Крейнин Давыд Маркович
КК Ту-22
Военный лётчик 1-го класса
Начальник 43 ЦБП и ПЛС
Гвардии полковник
Родился 13 июля 1922 года в г. Гомеле, БССР.
Место призыва Молотовский РВК, г. Казани.
1940 год закончил 10 классов средней школы;
1941 год, 8 апреля принял военную Присягу;
1941 год, апрель направлен Молотовским РВК, г. Казани на учёбу в Свердловское военную школу пилотов, СВАШП;
По её окончании в 1941 году был оставлен инструктором;
1941, пилот - инструктор СВАШП;
1941, октябрь - пилот 10-й отд АЭ ВДВ КА, МВО;
1943, июль - пилот-командир корабля - 1-й учебный авиационный планерный полк ВДВ КА;
1943, ноябрь - командир корабля - 1-й отд авиационный планерный полк ВДВ КА;
1943, ноябрь - младший лейтенант;
1944, сентябрь - лейтенант;
1944, ноябрь - командир отряда - 208-й гвардейский авиационный полк буксировщиков ВДВ КА, 19 гв. АД;
1945 год - вступил в члены КПСС;
1946, март - командир звена - 208-й гвардейский авиационный бомбардировочный полк ДА;
1947, декабрь - старший лейтенант;
1949, март - заместитель командира АЭ - 208-й гвардейский авиационный бомбардировочный полк ДА;
1949, июль - 1953 год - слушатель - командный факультет Краснознамённой ВВА;
1951, февраль - капитан;
1953 год - закончил ВВА;
1953, май - 1954 год - слушатель - Рязанская военная авиационная офицерская школа БП ДА;
1954, май - командир АЭ - 158 гв. тбап, 33 тбад;
1955, август - майор;
1956, март - заместитель командира полка по лётной подготовке, инструктор-лётчик по технике пилотирования - 303 тбап, 55 ТБАД;
1956, август - заместитель командира полка по лётной подготовке - 444 бап, 55 ТБАД ДА;
1957, февраль - подполковник;
1958, февраль - военный лётчик 1-го класса;
1958, апрель - первый заместитель командира полка - 444 тбап, 55 ТБАД ДА;
1959, февраль - командир полка - 219 одрап, 5 ВА ДА;
1963, ноябрь - заместитель командира 55 ТБАД, 8 ОТБАК;
1964, февраль - полковник;
1966, сентябрь - начальник 43 Лётного Центра ДА:
Уволен из рядов СА в воинском звании полковник 10 ноября 1972 года Приказом МО СССР №01209. Личное дело направлено на учёт в Железнодорожный РВК г. Рязани.
Семья:
жена, Крейнина (Журавлёва) Антонина Михайловна, 1924 г.р.
дочь, Ирина, 1946 г.р.;
дочь, Ольга, 1953 г.р.
Сайт Памяти героев МО РФ:
Во время Великой Отечественной Войны воевал в составе:
1 оавпланп 1 ПрибФ
Свердловская ВАШП
208 гв. авп буксировщиков 19 гв. авд ВДВ
1 учебный авиационный полк военно-воздушных сил
Награды
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
Орден Красной Звезды (2)
Медаль «Партизану Отечественной войны» II степени
Медаль «За боевые заслуги» (2)
Орден Красного Знамени
Орден Отечественной войны II степени
Орден Красной Звезды
Начальник 43 Лётного Центра с 21.09.1966г. по 10.11.1972г.
Боевой летчик, летавший почти на всех типах самолетов Дальней авиации. Последний начальник центра из числа участников Великой Отечественной войны.
В числе первых в Центре освоил дозаправку топливом в воздухе на самолете Ту-22 и обучал этому виду боевой подготовки летный состав четвертой эскадрильи. Участвовал в программе полётов на самолете Ту-22 со стартовыми ускорителями в 1968 - 1969 вместе с инспектором УБП ДА п-ком Вахновым В.С.
Человек, влюбленный в полеты, прививал эту любовь и подчиненному летному составу, был всегда примером летного мастерства.
В 1968 году четвертая эскадрилья Центра перебазировалась из Барановичей в Рязань, а в 1973 году стала первой в Дальней авиации переучиваться на самолет Ту-22М.
При нём продолжилось обучение летного состава ВВС Индонезии и началось обучение летного и технического состава ВВС Ирака на самолет Ту-16. Летчики, штурманы и другие специалисты продолжали обучение летного и технического состава Объединенной Арабской Республики Египет.
При нём, на основании директивы Генерального штаба, 43-й летный Центр получил новое наименование: «43-й Центр боевого применения и переучивания летного состава».
Вступление в должность нового начальника 43 Лётного Центра п-ка Крейнина Д.М. и проводы на пенсию гма Козлова Михаила Даниловича, уволенного по болезни.
