Это рассказ штурмана 290 одрап, Калинина Владимира, о событии, которое произошло 15 августа 1975 года, в 290 одрап, аэродром Зябровка.

Оно чудом не привело к лётному происшествию, но экипаж скрыл его. Последствия для экипажа были бы печальными, если бы узнало командование полка.

 

Самолёт Ту-22р, август 1975 год, полётное задание №303 КБП Ту-22-71. Это тренировочный полёт по маршруту днём на практическое бомбометание и ведение воздушной разведки.

Экипаж-командир корабля Воробьёв В. В., штурман Калинин В. В., оператор Петров В. А. После выполнения полигонного бомбометания на полигоне Дубно, при снижении с эшелона 5700м на промежуточный 3300м и далее, до эшелона перехода, экипаж умудрился УПАСТЬ до высоты 220-250 м на втором режиме при скорости 280-290 (посадочная скорость 310) км/ч.

Причина – строгое выполнение предписанных КАЖДОМУ ЧЛЕНУ его служебных обязанностей!

Итак, в процессе полёта командир корабля на снижении с эшелона 5700м, убрал РУДы в положении малый газ. Пройдя эшелон 3300м и подойдя к 1500м, имея запас скорости, (на снижении скорость не уменьшается), приступил к выдерживанию эшелона инновационным методом - триммированием стабилизатора (конечно же, не трогая РУД).

В это время командир корабля по внешней связи согласовывает с руководителем полётов начало снижения на высоту перехода.

Штурман пытается понять как построить схему и не пролететь точку третьего разворота.

Оператор в соответствии с полётным заданием отстукивает ключом доклад о выполнении задания.

Кроме того, все по внешней связи напряжённо слушают эфир полигона о результатах бомбометания.

И никто не следит за режимом полёта!

И только тогда, когда самолёт задрал нос, а в остеклении появился другой вид, по СПУ экипажа раздался вопль: «кто нибудь смотрит за скоростью?»

Штурман понимает, что скорость 280 озвучивать не стоит (все разговоры в экипаже записываются на магнитофон) и бодрым голосом говорит: "скорость 380"

В ответ в экипаже гробовое молчание. Командир корабля включает максимальный форсаж, на это уходит 18 секунд, и происходит «чудо» - вид из кабины меняется и самолёт «попёр» вверх.

Через некоторое время командир удивлённым голосом сообщает:«мужики, что-то самолёт по крену не управляется…»

Выясняется, что скорость по прибору уже-880 км/ч, а ограничение по приборной скорости 780 (тогда ещё самолёт не был  доработан под элерон–закрылки).

Снова пришлось убирать РУДы.

В общем, сели с нормальным расчётом скоростью и перегрузкой, вылезли из кабины молча, побрели в хвост самолёта и один из членов экипажа сказал:«Мужики, давайте больше так не будем делать»

Молчание хранили до сих пор.

По какой-то причине этот полёт по средствам объективного контроля не анализировался и всё сошло с рук. Все члены экипажа по сей день живы и здоровы.