Евка Анатолий Иванович

 

штурман корабля Ту-22

военный штурман-снайпер

штурман полка 30 одрап

подполковник

общий налёт 1483 час, из них на Ту-22 - 815 час

  

Род. в г Бердянске, Запорожской обл, 19.01.1959г. учился во 2-й СШ в этом же городе, детство связано с Азовским морем, воспитан двором.

Там прошло моё детство, мечтал, как и многие дворовые товарищи быть танкистом. Этому способствовал известный польский сериал.

В 73-м году старший брат поступил в Ворошиловградское ВВАУШ, взгляды изменились, вот только мечтал стать пилотом. Половина нашей дворовой братвы закончили лётные и штурманские училища. Когда пришло время подавать документы, я уже нисколько не сомневался, кем буду.

Написал заявление в Барнаульское ВВАУЛ. В это время брат приехал в отпуск после 3-го курса и  убедил переписать заявление и поступать в ВВВАУШ.

До сих пор не знаю, правильно ли я тогда поступил? Кстати, братишка с 1-го по 3-й курс был моим инструктором на Ту-134Ш.

 

 Зима 1977 год, 1-е каникулы, 1-й курс ВВАУШ

 

2-й курс первые полёты с места штурмана  

 

Из курсантского. Наивность:   «На Ту-134Ш - у штурмана шикарный обзор,  ты летишь впереди всего экипажа.... Значит ты ГЛАВНЫЙ на борту и плевать, что по этому поводу думает командир!

Он может орать на меня, крыть матом, но выполняет мои команды! Он может не знать, что в неприятностях, в которые мы иногда попадаем, штурман выбирает решение не всегда комфортное, но то, которое выведет команду из беды, постарается сделать так, чтобы всё обошлось лишь небольшим выбросом адреналина у экипажа.

У меня слишком много работы, чтобы спорить с ним, нужно выполнить задание и возвратить ребят домой, к жёнам и детям! А тебе, командир, спасибо за то, что свозил меня на работу, за мягкую посадку, дай бог тебе здоровья!»

  

На втором курсе попал в опалу новому командиру роты. По навету началась травля. Не буду описывать негодяйство курсанта, который нашептал кляузу.

Мотив оказался банальный - девочка, которая на танцах в ДО предпочла весь вечер танцевать со мной.

Нахватал нарядов, как собака блох, просто так, за что- нибудь. Учёба начала буксовать, пошли пропуски лекций, скатился на тройки-четвёрки. А ведь на 1-м курсе висел на доске отличников!

Ну и при объявлении мне очередных 3-х нарядов послал перед строем командира роты на 3 советских.

Он тут же потащил меня к нач. штаба училища, его не оказалось на месте. Тогда повёл к старшему штурману училища, того тоже не было. Мне было как то всё равно, лишь бы поскорее эта канитель закончилась.

Оказалось, что всё руководство находится в Киеве на каких то сборах. Капитан велел на занятия не ходить, сидеть в роте и ждать исполнения приговора.

На следующий день в роту пришёл брат, спросил мол, чего это я не хожу на занятия (видно слушок дошёл и до него), я ему всё то и рассказал. От себя добавил, что не хочу в этом концлагере находиться, дослужу и пойду в ГВФ, в Актюбинское училище. Пускай выгоняют!

Ещё на следующий день, примерно в 11 часов, ротный с красной мордой забегает в кубрик и говорит, чтобы я отправлялся на занятия. Террор неожиданно закончился, хотя я не понимал, что произошло.

Позже брат рассказал, что историю со мной передал комэске. Он знал отзывы обо мне лётчиков и инструкторов-штурманов, а не только брата. Они были положительные. Мы уже летали с первого места. Косыгин, комэск, решил вступиться за меня.

Мой брат слышал разговор на повышенных тонах. Комэск сказал, что этого парня ты не получишь, не трогай его, тронешь, пойдёшь ко мне в эскадрилью обратно гайки крутить.

А ротный был из техсостава.

Так я остался в училище, отлетал программу. На 4-м курсе в Жданове - Мариуполе на Бе-12, а мой факультет - ПЛА, благополучно слетал госполёт со сдачей на 3-й класс! На выпуске-таки присвоили эту квалификацию. Сдали госэкзамены. Получил три пятака и одну четвёрку.

Госполёт, Бе-12, Жданов-80г.

 

18.10.80г. получили дипломы, кортики,  предписания, всё, что там ещё полагается,  прошли торжественным маршем, отгуляли отпуск и разъехались по частям.

