Из конспекта одного из командиров кораблей об этом случае. Почти совпадает с официальным документом:

 

Авария самолета Ту-22К 24.07.70 г.

 

Метеоусловия: облачность 5—6 баллов, высота нижней границы облаков 2600—3000 м, видимость 8 км.


Обстоятельства
Экипаж командира отряда майора Костарева, военного летчика 1-го класса, выполнял первый самостоятельный полет днем на отработку контактирования и строя заправки без приема топлива.

В зоне летчик выполнил нормальное контактирование. При занятии нормального принижения 5—8 м из-за кратковременного уменьшения давления топлива в шланге возник «хлыст». Падение давления топлива в шланге произошло вследствие неправильных действий оператора заправки самолета-танкера, который при контактировании держал насосы включенными и не следил за давлением. Стекла фонаря заправляемого самолета залило топливом.

Летчик выброс топлива принял за саморасцеп, незначительно уменьшил режим работы двигателей для отставания и одновременно начал отворот влево, не убедившись в расцепе (по докладу оператора танкера и по зеленой лампе «Сцепка»). Самолет в сконтактированном положении и с уменьшением принижения до 1—2 м сместился влево примерно до уровня аэродинамического гребня (10—11 м), превысив тем самым боковое отклонение на 5—6 м.

Вследствие выхода из зоны маневрирования по высоте и направлению произошел обрыв шланга по слабому звену. Стекла фонаря были вновь залиты топливом, летчик потерял танкер из виду. Из-за попадания топлива из оборванного шланга танкера помпаж правого двигателя заправляемого с последующим взрывом и выключением двигателя.

Находясь вблизи оси вихревого жгута от танкера с отказавшим правым двигателем, самолет энергично забросило в крен. Летчик убрал РУД. Заброс был настолько быстрым, что летчик только при достижении крена 60—70° отклонил руль направления и элероны влево на вывод.

Штурман самолета без команды катапультировался, что для командира корабля явилось неожиданным.
Быстро развивающаяся аварийная ситуация усложнила действия летчика, в результате чего он не смог вывести самолет в нормальное положение.

На высоте 4500 м летчик дал команду оператору покинуть самолет. Сам покинул его на высоте 1700 м на скорости 600 км/ч. Самолет упал на землю, разрушился и сгорел.

Причины
Ряд неправильных и ошибочных действий командира корабля заправляемого самолета по пилотированию в строю заправки при возникновении «хлыста» шланга и заливании стекол фонаря кабины.
Неправильные действия летчика привели к выводу самолета за допустимые зоны маневрирования в область сильного воздействия вихревого жгута, обрыву шланга по слабому звену, заваливанию самолета в глубокий правый крен. Попадание топлива из оборванного шланга в правый двигатель привело к его помпажу, выключению и взрыву.
Образованию хлыста способствовали неправильные действия оператора заправки самолета-танкера.


Виновники
1. Командир корабля .
2. Оператор заправки .

 

После этой аварии в Дальней авиации заправку самолётов Ту-22К прекратили.