Иванов Геннадий Васильевич

командир корабля Ту-22

военный лётчик 1-го класса,

лётчик - инструктор УАЦ 290 одрап

командир отряда 

гвардии майор

Общий налёт 2475 час, из них на Ту-22 - 1686

 

Родился 29 сентября 1951 г. в г. Лесогорске, Сахалинской области. В 1969 году поступил в Тамбовское ВВАУЛ, который успешно окончил в 1973 году. В училище летал на самолетах Л-29 и Ил-28.

 

В декабре 1975 года присвоено очередное в/звание «ст. л-т», в декабре 1977 года - «капитан» и в апреле 1985 г - «майор».

 

 

1988 год. Аэродром Зябровка. Геннадий Васильевич, дочка - Светлана, жена - Лариса. Сзади Коврижкин Николай Дмитриевич

 

Папина гордость. Диана Геннадьевна и Светлана Геннадьевна 

 

Офицерскую службу начинал в должности ПКК Ту-16 в 185 ТБАП, Полтава, которым командовал гв. п/п-к Дейнекин П. С.

В ноябре 1975 года, после обучения на курсах командиров кораблей в 43 ЦБП и ПЛС (Рязань), назначен командиром корабля  Ту-16 в 226 ТБАП, Полтава. Командиром полка гв. п/п-к Соловьев А.И.

 1990 год, Зябровка. Иванов, Тарасов Николай - оператор, Шаховской Валерий - оператор 

 

В октябре 1977 года переведен в 341 ТБАП, Озерное, на должность командира корабля Ту-22. Командир полка п-к Витязев В. Д..

В марте 1983 года был назначен на должность ком. кор.-инструктора УАЦ 290 ОДРАП (Зябровка). Полком тогда командовал п-к Опарин Михаил Михайлович. Начальником УАЦ был п-к Асеев Адольф  Валентинович.

Рядом с Геннадием Василичем капитан Хассен Григли. Два раза в Союзе переучивался, а в итоге летать на Ту-22 не стал.

 

В январе 1985 года стал командиром отряда.

Учитель и ученик. К-н Дмитриев Сергей Егорович. Ученик Иванова. Выпускник Барнаульского ВВАУЛ. После переучивания был назначен КК в 290 ОДРАП. Когда полк разогнали, он перевелся на Восток (в Иркутск), где летал на "винтах". Далее - дембель и гражданка. Живет в Красноярске. 

 

В общей сложности обучил на Ту-22 троих отечественных, а также восьмерых иракских и ливийских летчиков.

 Самостоятельный вылет капитана Хассена ГРИГЛИ

 

 Калининград. Мост в районе кафедрального собора и могилы И. Канта. Аэродром "Чкаловск" не далеко от города. Слева - направо: штурман Серёжкин Сергей Яковлевич, оператор - Пономарёв Алексей Михайлович, КК - Иванов Г. В.,  КК - Савреев Николай Иванович. На переднем плане - сопровождающий от Калининградского АРЗ

 

После расформирования 290 ОДРАП, в ноябре 1994 года переведен в ТВВАУЛ на должность командира корабля (самолет Ту-134 УБЛ), а в июле 1995 года был назначен на должность начальника штаба АЭ.

 

Уволен в запас в 1996 году. В настоящее время проживаю в Ростове-на-Дону.

18 августа 2018 года - выпуск ТВВАУЛ - 1973 года

 

 18 августа 2018 года - выпуск ТВВАУЛ - 1973 года

 


Геннадий Васильевич оставил заметный след в судьбах советских лётчиков. Вспоминает один из его студентов, Кузнецов Владимир Иванович, лётчик 1-го класса. Передаю ему слово.

 

Это из моих воспоминаний "Экспериментальное переучивание лётчиков инструкторов с Л 29 ТВВАУЛа на командиров корабля Ту 22 ДА.

Летний отпуск 1988г пролетел быстро... В 199 ОДРАПе было не до нас - ждали ГИМО (генеральную инспекцию Министерства Обороны). Потому командованием полка решение отправить в Зябровский УАЦ. 

