Конищев Василий Васильевич
штурман корабля Ту-22Р
военный штурман-снайпер
штурман полка 30 одрап
подполковник
В феврале 1973 года произошла предпосылка к авиационному происшествию на самолёте Ту-22п бортовой номер 20. Экипаж: командир корабля Юрин Валерий Николаевич, штурман – Конищев Василий Васильевич, оператор – Скорик Владимир Иванович.
Экипаж возвращался в район Сочи с воздушной разведки из района Босфора. Сначала, в кабине появился дым. Командир корабля дал команду на переход к питанию приборов от аккумуляторов.
Только перешли на питание от аккумуляторов, как по самолёту пошли удары из района левого двигателя. Произошёл помпаж двигателя в 80 километрах от Турции, на траверзе Ялты. Командир корабля выключил левый двигатель и перевёл самолёт на снижение.
По маршруту полёта была грозовая облачность. Юрин Валерий Николаевич подал команду на выключение генератора левого двигателя. Но оператор Скорик не выключил переменный ток 36 вольт.
Из-за этого всё оборудование на борту самолёта перестало работать. Экипаж в это время находился в облаках. Командир корабля доложил руководителю полётами о возникшей ситуации. На подходе к Крыму, когда экипаж зашёл за Крымские горы, пропала отметка от самолёта на экранах локаторов и исчезла радиосвязь с землёй.
На высоте 200 метров пробили облачность. И тут визуально обнаружили, что летят в районе Ялты. Отвернули в сторону своего аэродрома. Запросили ближайший аэродром Бельбек.
На земле их уже похоронили. Всё оборудование на самолёте к тому моменту уже заработало. Экипаж благополучно произвёл посадку на своём аэродроме. Когда на земле инженер полка подполковник Калабин Анатолий Максимович попытался запустить отказавший двигатель, он уже не запустился. Его сорвало со средней опоры. Командиру корабля потом сказали: «Хорошо, что ты не стал в воздухе запускать аварийный двигатель. Твой полёт закончился бы тогда совсем иначе».
Благодаря тому, что Юрин Валерий Николаевич вовремя выключил двигатель полёт закончился благополучно.
Сверхзвук
Полёты на дальность выполнялись в восточном направлении с проходом вдоль гряды Кавказских гор до Каспийского моря, иногда этот маршрут продлевался далее над пустынными просторами до самого Аральского моря, с разворотом и возвращением в Крым через Украину. Такие полёты длились около 4.5-5 часов.
Иногда в этих полётах происходили «казусы». Так в 1978 году два экипажа из состава 30-го одрап выполняли вылёт из ДС в район Каспийского моря на полигон Капустин Яр. Это были: экипаж командира авиационной эскадрильи подполковника Гречухина Владимира Дмитриевича /штурман авиационной эскадрильи майор Ступак Виктор Семёнович и экипаж Юрина Валерия Николаевича/штурман Конищев Василий Васильевич.
При возврате с полигона Капустин Яр произошло вот что… Экипажи шли на околозвуковой скорости 1000 км/час. Экипажи немного запаздывали. Поэтому, как только экипажи включили форсаж, самолёты сразу перешли на сверхзвук. А шли они в это время в районе Луганска. При переходе на сверхзвук на земле после пролёта самолёта слышен резкий хлопок, который возникает вследствие скачка уплотнения воздуха.
Это напоминает взрыв. В это время на совещании у секретаря Луганского обкома партии находился начальник Луганского лётного училища. Он сразу снял трубку телефона и стал выяснять кто виновник этого. Ему это не составило труда. И после прилёта экипажи были наказаны.