Юрин Валерий Николаевич

КК Ту-22

Военный лётчик-снайпер

Заслуженный военный лётчик РФ

Заслуженный военный специалист ВС СССР             

Командующий ВВС Черноморского Флота РФ

 Генерал-лейтенант 

Общий налет более 4000 часов.

Освоил 7 типов самолетов: ЯК-18А, ИЛ-28, ТУ-16, ТУ-22Р, ТУ-22М3, ТУ-134,АН-2

   

Биография

 

Родился 17 ноября 1943 года в селе Куженер, Куженерского  района, Марийской АССР, в семье служащего. Отец секретарь райкома, руководитель района.

В 1960 году окончил 10 классов Троицко-Посадской средней школы Горно-Марийского района Марийской АССР.

В 1961 году окончил Техническое училище №1 г.Йошкар-Олы и до 1962 года работал регулировщиком радиоаппаратуры в Организации П/Я 42 в городе  Йошкар-Оле.

В 1962 году, поступил  в Оренбургское ВВАУЛ. После окончания училища в 1966 году, получил назначение  в ВВС Черноморского Флота, в 943 ОМРАП на должность помощника командира корабля ТУ-16. При выпуске с присвоением офицерского звания лейтенант, была присвоена квалификация  Военный Летчик 3 класса.

В июне 1970 года был назначен командиром корабля ТУ-16 получил квалификацию Военного Летчика 2 класса.

В декабре 1970 года, был назначен командиром корабля ТУ-22Р  в 30 ОДРАП, гарнизон Саки.

В 1971 году закончил полный курс подготовки на самолете ТУ-22Р, был введен в боевой состав и Новый 1972 год провел в ДС (Дежурные Силы).

В 1973 году получил квалификацию Военный Летчик 1 класса и был назначен командиром отряда самолетов ТУ-22Р 30 ОДРАП.

1974-1977 гг слушатель командно-штабного факультета ВМА им.Гречко, в Ленинграде. После окончания ВМА был назначен командиром  авиаэскадрильи в 943 МРАП ВВС ЧФ РФ на самолеты ТУ-22М3 с присвоением звания подполковник. По личной просьбе был переназначен в 30 ОДРАП на должность заместителя командира авиаэскадрильи на самолеты ТУ-22р.

В 1979 году был назначен командиром авиаэскадрильи самолетов ТУ-22р.

В 1980 году был назначен Заместителем командира 30 ОДРАП по летной подготовке.

В 1983 году был назначен командиром 30 ОДРАП ВВС ЧФ РФ. В 1984 году полк был лучшим в  ВВС ЧФ . Полку вручили Знамя Военного Совета ЧФ и Знамя Военного Совета ВВС ЧФ.

Получил квалификацию Военный летчик-снайпер.

В 1985 году был назначен  начальником штаба 2 МРАД ВВС ЧФ-первым заместителем командира дивизии. Освоил в полном объеме самолет ТУ-22М3 и самолет АН-2, для оперативного перемещения  по основным и запасным аэродромам  дивизии и ВВС ЧФ.

 

В 1988 году, был назначен  Начальником службы безопасности  полетов ВВС ЧФ. Постоянно летал на самолетах ТУ-22Р, ТУ-22М3 и Ан-2. Инструктор по всем видам боевой подготовки.

В 1989 году присвоено почетное звание «Заслуженный  Специалист ВС СССР».

В 1990 году назначен Заместителем Командующего ВВС ЧФ по боевой подготовке, начальником отдела боевой подготовки.

В 1993 году был назначен начальником штаба –первым Заместителем Командующего ВВС ЧФ. Постоянно выполнял полеты на самолетах ТУ-22Р и ТУ-22М3. (В управлении ВВС был единственным инструктором на ТУ-22Р.)

В 1994 году были сокращены самолеты ТУ-22Р, а полеты выполняли по подготовке к перегонке из Крыма до средины 1995 года.

В декабре 1995 года назначен Командующим ВВС ЧФ РФ.

В 1995 году было присвоено почетное звание «Заслуженный Военный Летчик РФ».

После сокращения 943 МРАП, освоил самолет ТУ-134, и летал на нем до увольнения в запас 2000 году. В 1999-2000 году был доверенным лицом на выборах Президента РФ.

С 2000 года по 2007 год работал Представителем Правительства Москвы в Крыму и Севастополе.

С 2007 года по 2015 работал Заместителем Генерального директора «Дома Москвы» в Севастополе.

В 2014 году был избран Сопредседателем РЩ ОНФ в Севастополе.

В 2014 году потерял жену. Сын –был летчиком в ВВС ЧФ, полковник. Был заместителем Начальника МА ЧФ РФ.

