Ту-22КД - 1 АЭ 341-го ТБАП. Авария 29.08.1986 при посадке на а/д Озерное. Летал экипаж в составе:
командир - к-н Жеребцов Владимир Иванович, штурман - ст.л-т Пеньковский Владимир Евгеньевич, оператор РТСС - ст.л-т Коваль Василий Григорьевич. Старший авиационный техник корабля - ст. л-т Хлебунов Валерий.
к-н Жеребцов Владимир Иванович
ст.л-т Пеньковский Владимир Евгеньевич
ст.л-т Коваль Василий Григорьевич
Вспоминает командир полка, п-к Рыжаков Александр Анатольевич
Командирская мудрость гласит, что первое решение самое правильное! Вот я на этом здесь обжёгся.
Был конец августа. Керосина не было. 1986 год, уборка урожая. Все силы и средства брошены на целину. А на поддержку лётных навыков в полки выделяли по 100-200 тонн керосина. А на ту лётную смену его не было вообще. Ждали подвоза.
Нам выделили из НЗ 50 тонн. Пришлось плановую таблицу кромсать, убирать лишнее. Полетел Суздалев, на маршрут Херсон-Калиновка. Там, два тридцать. Потом, какого-то молодого лётчика на маршрут надо было и в районе несколько полётов для молодых. Я всё это повычёркивал.
В это время подходит комэск первой АЭ, Васильев:
- Тов.командир, сегодня пятница, а в понедельник уходит в отпуск Жеребцов. Он полмесяца не летал, а в отпуске будет полтора месяца. Будет большой перерыв с перекрытием нормативов для всех допусков. Придётся ему составлять индивидуальную программу для восстановления. Вывозные, контрольные и только потом самостоятельные полёты!
- Понял. Видишь, стоит крест. Пускай идёт в отпуск. Там разберёмся
- Ну, тов командир, надо!
Про себя думаю, комэск это же отец родной для лётчиков, он их знает, борется за них. Это даже хорошо! Это надо приветствовать! И я беру ластик и стираю свой крест, поставленный простым карандашом.
И вот он полетел.
А когда это случилось, говорю Васильеву:
- Ну, что? Он же думал об отпуске!!!
Комэск хотел сделать как можно лучше для дела.
Вот так подтвердилась очередной раз командирская мудрость - первое решение всегда правильное!
Вспоминает штурман 2 АЭ, м-р Науменко Сергей Андреевич
«Семерка» была штатной нашего экипажа
Науменко, Комиссаров, Ожмегов
Очень хорошо я с нее бомбил, «четверка» по б/м у меня была редкостью, в основном «пятаки».
Ветераны вспоминают подробности выхода экипажа из самолёта.
Первым покинул штурман через свой аварийный люк. Оператор свой люк открыть не смог, пролез в кабину штурмана и покинул через аварийный люк штурмана. Командир тоже не смог самостоятельно открыть свой аварийный люк. Штурман видя с земли что командир тщетно пытается открыть, забрался на самолет и помог командиру покинуть самолет.
Судьба самолёта
Самолёт убрали в район ТЭЧ полка. В самом начале было много идей и мыслей о восстановлении. Самый разумный замысел был перегнать его на завод. Приехал экипаж испытателей, сумма была названа очень большая. Экипаж п/п-ка М. Суздалева со штурманом АЭ, м-ром Науменко С.А. вызвались перегнать самолёт. Получили отказ.
Несколько лет тянулось соперничество идей. Одна лучше другой, но дело не продвигалось. Наконец, командир дивизии, генерал Михаил Михайлович Опарин, принял командирское решение и определил судьбу самолёта.
Самолёт разобрали, сняли оборудование и силами энтузиастов, при деятельном участии Виталия Ивановича Кузьмицкого, нач ПО 15 тбад, установили как памятник на въезде в гарнизон.
НШ дивизии, п-к Пачин Е.И., командир, гма Опарин М.М., нач ПО, п-к Кузьмицкий В.И.
Пока самолёт был в боевом составе полка, его бортовой номер был 07, красный. Для памятника ему нарисовали хвостовой номер 90, красный. При независимой Украине, звёзды заменили трезубцем, на борту появился №07, синий.
Судьба экипажа
С командира корабля сняли первый класс и перевели на нелётную должность в полк самолётов Ту-16. Владимир Иванович стал руководить подготовкой экипажей к работе со спецаппаратурой.
Со временем, он получил воинское звание майор и закончил военную службу. Живёт в Тамбове.
Штурмана Пеньковского сняли с лётной работы и назначили в ТЭЧ техником по вооружению, позднее восстановили на летной работе. Владимир Евгеньевич закончил службу и уехал домой, в Челябинск. До начала печальных событий на Украине, приезжал в гарнизон Озёрное, на встречи однополчан.
Оператора Коваля уволили ( пенсия у него уже была) и даже улучшили жилищные условия. В 90-х годах Василий Григорьевич умер.