Селезнёв Александр Иванович
КК Ту-22
Военный лётчик-снайпер
Командир АЭ 203 гв.тбап
Гвардии подполковник
После окончания лётной программы 2 курса ТВВАУЛ им. Расковой были отобраны 12 человек в лидерную группу для того, чтобы дать им соответствующий налёт и выпустить с 3 классом, а в дальнейшем оставить их инструкторами в училище.
3 и 4 курсы летали на Ил-28 по программе, отличавшейся от стандартной.
Перед окончанием программы оказалось, что ещё у 2 курсантов налёт за период обучения в училище соответствовал налёту на 3 класс.
Таким образом, 14 человек были представлены и сдали на 3 класс.
Незадолго до окончания училища об этой группе узнал Командующий Дальней авиации генерал-полковник Решетников В.В. Он прибыл в ТВВАУЛ и лично встретился с выпускниками.
Спустя некоторое время, прошёл слух о том, что все, кто имеет 3 класс, сразу после выпуска, в качестве эксперимента, будут направлены переучиваться на командиров кораблей Ту-16.
Но ещё через какое-то время, прошёл слух, что эту группу отправят переучиваться сразу на помощников командиров кораблей ТУ-22М.
Однако, во время "голубого карантина", группу стали привлекать на обзорные лекции по изделию "Ю", или изделию "105". Стало понятно, что летать придётся на Ту-22. Целью эксперимента было определить: смогут ли лётчики 3 класса, летавшие на Ил-28, где один лётчик, сразу освоить самолёт Ту-22 - тяжёлый, сверхзвуковой самолёт, где тоже один лётчик.
Распределение получили следующим образом.
6 ОТБАК (г.Смоленск):
Евгенов Владимир, Королёв Александр, Разин Сергей, Селезнёв Александр, Чистяков Александр, Шевцов Виталий, Шелудяков Николай, Шушин Вадим.
2 ОТБАК (г.Винница):
Верзилов Валерий, Лазарев-Марченко Алексей, Лопатин Виктор, Махалов Валерий, Проистин Николай, Соколов Сергей.
Вначале вся экспериментальная группа, вместе со старшими лейтенантам, которых отобрали с ТУ-16 на ТУ-22, прошла теоретическое переучивание в гарнизоне Мачулищи, а затем все разъехались по своим частям.
После того, как в полках была пройдена наземная подготовка, приступили к лётной подготовке методом сборов в гарнизонах Барановичи и Озёрное.
Практическое освоение самолёта до уровня "День - СМУ" у всех прошло успешно, за исключением лейтенанта Чистякова А. 2.04.77г. при выполнении вывозного полёта по кругу, из-за ошибки при работе с краном шасси, произвёл посадку с недовыпущенной передней стойкой шасси. В дальнейшем, он был переведён в гарнизон Бобруйск и на Ту-22 больше на летал.
26 августа 1977 года произошла катастрофа в 182 гв.тбап, в экипажах Бибишева и Попова. По результатам её расследования был издан Приказ МО СССР, требованиями которого в том числе были: допускать на должности командиров кораблей стратегических самолётов и самолётов Ту-22 всех модификаций лётчиков 1 и 2 классов, в звании не ниже "капитан".
На этом эксперимент был прекращён и вся группа была отправлена в 43 ЦБП и ПЛС г.Рязань на переучивание командирами кораблей самолёта Ту-16.
После переучивания и полного освоения самолёта Ту-16, получения 1-го класса и звания "капитан" группа, за исключением Шевцова В., Лопатина В. и Лазарева-Марченко А. была снова отправлена на Ту-22. Все, а в дальнейшем и Лопатин В., за исключением Евгенова В., которого вскоре списали с лётной работы, продолжили летать на Ту-22 до развала Советского Союза и снятия этого самолёта с вооружения.
Хотя эксперимент и не был доведён до конца, было ясно, что идея его была правильная и с государственной точки зрения полезная, т.к. позволяла экономить значительные средства при подготовке лётного состава Дальней авиации.