 

Фильм.  70 лет Человеку, Летчику, Командующему

  Примечание редактора

Биография и фильмы предоставлены Валерием Николаевичем специально для сайта ЯРКИЙ САМОЛЁТ Ту22. 

А.Краснянский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В феврале 1973 года произошла предпосылка к авиационному происшествию на самолёте Ту-22п бортовой номер 20. Экипаж: командир корабля Юрин Валерий Николаевич, штурман – Конищев Василий Васильевич, оператор – Скорик Владимир Иванович.

  Экипаж возвращался в район Сочи с воздушной разведки из района Босфора. Сначала, в кабине появился дым. Командир корабля дал команду на переход к питанию приборов от аккумуляторов.

Только перешли на питание от аккумуляторов, как по самолёту пошли удары из района левого двигателя. Произошёл помпаж двигателя в 80 километрах от Турции, на траверзе Ялты. Командир корабля выключил левый двигатель и перевёл самолёт на снижение.

По маршруту полёта была грозовая облачность. Юрин Валерий Николаевич подал команду на выключение генератора левого двигателя. Но оператор Скорик не выключил переменный ток 36 вольт.

Из-за этого всё оборудование на борту самолёта перестало работать. Экипаж в это время находился в облаках. Командир корабля доложил руководителю полётами о возникшей ситуации. На подходе к Крыму, когда экипаж зашёл за Крымские горы, пропала отметка от самолёта на экранах локаторов и исчезла радиосвязь с землёй.

На высоте 200 метров пробили облачность. И тут визуально обнаружили, что летят в районе Ялты. Отвернули в сторону своего аэродрома. Запросили ближайший аэродром Бельбек.

На земле их к тому времени уже похоронили. Всё оборудование на самолёте к тому моменту уже заработало. Экипаж благополучно произвёл посадку на своём аэродроме. Когда на земле инженер полка подполковник Калабин Анатолий Максимович попытался запустить отказавший двигатель, он уже не запустился. Его сорвало со средней опоры. Командиру корабля потом сказали: «Хорошо, что ты не стал в воздухе запускать аварийный двигатель. Твой полёт закончился бы тогда совсем иначе».  

Благодаря тому, что Юрин Валерий Николаевич вовремя выключил двигатель полёт закончился благополучно.

 

 Сверхзвук

Полёты на дальность выполнялись в восточном направлении с проходом вдоль гряды Кавказских гор до Каспийского моря, иногда этот маршрут продлевался далее над пустынными просторами до самого Аральского моря, с разворотом и возвращением в Крым через Украину. Такие полёты длились около 4.5-5 часов.

 

  Иногда в этих полётах происходили «казусы». Так в 1978 году два экипажа из состава 30-го одрап выполняли вылёт из ДС в район Каспийского моря на полигон Капустин Яр. Это были: экипаж командира авиационной эскадрильи подполковника Гречухина Владимира Дмитриевича /штурман авиационной эскадрильи майор Ступак Виктор Семёнович и экипаж Юрина Валерия Николаевича/штурман Конищев Василий Васильевич.

 

При возврате с полигона Капустин Яр произошло вот что…  Экипажи шли на околозвуковой скорости 1000 км/час. Экипажи немного запаздывали. Поэтому, как только экипажи включили форсаж, самолёты сразу перешли на сверхзвук. А шли они в это время в районе Луганска. При переходе на сверхзвук на земле после пролёта самолёта слышен резкий хлопок, который возникает вследствие скачка уплотнения воздуха.

 

Это напоминает взрыв. В это время на совещании у секретаря Луганского обкома партии находился начальник Луганского лётного училища. Он сразу снял трубку телефона и стал выяснять кто виновник этого. Ему это не составило труда. И после прилёта экипажи были наказаны.

 

Справа-налево (аэродром Октябрьское): Лётчик с большой буквы ЮРИН ВАЛЕРИЙ НИКОЛАЕВИЧ (в то время генерал-майор, Начальник штаба ВВС КЧФ, впоследствии генерал-лейтенант, Командующий ВВС КЧФ), штурман полковник Ивченко Александр Константинович (штурман-инспектор ВВС КЧФ, на фото это его первый вылет на Ту-22Р), оператор - капитан Кузьмин Юрий

 

 На празднование 80-летия своего Командующего прибыли ветераны 30 одрап из г. Саки. Знамённый взвод в полном составе и Женсовет полка. С юбилеем Вас, Валерий Николаевич. Доброго здоровья и долгих лет жизни!

 

17 ноября 2023 года исполнилось Валерий Николаевич перешагнул рубеж 80! 

Как всегда, в таких случаях, собрались члены семьи, друзья, сослуживцы, однополчане... Праздник удался на славу!

О том, как это было

 

Фильм 2. Упоение прошлым!