Штирц Александр Викторович

КК Ту-22Р

командир отряда 30-го одрап

военный лётчик 1-го класса

майор

 

В 1982 году в экипаже капитана Штирца Александра Викторовича в полёте произошёл отказ триммирующего механизма.

  Из воспоминаний капитана Штирца Александра Викторовича:

  В установленное плановой таблицей полётов время экипаж произвёл взлёт. Набрав заданный эшелон самолёт взял курс в море. Вскоре я почувствовал возросшие на штурвал нагрузки, самолёт резко начал кабрировать. Я попытался снять кабрирование специальным устройством. Но это не принесло желаемого результата.

Затем нагрузки на штурвал возросли настолько, что мне едва хватало своей недюжей силы парировать их. Проверив показания приборов и проделав ряд манипуляций с переключателями, я пришёл к выводу - отказало триммирующее устройство.

Мгновенно оценив обстановку, я перешёл на аварийное управление. Нагрузка уменьшилась, теперь уже легче было осуществлять управление самолётом на высоте, но требовало ювелирной техники пилотирования. Я доложил РП об отказе. РП в этот день был Белов Николай Васильевич, и продолжил попытку вернуть управление самолётом в прежнее состояние.

Экипаж действовал слаженно как единое целое. Штурман капитан Луговой Сергей Иванович выдал командиру экипажа курс на аэродром… Но тут нагрузки на штурвал вновь резко возросли. Как выяснилось после полёта, на самолёте вышло из строя и аварийное управление. Крупные капли пота стекали из-под защитного шлемофона по моим вискам.

Но не было времени смахнуть их. Упёршись ногами в педали, я всё же пересилил давящие на штурвал нагрузки и перевёл самолёт на снижение. Пилотируя непослушную машину, я искал выход из сложившейся ситуации. В это время в воздухе находился так же экипаж Юрина. Он подсказал «Попробуй из второй кабины!». Я включил дополнительную систему управления из задней кабины.

  Благополучно завершив полёт экипаж произвёл посадку на своём аэродроме.

 

Ещё один случай в экипаже Штирца Александра Викторовича едва не закончился плачевно.

  Из воспоминаний Штирца Александра Викторовича:

  Мамаев Александр Николаевич был в отпуске. Я оставался за него. А тут как прорвало: два лётчика привезли перегрузку на посадке, а третий сел с перелётом. Значит три контрольных полёта. А кроме меня - некому. К тому же необходимо было облетать борт номер 22 после замены левого двигателя. Еле вставил эти полёты в плановою. Ну и на полётах как Фигаро, от самолёта к самолёту - на АПА, не снимая «шапку», но всё равно всё под угрозой.

К облёту уже притомился, и так летать неохота, но деваться не куда - надо, и время - на пределе. А борт номер 22 стоял в самой дальней точке кольцевой рулёжной дорожки.  Когда подъехал - экипаж уже в кабине. Прыг на сиденье - и поехал в вверх, на ходу пристёгиваясь. Запустил двигателя, прогрел, погонял на различных режимах, порулил чуть быстрее медленно идущего человека. Стрелка КУС только чуть-чуть отходила. Кольцевая РД немного хуже ВПП, поэтому трясло изрядно, но зато быстренько доехали до поворота на магистральную с МКпос.223.

И вот, во время поворота краем глаза замечаю, как моргнула лампа «Давление топлива перед НР-7». Судорожно начал вспоминать, что рекомендует «Инструкция», а лампа тем временем загорелась снова постоянным, уже, светом. Выхожу в эфир с докладом об этом событии с просьбой разрешения на занятие ВПП для разворота на «якорную». Опускаю кнопку радио и до меня долетает окончание фразы: «…игатели». Сразу сообразил, что это - мне, по тормозам, на стояночный, двигатели - на «СТОП», экипаж - обесточить самолёт, и вниз с сиденья. Открыл люк, спустился, огляделся. На РД - керосиновая дорога, под самолётом-с полтонны керосина и из всех щелей из капотов хлещет струями.

  Спасло быстрое руление, так как при этом от тряски расстыковался дюрит в магистрали подвода топлива к двигателю. Если бы рулил медленно - он бы расстыковался на взлёте ближе к моменту отрыва, и картина была бы похожа на «Конкорд».

 Гитаристы Штирц и Володя Кузнецов, оператор РТСС Ту-22

 

Бортовой №26, КК Ту-22 м-р Штирц Александр Викторович. Это полёт строем в паре с ком АЭ, п/п-ком Мамаевым А.Н. Штирц был ведомым. По команде Мамаева Штирц вышел вперёд. Фотографию сделал оператор РТСС Ту-22 экипажа Мамаева, к-н Тарасов Александр Николаевич. Фотоаппарат Коника принадлежал Мамаеву.

 Зам. по ИАС 2 АЭ Стромилов, штурман Кузнецов Юрий Степанович, командир Штирц Александр Викторович

 

А на этом фото в центре тот самый КК Игорь Дудкин, который будучи моим ведомым, снял мой самолёт сзади в районе мыса Калиакра… Слева оператор к-н Шевченко, справа тоже оператор к-н Тарасов...

 

 А я лежу посередине