С 1968 года в Центре проводили теоретическую подготовку с офицерами Дальней авиации. Готовили командиров авиаполков, штурманов авиаполков, начальников штабов авиаполков, командиров эскадрилий, штурманов авиаэскадрилий, начальников штабов авиаэскадрилий, офицеров РЭП, начальников ВО и ТП ап и аэ, начальников связи ап и аэ, начальников КП, руководителей полетов, командиров кораблей по теоретической и летной программам, помощников командиров кораблей. Студентов гражданских вузов по программе подготовки штурманов, технический состав на присвоение офицерского звания, проводили подготовку офицеров запаса.
Кроме этого, личный состав курсов выезжал в части Дальней авиации для переучивания и подготовки летного и технического состава частей. На новые типы самолетов и вооружения. В исследовательском отделе ежегодно по планам командования ВВС и ДА выполнялось по 20-25 тем научно-исследовательских работ.
В 1970 году расформирован отдел подготовки слушателей спецконтингента.
В 1970 году Центр отметил свое тридцатилетие. В честь этого события у здания Дома офицеров была поставлена памятная стела с надписью. Открывал стелу полковник Крейнин Давыд Маркович.
Из воспоминаний Бориса Павловича Давыдова.
" В 1971-72 годах я был слушателем на курсах подготовки КК Ту-16 в 43 ЦБП. Помню, однажды объявили построение. Это был февраль 1972 года, холодное время было. Весь Центр был построен на РД. Командовал начальник Центра п-к Крейнин Д.М., никого из представителей командования Дальней авиации или ВВС не было.
Мы не знали причин этого сбора л/с. Не особо осознавали и то, что в это время открыли возможность отъезда советских граждан еврейской национальности в Израиль. Какое отношение эти события могли иметь к нашей жизни? Это было так далеко от нас!
Только потом стало известно, что жена начальника Центра перевела деньги в фонд помощи евреям репатриантам. Видимо, в порыве милосердия решила сделать доброе дело. А мужа в известность не поставила.
Особисты узнали сразу. Политические органы стояли на страже классового сознания стеной! В итоге, решение вышестоящего командования состоялось очень быстро.
Давыд Маркович обратился ко всем нам с короткой, но горькой речью:
- Ребята, не повторяйте мою ошибку! Не доживите до такого времени, чтобы вас увольняли вот так, буднично, без почёта и уважения!
Но я докажу, что это ошибка! "
Среди многих таких же достойных людей в первых рядах ему места уже не было.
Дягилево. Сборы командиров полков ДА, май, 1972 год.
Начальник 43 ЦБПиПЛС стоит справа крайний, на отшибе.
Первое лицо Центра, начальник гарнизона, заслуженно уважаемый руководитель, ушёл на АРЗ простым слесарем. Работал как и летал честно, основательно, профессионально. Работал на заводе долго. Около 30 лет. Вырос до представителя МАП от КБ Туполева.
Давыд Маркович много со мной летал по гарнизонам. Сначала по старым Ту-22, потом по Ту-22М2, затем и по Ту-22М3. Тщательно собирал статистику и лётные данные. Он был очень порядочным человеком.
Я его всё время вспоминаю!..."
За 31 календарный год службы в армии полётов было много разных и на различной технике. С 1 января 1973 года Давыд Маркович в качестве командира корабля уже в воздух не поднимался:
Путь лётчика Крейнина был долгим. Привожу здесь только отдельные страницы его последней, восьмой лётной книжки.
Путь Давыда Марковича на Ту-22 был недолгим, 5 лет.
Наземную теоретическую подготовку он прошёл 20 марта 1967г на базе 203 гв.тбап:
Первое практическое знакомство с самолётом и пробежку он совершил там же, в Барановичах, 2 июня 1967г:
Свой последний вылет на Ту-22 п-к Крейнин совершил 21 января 1972г на спарке. Это был инструкторский полёт на проверку техники пилотирования в строю заправки и выполнение трёх контактов:
На Ту-22 Давыд Маркович налетал 365 час 16 мин. В год принудительного увольнения в запас он был подготовлен к следующим видам боевого применения:
В июле 1972 г решено было отправить заслуженного командира в последний армейский отпуск и далее готовиться к передаче дел. Но жизнь не остановишь. Фактически, весь октябрь и ноябрь прошлось летать. Давыд Маркович требовался как лётчик-инструктор:
В ноябре 1972г полётов было 11:
10 ноября 1972 года Давыд Маркович был уже освобождён от занимаемой должности. Но его допуски были очень важны. Фактически, уже п-к запаса Крейнин продолжал летать, понимая обстановку в Центре как никто другой.
Весь 1972 год, зная о принятом решении его уволить, Давыд Маркович продолжал инструкторскую работу и передавал свой опыт:
Порядочный человек прожил свою жизнь достойно. В сердцах людей остались уважение и благодарность. До последнего дня летал и помогал людям!