Кордюков Николай Евгеньевич

оператор РТСС Ту-22Р

начальник ВОС АЭ 30 одрап

мастер

майор

 

 

В марте 1978 года в акваторию Чёрного моря зашли два американских корабля, которым удалось оторваться от нашего ГИСУ. На их поиск был поднят из состава дежурных сил, по команде ОД Черноморского флота, экипаж майора Бутковского Сергея Борисовича. Штурманом у него в этот день был майор Яскин Анатолий Васильевич, а оператор-капитан Кордюков Николай Евгеньевич.

  Полёты на поиск кораблей всегда были особо сложными из-за одного обстоятельства: очень трудно правильно рассчитать заправку для этого полёта и очень трудно правильно контролировать остаток топлива в полёте, так как неясно, где точно находятся корабли и когда они будут обнаружены.

В обычном полёте по маршруту есть контрольные (или поворотные) точки, в которых заранее рассчитаны остатки топлива и можно контролировать их соответствие с реальным остатком на борту. В полётах на поиск кораблей есть только примерный район поиска, да и он часто был ошибочным. Поэтому сверить остаток топлива практически не с чем. В этих полётах часто случаются всевозможные неожиданности.

  Заправка самолёта Ту-22 была 24 тонны постоянная (из расчёта туда и обратно верхом на большой высоте, где расход топлива меньше). Поиск кораблей занял больше времени чем предполагалось. После долгих поисков выяснилось, что корабли находятся не в том  районе, где указали с КП флота. Но экипажу удалось их обнаружить - эсминец и фрегат.

Их ещё нужно было сфотографировать. Пришлось снижаться. С первого захода не удалось, со второго так же. На третьем, удалось сфотографировать. При этом корабли оказались в самом дальнем углу Чёрного моря, возле границы Турции с Грузией (южнее Батуми).

На обратном пути гражданский диспетчер не дал верхние эшелоны из-за литерного борта, то есть пришлось возвращаться «низом». А топлива всё меньше. Ещё задолго до подхода к аэродрому пришлось перейти с автоматической выработки топлива на ручную. При этом командир корабля включил подкачивающие насосы всех баков без исключения.

Но всё же, на посадочном курсе, на удалении 10 километров из-за нехватки топлива выключился левый двигатель. После заруливания и выключения двигателей на расходомере остаток топлива был менее 1 тонны, а это намного меньше самого минимального остатка.