 

 

Освоение Ту 22

 

После отпуска, в июле, нас отправили в командировку в Зябровский УАЦ, но уже на вылетную программу на Ту 22.

В это время в УАЦ арабов не было. Из студентов только я и Володя. Жили вдвоём в арабской гостинице. Условия отличные.
Сдали все необходимые зачеты по допуску к полётам.

12 июля 1988 г меня впервые вывез на Ту 22 инструктор УАЦ гв. м-р Иванов Геннадий Васильевич...

Первый взлёт на этом самолёте меня сильно поразил!

Не напугал, а именно поразил. Вообще говоря, инструктора ТВВАУЛ не напугаешь. Я почти 7 лет летал лётчиком инструктором на Л-29 в Тульском УАПе ТВВАУЛ. Ппривык взлетать по принципу " капот - горизонт" с ручкой между ног , на лёгкой в 3 т машине прямого управления

Здесь же, на ТУ 22, происходило всё совершенно по-другому - взлётный угол в районе 17 градусов по АГД, ( образно - ноги выше головы), горизонта не видно и взлёт чисто по приборам ...

Все действия с арматурой кабины (шасси, фары и закрылки) всё очень скоротечно - практически в один приём-только успевай! 

По прилёту я Геннадию Васильевичу и сказал: " Я на этой ракете летать не буду" - так мне был не привычен взлёт. Гена похлопал меня по плечу и сказал:" Володя, куда ты денешься, всё нормально..."

В остальном же, например, в установившемся режиме - всё нормально, понравилась машина в управлении по крену - хороша, - кренов больших не боится, но по тангажу тяжеловата.


Много было не привычного - управление штурвальное, читать карту проверки, работать с экипажем и оборудованием совершенно не знакомым .... всё не перечислить.

Геннадий Васильевич спокойно и доходчиво всё объяснял и показывал.

Научил уходить на 2 круг не со 100 метров, как по инструкции, а с 30-50 м, что мне помогло сесть в Нежине. Тогда, при нижней кромке приподнятого тумана в 70 м, 4 борта, шедшие за мной, ушли на запасной в Прилуки...

 

Это ШКОЛА Васильевича !


Итак, 12 июля состоялся первый, показательный для меня, полет , а 16 августа я вылетел самостоятельно на Ту 22. Допуск  давал гв. п-к Асеев Александр Валентинович - начальник Зябровского УАЦ. Вылетал я с экипажем Геннадия Васильевича - штурман м-р Валерий Михайлович Моисеев и бортоператор к-н Валерий Михайлович Шаховский.

Долгожданный допуск получен! КУЗНЕЦОВ В. И. получает поздравления от Иванова Г. В. , Черненко А. Ф. и Асеева А. В.

 

Привет и лучшие пожелания этим бесстрашным парням. Всегда помню улыбчивого гв. м-ра Иванова Геннадия Васильевича, желаю ему доброго здоровья, счастья и удачи, жму его крепкую инструкторскую руку.


Долетали мы в Зябровке до "потолка",  Упр. 107 КБП ДА, и вернулись на базу в Нежин в 199 ОДРАП. На прощальном вечере п-к Асеев сказал, что переучить нас, инструкторов с Л 29, было легче, чем лётчиков с других тяжёлых типов ДА.

Но это объяснимо - мы имели на Л 29 уже налёт более 1000ч и более 3300 посадок, а это большой опыт!

Это был эксперимент, который прошёл успешно. После нас была открыта дорога инструкторам ТВВАУЛ на ТУ 22. А штурвал я  пытался тягать по диагонали ещё года 1.5 -2. Так устойчив оказался спинномозговой рефлекс..! Получив все допуски днем и ночью, во всех метеоусловиях, в 1991 г приказом ГК ВВС я получил классификацию " Военный летчик 1-го класса " ...

 

Горжусь, что получил я его на Ту 22, спасибо моему инструктору гв. м-ру Геннадию Васильевичу Иванову!