Тарас Алексеевич Юхименко

Полковник, заместитель Главного инженера 46 ВА ВГК (СН)

 

Что заставило меня написать несколько строк о былом.

 

Первое это желание высказать благодарность всем участникам нашего проекта «46ВА ВГК - открытая книга».
В первую очередь нашему командующему Тараканову А.И. за его книгу за труд и пример как надо служить и жить. За культуру общения в ходе расследования летных происшествий, участником которых мне пришлось быть по долгу службы.
Второе, а может и первое я служил в самом лучшем виде вооруженных сил в Военно-Воздушных Силах нашей Великой страны СССР и России. Встречая своих однокашников по Киевскому СВУ, которые служили практически во всех видах и родах войск я убедился в правильности моего выбора служить в авиации. Почему - командир в авиации первый в боевом порядке « в авиации и маршалы летают» и на бетонке свой суровый устав.

 

Главные учителя любого человека это родители. Сказать, что я люблю своих родителей это очень мало, их давно нет рядом, но это главные мои советчики и судьи с которыми я сверяю свой жизненный путь. Тема эта неисчерпаема и вечна пока есть наша планета Земля и мы жители этой прекрасной планеты.

Мне помогали учиться, правильно понимать и строить свою военную судьбу прекрасные  люди. С ними я шагаю по военной судьбе с 15 лет.

 

 

Конечно, это преподаватели – воспитатели Киевского СВУ, которые для многих из нас практически заменили родителей. Хочется вспомнить всех. У каждого из них был свой подход к нам, кадетам.

Сегодня назову двоих. Это офицер-воспитатель нашего 3-го взвода, майор Крыжановский ВП и наш учитель математики, Нина Артамоновна Демченко . Они в большей мере сформировали меня как будущего офицера и инженера.

 

Учеба в Киевском ВИАВУ была сложной и здесь уже были не учителя, а ученые.

 

В ВВИА им НЕ Жуковского уже были ученые – профессора с мировым именем. Они авторы учебников, по которым училось не одно поколение авиационных инженеров. Общение с ними - это мудрость и понимание философии науки и жизни.

 

Начинал офицерскую службу в ТЭЧ 185 гв. тбап. Начало было бурным, мы осваивали ТУ-22М2. ТЭЧ любого авиационного полка это кузница надежности и безаварийности авиационной техники. А тут прыжок через целую эпоху ТУ-22. Полк переучивается сразу с ТУ-16 на ТУ-22М2. Это ни много ни мало почти 10 лет развития авиации, причем сверхзвуковой. Пришлось очень тяжело.

 

Самое неприятное, что МАП делает только самолеты, а специальным оборудованием для эксплуатации не занимался никто. Всё решалось на коленке и как всегда, задним числом.

Оборудование для ТЭЧ специально не делалось. Через заказчика нам давали заводское оборудование и стенды, которые использовались в Казани. Так появились стендовые комплекты АБСУ-145 и НК 45 и другие.

 

Но они проектировались для самолетостроительного завода, а не для ТЭЧ строевого полка. Кроме стройки пришлось решать сложные технические проблемы применения всего этого оборудования для эксплуатации. Мне пришлось работать за группу объективного контроля, которой еще не было в полку, а аппаратура дешифрирования МСРП-64 была только в ТЭЧ. Ночью на полеты, днем на регламент. Выдержали.

Первые 100 часовые регламентные работы делали две недели. Приехали москвичи во главе с ГИ ДА Мовчаном ВВ. Мы делаем технологический график с Глущенко АИ, получается две недели. Мовчан ставит задачу уменьшить срок на 50%.
Регламент самолета ТУ-22М2 как и все регламенты самолетов делали по документам и требованиям всех поставщиков комплектующих, вроде правильно, но писали это люди, которым никогда не работать по этому регламенту. Регламент ТО Ту22М2 формировали без участия эксплуатации. Волей - неволей пришлось его «кромсать».

 

Работая несколько дней и ночей, получаем 7 дней. Мовчан послушал и сказал, что будет 5 дней. 

В дальнейшем, будучи начальником 399 ЛАТЛ, мне пришлось несколько раз исправлять и изменять регламент ТУ-22М3, в том числе, и под календарь.

Но работа в Полтаве была первой и самой лихой.

Вообще, пересадить полк с ТУ-16 на ТУ-22М3, создать новую учебную базу, переоборудовать ТЭЧ, СИС и стоянки силами личного состава полка, по затратам пота и нервов это трудовой подвиг.

Так мы служили.

 

Эта школа очень пригодилась при освоении ТУ-160.

Сразу скажу, освоение ТУ-160 должно проходить на аэродроме, где базируется дивизия. То есть, Полтава или Энгельс. В Прилуках явно не хватало методического руководства. Но это мое субъективное мнение.

 

В 1985 году окончил ВВИА им Н.Е. Жуковского, факультет подготовки руководящего состава. По выпуску был назначен в 399 Летающую авиационно-техническую лабораторию 46 ВА ВГК.


Школа 341 тбап и 840 тбап мои инженерные университеты. Про ТУ-22 я уже немного писал.

Про Сольцы – 70% инженерного состава Прилукского, 184 тбап, осваивавшего ТУ-160, это воспитанники 840-краснознаменного.

 

Два Главных инженера ДА, Каданцев НЮ и Кобысов ВИ, воспитанники 840-краснознаменного полка.

Инженерный отдел 6 отбак и 46ВА ВГК был очень мощный. Это было предопределено сложнейшими задачами, которые решала армия. 

 

Тарасов ИМ, Гольдберг ЯЛ учили нас молодежь решать сложные технические проблемы в тесном взаимодействии с МАП. Главные инженеры Агапов ВД, Грязнов ВА, Марцишевский ПИ, Королев ЮК, Опейкин ВИ, Гича ЛТ и конечно, Быков АГ - были мозговым центром решения всех самых сложных вопросов эксплуатации самолетов и ракет, стоящих на вооружении 6 отбак и 46 ВА ВГК.

Мне пришлось почти 10 лет служить в 399 летающей авиационно-технической лаборатории. Семь из них был начальником ЛАТЛ. На нашем самолете АН-12 № 37 облетели все наши полки, пришлось побывать и в Кокайтах. Сегодня могу уверенно сказать, что уровень эксплуатации авиационной техники в полках армии был одним из самых высоких в ВВС. И лаборатория наша была одной из лучших в ВВС.

 

Это все результат огромного труда инженерно-технического состава рабочих и служащих наших полков, дивизий и авиаремонтных заводов!