Верзилов Валерий Викторович

КК Ту-22

Военный лётчик 1-го класса

Заместитель командира 199 гв.одрап по лётной подготовке

Подполковник гвардии

 

 

Родился 17 января 1955 года в пгт Томилино, Люберецкого р-на, г.Москвы.

После окончания СШ №19 в Томилино в 1972 году поступил в ТВВАУЛ.

 

1972г  курсант ТВВАУЛ;

1977г закончил ТВВАУЛ, получил первичное офицерское звание лейтенант;

1977г Назначен КК Ту-22 в 341 тбап, г-н Озёрное;

Первый самостоятельный полет Валерия Верзилова, штурман Сергей Науменко, оператор Василий Коваль

 

1978 г направлен в 43 ЦБП и ПЛС в Рязань;

1979 г назначен КК Ту-16 в г-н Стрый, Западная Украина

1980 г направлен в 199 одрап на должность КК Ту-22.

1992 г не принял Присягу Украины и был уволен из рядов Вооружённых Сил.

 

В ТВВАУЛ был отобран в экспериментальную группу подготовки лётчиков на Ту-22. По отзыву гма Разина С.Я. эксперимент был в целом, удачным.

После окончания лётной программы 2 курса ТВВАУЛ им. Расковой были отобраны 12 человек в лидерную группу для того, чтобы дать им соответствующий налёт и выпустить  с 3 классом, а в дальнейшем оставить  их инструкторами в училище. 

3 и 4 курсы летали на Ил-28 по программе, отличавшейся от стандартной.

Перед окончанием программы оказалось, что ещё у 2 курсантов налёт за период  обучения в училище соответствовал налёту на 3 класс.

Таким образом,  14 человек были представлены  и сдали на 3 класс.

Незадолго до окончания училища об этой группе узнал Командующий Дальней авиации генерал-полковник Решетников В.В. Он прибыл в ТВВАУЛ и лично встретился с выпускниками.

Спустя некоторое время, прошёл слух о том, что все, кто имеет 3 класс, сразу после выпуска, в качестве эксперимента, будут направлены  переучиваться на командиров кораблей Ту-16.

Но ещё через какое-то время, прошёл слух, что эту группу отправят переучиваться сразу на помощников командиров кораблей ТУ-22М.

Однако, во время "голубого карантина", группу стали привлекать на обзорные лекции по изделию "Ю", или изделию "105". Стало понятно, что летать придётся на Ту-22. Целью эксперимента было определить: смогут ли лётчики 3 класса, летавшие на Ил-28, где один лётчик, сразу освоить самолёт Ту-22 - тяжёлый, сверхзвуковой самолёт, где тоже один лётчик.

Распределение получили следующим образом.

 

6 ОТБАК (г.Смоленск):

Евгенов Владимир, Королёв Александр, Разин Сергей, Селезнёв Александр, Чистяков Александр, Шевцов Виталий, Шелудяков Николай, Шушин Вадим.

2 ОТБАК (г.Винница):

Верзилов Валерий, Лазарев-Марченко Алексей, Лопатин Виктор, Махалов Валерий, Проистин Николай, Соколов Сергей.

 

Вначале вся экспериментальная группа, вместе со старшими лейтенантам, которых отобрали с ТУ-16 на ТУ-22, прошла теоретическое переучивание в гарнизоне Мачулищи, а затем все разъехались по своим частям.

После того, как в полках  была пройдена наземная подготовка, приступили к лётной подготовке методом сборов в гарнизонах Барановичи и Озёрное.

Практическое освоение самолёта до уровня "День - СМУ" у всех прошло успешно, за исключением лейтенанта Чистякова А. 2.04.77г. при выполнении вывозного полёта по кругу, из-за ошибки при работе с краном шасси, произвёл посадку с недовыпущенной передней стойкой шасси. В дальнейшем, он был переведён в гарнизон Бобруйск и на Ту-22 больше на летал.

 

26 августа 1977 года произошла катастрофа в 182 гв.тбап, в экипажах Бибишева и Попова. По результатам её расследования был издан Приказ МО СССР,   требованиями которого в том числе были: допускать на должности командиров кораблей стратегических самолётов и самолётов Ту-22 всех модификаций лётчиков 1 и 2 классов, в звании не ниже "капитан".

На этом эксперимент был прекращён и вся группа была отправлена в 43 ЦБП и ПЛС г.Рязань на переучивание командирами кораблей самолёта Ту-16.

После переучивания и полного освоения самолёта Ту-16, получения 1-го класса и звания "капитан" группа, за исключением Шевцова В., Лопатина В. и Лазарева-Марченко А. была снова отправлена на Ту-22. Все, а в дальнейшем и Лопатин В., за исключением Евгенова В., которого вскоре списали с лётной работы, продолжили летать на Ту-22 до развала  Советского Союза и снятия этого самолёта с вооружения.

Хотя эксперимент и не был доведён до конца, было ясно, что идея его была правильная и с государственной точки зрения полезная, т.к. позволяла экономить значительные средства при подготовке лётного состава  Дальней авиации.