Сибирёв Бронислав Михайлович

ШК Ту-22

Военный штурман 1-го класса

Начальник цикла штурманской подготовки 43 ЦБП и ПЛС

Полковник

 

 

 

 

Мастер боевого применения

 

ПУТЬ в НЕБО

 

Дальняя авиация – особый род военно-воздушных сил. В ней, в отличие от истребителей, лётчик делит и славу от успешного выполнения задания, и горечь неудачи от промахов со своим штурманом. Именно штурман выводит самолёт на дальнюю цель, определяет курс, высоту сброса бомб и пуска ракет, прокладывает путь домой в облаках, тумане и ночью. От его подготовки, лётного опыта, решительности зависит жизнь экипажа.

 

В авиагородке Дягилево живёт скромный пожилой человек. Сухонький, невысокий старичок ходит в магазины, вежливо здоровается в соседями и знакомыми, и сегодняшнее поколение жителей городка не видит в нём ничего геройского.

 

А ведь это настоящий мастер боевого применения, один из лучших штурманов-дальников 60-70-х годов, полковник Бронислав Михайлович Сибирёв. Его путь в небо начался в далёком 1949 году, когда уральский мальчишка, сполна хлебнувший все «прелести» голодного военного детства, поступил в Челябинское военное училище штурманов. Получив лейтенантские звёздочки, Бронислав Михайлович уверенно зашагал по военной стезе.

 

ВИЖУ ЦЕЛЬ

 

Менялись гарнизоны, осваивались новые типы самолётов, набирался боевой опыт – везде офицер показывал пример добросовестного отношения к делу, высочайший уровень профессиональной подготовки. Достаточно вспомнить одно показательное бомбометание на полигоне, когда из трёх вылетевших экипажей только штурман Сибирёв нашёл и разбомбил цель, а два других самолёта получили «двойки».

 

Казань, Рязань, Сеща, снова Рязань, Барановичи, Энгельс и опять Рязань – вот как бросала судьба Бронислава Михайловича по военным дорогам. За это время им были освоены самолёты: Ли-2, Б-25, Ту-4, Ту-16, Ту-124, Ту-107, Ту-95, Ту-22, Ту-22М.

Мастерство штурмана Сибирёва было замечено командованием: он в 1959г был направлен на учёбу в военно-воздушную академию.

 

Менялись и занимаемые им должности: штурман-оператор, штурман-бомбардир, штурман-навигатор, штурман отряда, штурман-инструктор отдела новой техники учебного центра, старший штурман полка, начальник цикла штурманской подготовки – на всех занимаемых им постах он успешно справлялся со своими обязанностями, проявляя при этом инициативу, профессионализм, аналитические способности.

 

За время службы в Центре боевого применения и переподготовки лётного состава им опубликовано 11 теоретических научных работ, посвящённых особенностям штурманской подготовки в Дальней авиации, подготовлено более двух сотен слушателей, приезжавших повышать свою боевую квалификацию.

 

«Я К ВАМ С ЯДЕРНОГО ПОЛИГОНА»

 

Герой нашей статьи не раз привлекался к выполнению сложных задач в рамках исследовательских программ боевой подготовки Дальней авиации. Одним из таких заданий было испытание работы радиотехнической системы ближней навигации в условиях применения ядерного оружия.

 

Вылет с Семипалатинского аэродрома, пролёт сквозь облако радиоактивной пыли, вздыбленное ядерным взрывом, анализ работы радиолокационных приборов самолёта – всё это было. Как и полёты к берегам Канады и Аляски с двумя дозаправками в воздухе, которые выполнялись только наиболее подготовленными экипажами, - это тоже факты лётной биографии Бронислава Михайловича.

 

Кстати, когда после испытательных полётов в Семипалатинске он приехал в академию на очередную сессию, на учебных занятиях по ЗОМП (Защита от оружия массового поражения) проходили работу счётчика Гейгера. Преподаватель в шутку предложил проверить слушателям уровень личной радиации.

 

Офицеры с интересом пользовались прибором, который упорно молчал, показывая низкий уровень имеющихся у них рентген. И вдруг в руках подполковника Сибирёва он отчаянно запищал, а стрелка прибора стала зашкаливать. Перепуганный преподаватель спросил: «Вы откуда прибыли, товарищ?», на что Бронислав Михайлович с юмором ответил: « Я к вам прямо с ядерного полигона!», не покривив при этом душой.

 

В памяти нашего прославленного ветерана хранится множество интересных и поучительных историй, о которых он с удовольствием рассказывает при встречах. Более тридцати правительственных наград сверкает на его парадном кителе. Бротнислав Михайлович Сибирёв и сегодня бодр, оптимистичен, доброжелателен, а это значит, что жизнь продолжается и он по-прежнему в строю!

 

Сергей Михайлович Пинаев,

Заместитель начальника Музея

Дальней авиации по научной работе

Печатается по материалам местного журнала пос Дягилево: