Обстоятельства

Самолет Ту-22А, серийный номер 0203.

 

18 апреля 1962 года экипаж ЛИИ им. Громова в составе командир Аксенов Николай Васильевич, штурман Бочкарев Николай Фёдорович, радист Шестухин В.М. выполнял испытательный полёт с выходом на сверхзвук. В самолет вышел за ограничения по реверсу элеронов и разбился. Штурман и радист удачно катапультировались.

 

Причины

В самом начале испытаний и эксплуатации экипажи Ту-22 столкнулись при полётах с большим числом М с эффектом  реверса элеронов, т.е. обратная реакция по крену, связанной с относительно малой жесткостью стреловидного крыла большого удлинения.

Последствия

После этой катастрофы было введено ограничение по максимальному числу М=1,4.

Для исключения этого весьма опасного явления и снятия ограничения по числу М туполевское ОКБ в короткий срок разработало и внедрило в серию (с одновременной доработкой уже построенных самолетов непосредственно в строевых частях) необходимые конструктивные мероприятия. С 1965 года в канале управления по крену была внедрена система элерон-закрылков: на дозвуковых скоростях работали обычные элероны, при переходе на сверхзвук в качестве органов управления по крену использовались внешние секции закрылков (элерон-закрылки), а сами элероны блокировались в нейтральном положении. Помимо этого, были проведены и другие улучшения по планеру и системам управления.

 Аксенова Николая Васильевича похоронили в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Ссылка на автобиографию

 

В результате потери самолёта ГК ВВС Вершинин потребовал восстановить стоимость утраченного Ту-22. В этом действии Главкома присутствовал несомненный резон:

Письмо ГК ВВС Вершина, адресованное Главному арбитру Госарбитража при СМ СССР от 14.02.1963 г, копия - предс.ГКАТ т.Дементьеву
Во исполнение РСМ ... от 31.12.1955 г.в ЛИИ ГКАТ по договору с ВВС был передан самолёт Ту-22 № 1029034 для проведения ЛИ САПС ...
18.04.1962 г.самолет потерпел катастрофу при выполнении полёта по исследованию воздействия ударной волны на наземные объекты. Такое задание не предусматривалось договором.
... ЛИИ обязан возместить ВВС стоимость необратимого дефекта самолета и двигателя на сумму 2,775,134 руб. ...
(РГАЭ, фонд 29, оп.1, Дело N 2863, стр. 1)

 

Прошло 60 лет, понемногу появляются материалы из госархивов. Недавно стал доступным Аварийный акт расследования катастрофы экипажа Аксёнова.