Обстоятельства
Самолет Ту-22Р.
Экипаж: летчик-испытатель Черно-Иванов Владимир Фролович, штурман Царегородцев Виталий Иванович, оператор Лузанов Алексей Яковлевич.
В 60-х годах, когда началось освоение Ту-22 в строевых частях Дальней Авиации, произошло несколько предпосылок и непосредственно летных происшествий из-за отказа демпферов в канале управления самолета по тангажу, что привело к гибели двух летных экипажей. В ГК НИИ ВВС была составлена специальная программа испытаний с выводом самолета на те режимы полета, в которых погибли экипажи строевых частей.
19 сентября 1966 года согласно этой программы выполнялся испытательный полет, целю которого являлась проверка работоспособности автопилота Ту-22.
На различных высотах и скоростях экипаж с помощью специального устройства должен был имитировать различные отказы и при этом наблюдать, как автопилот будет своевременно и аккуратно их исправлять.
Первую часть задания, на больших высотах, экипаж успешно выполнил. Замечаний по работе аппаратуры и автопилота не было. Оставшуюся вторую часть нужно было выполнять на малой высоте. При этом самолет уходил из зоны радиовидимости. Доложив об обстановке на борту руководителю полетов и получив разрешение на снижение, командир экипажа сбросил обороты двигателей, и самолет начал быстро снижаться.
Экипаж не мог знать об отказе одного из демпферов тангажа.
При отключении одного демпфера на малой высоте возникла раскачка по тангажу, которую своевременно остановить не удалось, в результате самолет превысил предельную перегрузку и начал разрушаться .
Штурман по команде командира экипажа благополучно покинул самолет. Оператор по неизвестной причине не отвечал и не катапультировался. Летчик покинул самолет на слишком малой высоте и погиб.
Причины
Причиной катастрофы стал отказ второго демпфера в канале автоматического управления самолетом.
Кроме того, здесь проявился один из «врожденных пороков» этого типа самолета, сопутствовавший всему периоду его летной эксплуатации: катапультирование экипажа в креслах К-22 вниз. Для благополучного исхода требовалась высота не менее 350 м (для горизонтального полета) и скорость полета не более 700 км/ч (с поднятым светофильтром ЗШ). При этом надо было учитывать, что первым покидает самолет оператор, а затем с интервалом 2 сек. катапультируются другие члены экипажа.
Последствия
Экипаж успел передать на землю информацию о поведении самолета и записать все параметры полета на бортовую контрольно-записывающую аппаратуру. Это позволило полностью установить причину гибели экипажей Дальней Авиации, а промышленности провести на самолетах Ту-22 серьезные доработки, исключившие возможность появления подобных отказов впредь.
Полковник Черно-Иванов В.Ф.
Черно-Иванова В.Ф и Лузанова А.Я. похоронили в Ахтубинске Астраханской области, на кладбище №1.