Фесенко Виктор Фёдорович 

КК Ту-22Р

военный лётчик 1-го класса

Командир 30 одрап

Лётчик-инспектор ВВС КЧФ

полковник

 

 

 30 октября 1974 года, ночь, СМУ, МКвзл 223. Самолёт ТУ-22Р бортовой № 24, с/н 4304 

При невыясненных обстоятельствах потерпел катастрофу самолёт, пилотируемый бывшим командиром полка, инспектором отдела боевой подготовки авиации Черноморского флота полковником Фесенко Виктором Фёдоровичем, военным лётчиком 1-го класса. Экипаж, в составе командира корабля полковника Фесенко Виктора Фёдоровича, штурман-инспектор отдела боевой подготовки ВВС ЧФ майор Самсоненко Вячеслав Николаевич, оператор-начальник РЭБ авиационной эскадрильи капитан Кузнецов Евгений Александрович, выполнял тренировочный полёт в зону. В ночном полёте, на седьмой минуте после взлёта, самолёт пропал с экранов радаров, экипаж перестал отвечать на запросы с земли.

В море, на удалении 59 км от аэродрома, отметка самолёта пропала с экрана локатора. РП подполковник Пилипенко запросил экипаж, но ответа не было. Дальнейшие запросы также остались без ответа. Самолёт упал в море, экипаж погиб. Со дна моря были подняты небольшие обломки самолёта и двигателей, однако, проведённое расследование конкретную причину катастрофы установить не смогло. Предположительно – причиной катастрофы могло быть разрушение крыла или стабилизатора.

Как падал самолёт полковника Фесенко - достоверно неизвестно, так как от него сравнительно большими частями удалось найти только двигатели…  В остальном, были только небольшие фрагменты, от тел экипажа - аналогично…Наиболее вероятно разрушение крыла началось сначала с закрылков, а потом отлетело само крыло. Падал самолёт всего 7-8 секунд.

 

Из воспоминаний Геннадия Васильевича Бойченко:

У Юры Зверева на этом самолёте сложилась правая стойка и правое крыло чиркало 250-300 м по бетону. С-т поставили в ТЭЧ. Приезжала команда с Казанского завода. Часть или даже вся обшивка крыла была снята. Специальной аппаратурой проверяли лонжероны, нервюры и т. д. Долго, месяца три, делали. После этого кто-то из полковников сделал облёт и дал допуск к полётам.

До этой катастрофы я на 24-ке сделал полётов 6-8. И ходили на М-1.2. При этом, Хитров Валера любил шутить: командир не гони! Правое крыло поскрипывает! Он просто так шутил. Вот и доскрипелось 30.10.74г. катастрофа п-ка Фесенко

 

По словам ветеранов полка памятник экипажу делали с портретным сходством. Памятник установлен возле Дома Офицеров авиагородка Саки-4.

А.Краснянский

 

 

 


 

 

 

1973 год, ночь, ПМУ, полоса мокрая после дождя, МКвзл 43 град, самолёт ТУ-22У, взлётный вес 65 тонн. 

Инспектор полка по безопасности подполковник Фесенко давал контрольный полёт замполиту 2 АЭ майору Стасенко. После получения разрешения на взлёт майор Стасенко в нарушение «Инструкции экипажу самолёта ТУ-22» разжёг оба форсажа одновременно, что привело к страгиванию самолёта со стояночного тормоза.

Самолёт начал разбег на стояночном тормозе, но из-за мокрой полосы, сила торможения была мала и лётчики сразу не поняли, что произошло, т.к. каждый посчитал, что другой снял со стояночного тормоза. Когда колёса основного шасси разрушились, появились большие снопы искр, с КДП сообщили о сильном искрении шасси, но было уже поздно, т.к. самолёт набрал большую скорость и остановить его в пределах ВПП было уже невозможно.

Самолёт произвёл взлёт. Лётчики поняли, что садиться придётся на барабаны колёс. На аэродроме пожарные силы были приведены в полную готовность и подошли к ВПП. После посадки экипаж выпустил парашют и приступил к торможению барабанами колёс. В результате барабаны колёс были наполовину стёсаны и горели, за самолётом тянулся шлейф огня и дыма.

Когда самолёт остановился пожарные немедленно приступили к тушению. Все агрегаты шасси были разрушены, из трубопроводов текла гидросмесь, внутренние закрылки имели многочисленые пробоины от летящих частей стойки шасси, но пожар не успел распространиться – его быстро потушили. Впоследствии самолёт был восстановлен и продолжал летать.
            

Виновные: майор Стасенко, подполковник Фесенко.