр. 54-55 (прим.АК)
Текст этих воспоминаний привожу дословно:
На этом «13-м» проводили испытания оборудования для воздушной разведки. затеяли какой-то полет на фотографирование. Заправили ее по ноздри и стали делать предполетную гонку двигателя. И на одном двигателе развалился диск турбины. Один кусок диска турбины улетел в ЛИИ к КДП. А стоял он, если выходить из 1-го ангара – слева вторая или третья стоянка. А второй кусок диска улетел туда, где теперь МИК. Там стоял ящик из- под двигателя, из плотной древесины – он рассадил его в щепу. Ну, естественно, пожар, и машина на стоянке сгорела.
Начали изучать вопрос, почему двигатель развалился. Мотористы Добрынинские были умные (там был Дынкин Александр Леонидович), и они пришли к такому заключению: когда двига тель запускаешь, то диск турбины прогревается неравномерно (сначала – та часть, которая ближе к лопаткам). Возникает внутреннее напряжение. Им говорят: «Докажите». Тогда они что сделали: взяли несколько пар двигателей и промеряли размер дисков. И на нескольких двигателях нашли вытяжку дисков. Тогда двигатель с самой большой вытяжкой сняли (с «семерки»), притащили его к нам в Фаустово (там был стенд, где тягу мерили – видимо для ускорителей), поставили на этот стенд. И при первом же запуске стали его выводить на максимал – без прогрева, и этот двигатель развалился. Я туда приезжал па следующий день, посмотреть, что это такое. Стоят сосны вековые – порезанные, срезанные, выкошенные, как бритвой. На стенде, где двигатель стоял, тяги, толще моей руки – перерезаны. То есть силища там – адская! И потом они по этой теории изменили систему, сделали принудительный прогрев дисков и ввели режим 15-минутного прогрева двигателей. График прогрева был пологий, то есть режим изменялся потихонечку. И так долго летали с этими двигателями. Потом еще один двигатель развалился точно так же в Казани. Что там нашли – не помню. Более-менее всё вошло в норму, когда появилась новая модификация двигателей (те были ВД-7, а эти – РД-7М2).
Вот такая пора летания дисков. Представляете, на стоянке загорелся самолет! На моей жизни два таких пожара произошло: вот эта машина «13-я» и потом Ту-22МЗ (2505, по-моему, ее номер был). Тоже точно так же развалился двигатель. Машина, заправленная под полет. Очень тяжело было – на руках раскатывали самолеты, которые стояли рядом. А еще бестолково сделан аэродром, неспрофилированно, чтобы керосин куда-то стекал. Он растекается по всему полю. И после этого, после «45-й» 9* машины, Болбот А.В., зам министра МАП, купил две шикарные пожарные машины у французов, и ввели инструкцию, что каждая гонка двигателей должна быть в присутствии этих автомобилей. И на «160-й» потом они были, и, по-моему, сейчас еще живы. Вот такие бывали истории.
9* «45-я» – заводское обозначение Ту-22М.