Об этом происшествии с участием экипажа м-ра Заверняева Л.И. существует три версии. Одна из них упоминается в книге по истории 121 полка " От Хотунка до Энгельса". Вторая встретилась мне в книге ОСОБЕННОСТИ АЭРОДИНАМИКИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЁТОВ ДАЛЬНЕЙ АВИАЦИИ, Военизда 1968г. Третья - в воспоминаниях лётчика 121 тбап, м-ра Белова Ю.К.

Четвёртое упоминание, чисто эмоциональное, сохранилось в воспоминаниях Юхименко Т.А., сына штурмана того самого экипажа Заверняева. Цепкая память мальчишки.

Фотографии будут относиться к обоим вариантам описания ПЛП. (Прим.АК)

Версия №1

В 1967г. в полку произошло очередное летное происшествие, едва не окончившееся, катастрофой. Самолет Ту-22 (б/н 52).  

Взлет в сторону Минска выполнял  зам. командира 1 АЭ  майор Заверняев Леонид Иванович (ШК  ст. л-нт Алексей Юхименко). Впервые в полку взлет выполнялся с максимальным взлетным весом 92 т.

Разгоняясь по ВПП, самолет достигает скорость отрыва, командир взял штурвал на себя, однако переднее колесо не поднимается. Летали тогда еще по старой методике.

А  надо было  выдержать ещё несколько секунд,  и  самолет  неминуемо  ушел  бы  вверх.  Однако, командир корабля мгновенно среагировал и принял решение прекратить взлет, выключил форсаж и применил все средства для аварийной остановки самолета.

На пробеге, двигаясь по грунтовой концевой полосе безопасности, самолет убил пасущегося теленка, выскочил за границу аэродрома и остановился у самой автодороги, ведущей от городка в сторону Минска.

При этом носовая стойка съехала по склону дороги вниз,  фюзеляж лег на грунт, а корма оказалась,  неестественно задранной вверх. Запомнился всем, разъяренный хозяин убитого теленка, с ножом в руке, несущийся,  к  застывшему у кромки аэродрома самолету.

 

 

Версия №2


 

 

Версия №3

 

Из воспоминаний ветерана 121 ТБАП, командира корабля Белова Юрия Константиновича:

Мачулищи 1967 год. Выкат за ВПП при взлёте с максимальным весом 94 тонны в сторону Минска. Выполнялся в 121 ТБАП впервые. Экипаж командира корабля Заверняева Леонида Ивановича.

При взлёте с максимальным весом 94 тонны, командиру корабля Заверняеву Л.И. показалось, что самолёт долго не отрывается от ВПП, и он прекратил взлёт, отключив форсажный режим. Не хватило выдержки… А надо было выждать, всего 5-6 секунд! К счастью, трагедии не произошло.

 

 Упоминание Юхименко Т.А.

По аварии 52 машины

Был жаркий летний день. Отец ушел рано на полеты. Я весь день где-то носился, к обеду пришел домой. Наверно, где-то часов в 15, пришел батя и сел обедать.

Спокойно покушал, и тут мама спрашивает: "Леша, там кто-то выкатился?"  Батя говорит:"Это мы."  Потом мне: "Ты в летчики собрался? Садись на велик, езжай к истребителям, посмотри, как иногда заканчиваются полеты."

Я - на велик и погнал по бетонке за гарнизон. К самолету не пустили, посмотрел только издалека. Для мальчишки ничего особенного не заметил.

Это потом я понял, что произошло чудо, не сложилась передняя нога и самолет не разрушился и не съехал в овраг к дороге. Взлетали, наверное, первый раз с максимальным взлетным. Первым ушел тогда Палагин, говорят, отрыв был на краю бетона, и было огромное облако пыли.

Короче, прекращенный взлет. Спасибо Туполеву за крепкий самолет. Борозда от передней стойки на краю оврага видна и сегодня. Батя после этой аварии ушел на дембель. В общем, чудом все остались живы.