Байбурин Батырхан Якубович
Штурман корабля Ту-22Р
Военный штурман 1-го класса
Помощник штурмана АЭ 30 одрап
В 1979 году МО СССР совместно с руководством социалистических стран проверяло ПВО Болгарии и Румынии. Для этого два наших экипажа должны были выполнить полёт вдоль южной границы Болгарии на запад, затем вдоль западной границы Болгарии повернуть на север, пройти вдоль западной границы Болгарии и Румынии, затем развернуться на восток и в районе Одессы выйти на нашу территорию.
Причём, оба экипажа должны были идти по одному маршруту, но на разных высотах. Для выполнения этой задачи назначили два экипажа. Экипаж Бутковского Сергея Борисовича и экипаж командира авиационной эскадрильи подполковника Акопяна Владислава Мамиконовича.
Экипаж Акопяна должен был идти на большой высоте (высота 11000 метров) и по условиям учений имел право применять активные и пассивные помехи, выполнять противоракетные маневры, а также маневры против истребителей.
Экипажу майора Бутковского Сергея Борисовича в составе: штурман-капитан Байбурин Батархан Якубович, оператор-капитан Кордюков Николай Евгеньевич, - поставили задачу пройти на малой высоте (от 900м до предельно-минимальной высоты). При этом, экипаж мог выполнять противоистребительный и противоракетные маневры, но не мог ставить помехи.
Экипажи одновременно подошли к границе с Болгарией в режиме радиомолчания. Примерно в центре Болгарии, в экипаже Бутковского, стали появляться признаки, что нас пытаются атаковать истребители (стали слышны редкие сигналы СПО-3).
Когда срабатывало СПО-3 экипаж снижался в долину между горами совсем низко. Истребители и в Болгарии, и в Румынии (Миг-21) догоняли нас до расстояния уверенного пуска ракет, но так низко боялись снижаться и ни одного перехвата не сделали.
Перехвачен - если СПО-3 перешёл на режим «пулемётная очередь». У МиГов это соответствует взятию на автосопровождение, ракета ВВ готова к пуску.
Такой пулемётной очереди мы так и не услышали. Оператор и в Болгарии, и в Румынии иногда докладывал, что визуально МиГи, обычно пара, подходили уже на 300-500 метров. Эта дистанция позволила бы им атаковать нас пушками или НУРСами, но они были выше и снижаться до нашей высоты боялись, а потому их атаки не считались удачными.
Когда же вышли на нашу территорию, где-то, в районе Одессы, то никакие маневры и средства помех на ПМВ в долинах Карпат, ниже всяких пределов, не помогли.
Нас 4 раза перехватывали. Мало того, два раза к нам, в плотный боевой порядок, пристраивались наши Су-15.
Экипаж Акопяна на большой высоте, несмотря на комплексное использование всех средств против перехвата, был перехвачен пару раз в Болгарии и Румынии, не говоря уже о наших истребителях
Из этого можно сделать два вывода:
Первый-подготовка и опыт наших истребителей был намного выше подготовки лётчиков Болгарии и Румынии.
Второй - пройти и быть не перехваченным на малой высоте на самолёте Ту-22 вполне возможно.
Вдова Байбурина и А.Штирц