Потлов Николай Яковлевич

 

КК Ту-22Р

Военный  лётчик 2-го класса

Командир корабля 30 одрап

Капитан

выпускник ОВВАУЛ-66 

 

Январь 1971, ночь, ПМУ, МКпос 43 град. Самолёт ТУ-22Р бортовой №25, серийный 4401.

Командир корабля капитан Потлов выполнял первый самостоятельный полёт ночью. Командир Потлов Н.Я, штурман Булавин О.Г., начальник ВОТП аэ Моцный Е.А. 

Перед выравниванием лётчик от волнения забыл убрать РУД на МГ. И самолёт с оборотами 85% приземлился на скорости 350 км.час. почти в середине ВПП. Лётчик выпустил торм.парашют, но из-за повышеной скорости и работающих двигателей он оторвался. Самолёт на скорости более 200 км.час. выкатился за пределы ВПП.

Началась сильная тряска. Не установлено, по какой конкретно причине, штурмана ст.лейтенанта Булавина катапультировало, затем передняя стойка сломалась и нос самолёта лёг на грунт, в результате чего кабина штурмана заполнилась землёй.

Когда самолёт остановился, лётчик и оператор выбрались через аварийные выходы и стали откапывать кабину штурмана, но его там не оказалось. Когда подъехала группа спасателей, пошли по следу самолёта назад и нашли смятое кресло с погибшим штурманом вместе.

  Самолёт ТУ-22Р бортовой №25, серийный 4401 не восстанавливался

 

Валерий Николаевич Юрин

С Потловым Николаем Яковлевичем я заканчивал ОВВАУЛ и вместе получали назначение на ЧФ, в 943 ОМРАП, на самолеты ТУ-16. В конце 1970 года мы были переведены в 30 ОДРАП.

 
Всего, в тот год пришли 3 экипажа Юрин, Сидоров и Потлов. Все выпускники 1966 года. Переучивание прошло быстро, без осложнений. Практически без осложнений закончили переучивание.
 
В день катастрофы весь полк полетел на радиус, а Потлов по маршруту, вокруг Крыма. Для полета на радиус ему не хватало  одного маршрута на 0,5 радиуса.  
 
Он в этот день первый раз полетел на ТУ-22П, который отличался от его самолета, на котором он летал, повышенным весом. Разница в 3 тонны.
 
При заходе на посадку он эту особенность не учел, шел на скорости  меньше рекомендованной. На выравнивании начал увеличивать угол атаки и скорость стала интенсивно падать и самолет коснулся полосы в зоне точного приземления с минимальной перегрузкой. Летчик не понял, что обороты не убраны.
 
После выпуска парашюты оторвались из-за струи от работающих двигателей. При выкатывании на грунт из-за тряски штурман, Олег Григорьевич Булавкин, нажал ручку катапульты.
 
Произошло катапультирование вниз и удар о переднюю ногу. Затем подломилась передняя нога,  самолет уткнулся носом в землю. Далее Потлова перевели в Гвардейское, а потом в Кипелово, сменным руководителе посадки.      

 

Владимир Иванович Кузнецов, командир 943 омрап

Николай Яковлевич перевёлся в Гвардейское. Летал помощником командира корабля Ту-16 в управлении дивизии. После увольнения из армии уехал к себе на родину, в Клин.