Пустовитов Александр 

 

ШК Ту-22Р

Военный штурман 1-го класса

Штурман корабля

Ст. лейтенант

Погиб в экипаже капитана Матвеева

 

 

ШК Пустовитов Александр, КК Матвеев Евгений, РТСС Соин Виктор Иванович

 

 

В 1973 году был такой случай:

 

  Из воспоминаний лётчика Матвеева Евгения Александровича (лучший лётчик по итогам социалистического соревнования среди всех полков морской авиации за 1973 год): «Я был назван лучшим лётчиком за выполнение особых заданий командования из положения дежурства на земле и трижды, в условиях плохой видимости, со своим штурманом Пустовитовым Александром нам удалось найти в море 2 корабля ВМС США и смогли сфотографировать их и привезли их снимки. Во втором вылете мы были атакованы истребителями в районе мыса Синоп. Мы произвели аэрофотосъёмку проливов и Стамбульского рейда. С малой высоты уходили на форсажах вверх, чтобы сорвать их атаку. Садились в очень плохую погоду.»

 

 

10 августа 1974 года произошла авария самолёта Ту-22, пилотируемого Матвеевым Евгением, штурман - Пустовитов Александр, оператор - Дуленко Алексей Тимофеевич.

Экипаж выполнял задание по воздушной разведке кораблей в море в составе группы. В группе экипаж Матвева был крайним. Заход на посадку производился с курсом 43 градуса, со стороны моря. Погода была хорошая. Несмотря на сложность выхода на посадочный курс ввиду того, что экипажу пришлось исправлять ошибки впереди садящихся экипажей.

Экипаж был слётанный и понимал друг друга с полуслова. Перед четвёртым разворотом командир корабля установил скорость 500 км/час по приборам. Как обычно на посадочном курсе Матвеев выпустил шасси. Он услышал и почувствовал по поведению самолёта удар от выхода стоек шасси и увидел, что сигнализация зелёная загорелась об их выпуске, установил кран-шасси в нейтральное положение и убедился ещё раз, что шасси выпущено.

Самолёт вошёл в глиссаду на заданной скорости и лётчик получил разрешение от руководителя полётами на посадку. Над БПРМ лётчик установил РУДы в положение малый газ, при этом сирена в кабине не гудела. Самолёт прошёл торец полосы и на скорости 390 км/час колёса основных стоек шасси коснулись бетонной ВПП.

Лётчик на пробеге не торопился опускать переднюю стойку. Самолёт плавно катился по ВПП, штурман вел отчёт скорости. Через какие-то доли секунд после касания внезапно загудела сигнализация.  А как известно, она может сработать от трёх причин. Лётчик сразу подал команду экипажу: «Покинуть самолёт!»

В этот момент лётчик услышал истошный крик руководителя полётами подполковника Пилипенко: «Передняя нога! Передняя нога!»  Нос самолёта медленно стал опускаться за пределы положенного. В это время вся кабина наполнилась едким магниевым дымом. Лётчик увидел, что аварийный люк штурмана не срабатывает.

Однако в этот момент начал сам терять сознание. Полосы лётчик больше уже не видел, только услышал голос штурмана: «Помогите!» Рванул аварийные тормоза и самолёт со страшным скрежетом остановился. Открыв форточку, увидел на земле оператора.

Лётчик вылез через форточку. К тому моменту комбинезон на нем уже горел. Как только очутился на земле он открыл люк штурмана. Вся кабина к тому моменту была уже в огне. Командир принял его на руки и передал через люк подбежавшим.

Комбинезон на штурмане весь горел, остался целым лишь один правый рукав. Остальная часть комбинезона прилипла к его телу. Александр Пустовитов скончался в госпитале на 11 сутки.

В процессе расследования выяснилось, что замок выпущенного положения передней стойкой шасси был разрушен, а электрическая часть сработала правильно. Из-за этого и не гудела сигнализация при уборке оборотов на малый газ.

 


Сохранившийся кадр из материалов ОК. Съёмки последней посадки экипажа к-на Матвеева, борт №23. Меньше минуты осталось жить штурману корабля

 

Официальная версия

 

10 августа 1974, день, ПМУ, МКпос. 43 град. Самолёт ТУ-22Р бортовой №23. 

Командир корабля капитан Матвеев шёл замыкающим в группе, экипаж отставал от заданного интервала посадки. По этой причине лётчик держал скорость более 500 км.час., на этой скорости выпустил шасси и через 15 сек поставил кран выпуска нейтрально, но кран выпуска не был зафиксирован в положении НЕЙТРАЛЬНО.

Лётчик промахнулся. При этом передняя стойка не встала на замок из-за повышеной скорости и тормозного момента от щитка передней стойки. При чтении карты, лётчик доложил: «Шасси выпущено, три зелёные горят». ОПРС лётчик прошёл на скорости 400 км/час на нормальной высоте.