Попал по распределению на Черноморский Флот, таких я было по-моему 10 человек. Мы знали, что из 10 мест только одно самолётное, остальные - вертолётные.

Это единственное желанное для большинства из нас место к нашему прибытию уже было занято.

Один из наших приехал на 3 дня раньше и выбил себе то место, на Бе-12 в Донузлав.

Ещё один также приехал раньше и его по блату поместили в Гвардейское на Ту-16.

Я ну никак не хотел идти на вертолёты. Когда определили в 78-й корабельный полк в Донузлав, как мог заартачился.

Помог случай, в Саках в 3-й эскадрильи на Ту-16 стажировались штурманы из Челябинска, у них был хороший залёт по пьянке и комполка отказался их принимать.

В комнате, где распределяли по полкам, работал бывший лётчик нашего полка, он услышал меня и предложил полковнику отдать меня в разведполк. Мой диплом был не красный, но вполне достойный, да плюс 3-й класс, сделали своё дело.

Повезло ещё одному товарищу, его тоже взяли в 30-й ОДРАП.

Кстати, на моё первоначально предложенное место пошёл дружок Саша Тюльпинов.

 

Напротив моей вычеркнутой фамилии в 78-й полк записали его. Они с лётчиком погибли 1.04.82г.. Ведомыми "сели" на винты ведущего...!

фото на удостоверение офицера перед выпуском

 

Прибыли в полк вторыми штурманами на Ту-16 в 3-ю АЭ. 1-я и 2-я АЭ летали на ТУ-22. Коллектив отличный, помогли переучиться. А в декабре я выполнил 1-й вылет со 2-го места.

 

В 83-м поставили на должность штурмана корабля Ту-16. получил старлея.

1983г старший лейтенант Евка А.И.

 

В 84-м, после летнего отпуска переучился на Ту-22 и в сентябре выполнил первый вылет. Приписали меня к боеготовому лётчику Володе Александрову, он был на 10 лет старше. Вначале это как-то давило. Немного погодя, слетались и до 87-го года проработали в мире и согласии.

В 87-м его списали....

27.09.1984г. Аэродром Саки, Крым, После первого вылета на Ту-22, Мечты сбываются!

 

 

Зам. командира 1 АЭ 30-го ОДРАП м-р Иван Петрович Милостивенко, именно он вывозил в первый полёт, в этот день выполнили 4 вылета.

 

 

Мой первый экипаж  (слева-направо): штурман - Анатолий Евка, командир - Владимир Александров, оператор - Анатолий Новодерёжкин (сентябрь 1984г.).

 

В 85-м поставили на должность пом. штурмана АЭ по разведке, получил капитана, в 88-м пом. штурмана по разведке. А это уже как зам. шт. АЭ. И отдали в экипаж того самого Ивана Милостивенко, он тоже был на 10 лет старше, но это не имело никакого значения, крепко слетались!


1986г. Помощник штурмана 1-й АЭ к-н Евка А. И.

 

В конце 88-го поставили на должность минёра-штурмана (это штурман полка по боевому применению), в 89-м присвоили майора.

1989г. Минёр полка - штурман 30 ОДРАП м-р Евка А. И.

 

В марте 89-го приступил к обязанностям штурмана полка, в 91-м присвоена квалификация Военный штурман-снайпер и по этой причине в 92-м получил большое лейтенантское звание подполковник.

 

1992г. Штурман полка 30 ОДРАП подполковник Евка Анатолий

 

1994 год последнее моё фото перед увольнением...

 

Уволен приказом ГК ВМФ 0239 от 19.05.94г.

 

МОИ СОКРОВИЩА

 

Это именно те самые первые мои курсантские погоны и петлицы с того далёкого 1976 года и последний планшет со штурманскими "делами".

 

Моя полётная карта штурмана: основной маршрут на воздушную разведку 30 ОДРАП АС Октябрьское

 

 

 Газета КЧФ "Флаг Родины" от 18.02.1994г, когда полк разгоняли.

 

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ...

 

Часто снятся полёты, ребята, даже те, которых уже с нами нет. Вот, только никогда больше самолёт мой не взлетает, прогоняем двигатели на стоянке, 28, 51 УПРТ, на форсаже, выруливаем на исполнительный, закрылки 20, стабилизатор -8, крейсерский, полный форсаж и ...

Всё хорошее когда-нибудь закачивается...

 

 

75-летие полка 31.07.2018 г - я в голубой рубашке траванул какой-то анекдотец