После уборки лётчиком РУД на МГ загудела сирена, лётчик крикнул штурману, ст. лейтенанту Пустовитову:«Штурман, убегай!», после посадки выпустил торм. парашют и старался держать дольше переднюю стойку.

Ввиду стрессовой ситуации и лимита времени, штурман сбросил привязные и парашютные ремни, но не успел отцепить фал, соединяющий спас.жилет с лодкой.

В этот момент нос опустился на бетон, начался пожар. Самолёт остановился примерно на середине полосы.

Оператор, ст. лейтенант Дуленко, покинул самолёт через аварийный люк, а лётчик через форточку. Когда они вытащили штурмана, он был в сознании, но сильно обгорел. Немедленно он был отправлен в госпиталь, но через 10 дней умер.


Виновник: командир корабля.

 

 

Евгений Александрович Матвеев вспоминает

 

В группе я был последним. Заход на посадку производился с курсом 43 градусов, со стороны моря. Погода была хорошая. Несмотря на сложность выхода на посадочный курс, мне пришлось исправлять все ошибки впереди садящихся экипажей. Со мной штурманом летел Саша Пустовитов, радистом Леша Дуленко.

Экипаж был у меня слетанный, мы друг друга понимали с полуслова. Перед четвертым разворотом установил железно скорость 500 по прибору. Как всегда, на посадочном выпустил шасси. Услыхал и почувствовал по поведению самолета три удара стоек шасси, зеленые загорелись. Кран шасси установил в нейтральное положение и убедился еще раз, что шасси выпущено.

Вошел в глиссаду на заданной скорости прошел дальний, доложил РП и получил добро на посадку. На скорости по прибору 410 над ближним установил РУДы в положение малый газ. Сирена в кабине не гудела.

Как всегда, прошел торец полосы и на скорости 390 колеса основных стоек коснулись бетона. Я никогда не торопился на пробеге опускать переднюю стойку. Самолет плавно катился, штурман отсчитывал скорость. Через какие-то доли секунды после касания внезапно загудела сирена. А как известно, она может сработать от трех причин.

Сразу подал команду "Покинуть самолет"  В этот-же момент услыхал истошный крик РП Пилипенко "Передняя нога, Передняя нога!!!"

Нос самолета медленно стал опускаться. Я увидал, что он опускается за пределы. В этот момент вся кабина наполнилась едким магниевым дымом.

Увидал, что аварийный люк штурмана не сбрасывается. Я начал терять сознание, полосы больше уже не видел, только услыхал голос штурмана "Помогите!".

Рванул аварийные тормоза, самолет со страшным скрежетом остановился. Открыл форточку и увидал на земле радиста. Приказав ему вытащить штурмана из кабины. Но он не выполнил моего приказа. Я сбросил каску и вылез через форточку. Комбинезон на мне горел.

Как только очутился на бетоне, открыл люк штурмана. Вся кабина горела. Я поднял его на руки и передал через люк подбежавшим. На нем горел комбинезон, от которого целым остался только один правый рукав. Остальная часть комбинезона прилипла к его телу.

Обвинив меня в том, что не свернул не грунт, Командующий, генерал Воронов приказом снял меня с должности командира корабля без всяких разборов.

Вскорости была назначена комиссия по расследованию, которая установила, что действовал я правильно, спас экипаж и самолет, квалифицировав все это как летное происшествие. Потому, что медицина не смогла сохранить Саше жизнь в течения 10 дней и что комиссия ходатайствует о восстановлении меня в должности командира корабля самолета ТУ-22.

В результате расследования пришли к выводу, что этот тип самолета нельзя эксплуатировать на грунте. Мне определили должность руководителя посадки, начальника КДП. Вскоре пришел приказ министра Обороны расформировать все подразделения запасного аэродрома самолетов ТУ-22, а офицеров уволить в запас. Я был вынужден написать рапорт об увольнении, хотя было желание летать, летать и летать.


В момент моей посадки РП со штурманом, Петей Грязевым, играли в шахматы, а мой комэска, Коля Зайцев,  увидев, что передняя нога у меня висит по полету, побежал к КДП, крича: "Передня нога, передняя нога!"

А КДП временно в этот день был вблизи полосы. Пилипенко, услыхав его крик, бросил шахматы и закричал по связи- "Передняя нога", что в тот момент для меня было совершенно непонятно (какую команду мене дал РП и что я должен делать??)

Его помощник, Батлук, мог бы подсказать мне, что нога висит по полету, и я уверен, что он видел это, но промолчал.


Каждый взлет и посадка данного типа самолета снималась на кинопленку как средство объективного контроля и все мои действия там были зафиксированы и демонстрировались на разборе этого происшествия.

В процессе расследования выяснилось, что замок выпущенного положения передней стойки был раз-ру-шен, а электрическая часть сработала правильно, почему и не гудела сирена при уборке оборотов на малый газ.