Бойченков Геннадий Васильевич

КК Ту-22

Командир отряда 30 одрап

Военный лётчик 1-го класса

Майор

Освоил Як-12, Як-18, Як-11, МиГ-15, МиГ-17, Ту-16, Ту-22, Вильга-35, Ан-2, а также различные планеры

Налет – свыше 9000 часов, в том числе на Ту-22 - 900 часов

 

Биография

(составлена дочерью по рассказам отца)

 

Родился 27 октября 1935 г. в г. Великие Луки.

Летом 1940 года увидел кинофильм "Чкалов" и захотел летать.

25 июня 1941го года папа посадил его в кабину сбитого ХЕ-111.

В войну убежали с мамой и братиком от немцев и остановились в Ульяновске.

От голода брат Толя умер. Недалеко от села Ивановка был учебный военный аэродром. Часто садились в поле на вынужденную посадку курсанты на У-2 и И-16.

Маленького Гену сажали в кабину, и он чувствовал себя настоящим летчиком.

В 1952 году поступил в Великих Луках в планерную школу. 
В 1953 г. в рижском аэроклубе совершил 12 прыжков с парашютом и освоил полеты на планерах А-1 и БРО-9.

В июле 1954 г. поступил в  МАУ. Летал на первом курсе на аэродроме Клопици на ЯК-18.

1955-1957 г.г. учился в Ейске в МОЛАУ им. Сталина. 
Первым в учебных полках вылетел на ЯК-11 и МИГ-15.

В ноябре 1957 г. получил назначение на Балтику на аэродром Мамоново в 24 ГВ ИАД в 10 ГВ ИАП.

В июне 1959 г. полк расформировали и его перевели в Крым в 661 ИАП в Пещаное около Качи.

В сентябре 1959 г. дивизию МИГ-17 расформировали, и он был переведен на ТУ-16 в 5 гв.ОДРАП.

В 1960 г. перелетели на аэродром Веселое (Крым). Летал в экипаже майора Герчио Ю.Г. По приказу было разрешение на должности помощника командира корабля (ПКК) летать с левого сидения.

В 1963 году, летая одновременно на ЯК-12, был поставлен на должность ПКК к зам.ком.полка Галинскому В.И.

В сентябре 1963 г. года назначен на должность командира корабля ТУ-16К-10.  Освоил полеты на всех видах ТУ-16.

По своему желанию в 1966 году в сентябре переведен в город Саки осваивать самолет ТУ-22. Быстрым темпом самолет освоил на все виды боевой подготовки.

В 1968 г. назначен на должность ком.отряда. В отряд прибыли его однокашники Марков Е.А и Морозов Николай. Н.Морозов по здоровью демобилизовался.

Геннадий Васильевич со штурманом Кулешовым Владимиром

 

До 1975 года регулярно выполнял полеты на Ту-22 согласно Курса боевой подготовки.

В декабре 1975 г. по состоянию здоровья (язва желудка) был уволен из ВС СССР. Переехал в город Ригу.

С 1977 до 1979 года работал инструктором в автошколе.

В январе 1979 г. прошел ВЛК и был зачислен летчиком-инструктором в рижский аэроклуб. Освоил полеты на Вилга-35, АН-2.

В 1981 г. был назначен старшим летчиком-инспектором авиации ДОСААФ Латвийской ССР.

В 1983 г. был начальником парашютных сборов в Даугавпилсе двух сборных команд СССР по парашютному спорту. Ежегодно под руководством генерала Гвоздикова Б.И. Геннадий Васильевич проводил авиационные праздники во многих городах Латвии. При этом сам пилотировал планеры на сложный пилотаж и прыгал с парашютом. При распаде Советского Союза все аэроклубы Латвии были закрыты и он снова перешел работать в рижскую автошколу № 1.

В общем, отлетал 32 года с общим налетом около 9000 часов.

Сейчас на пенсии.

Проживает в городе Риге.

 

Славное прошлое ветерана Ту-22

 

9 июля 1969 года в ходе очередного «межфлотского манёвра» девять экипажей полка под командованием командира полка полковника Мышко Владимира Антоновича осуществили перелёт на аэродром Оленегорск.

На посаде, из-за плохого покрытия аэродрома, в двигатель самолёта Ту-22р бортовой номер 10, командира полка полковника Мышко попал камень. На лопатках двигателя нашли забоины, и самолёт не мог участвовать в дальнейших полётах. Командир забрал самолёт у Бойченкова Геннадия Васильевича и со всей группой улетел в Саки 11 июля. После того как был доставлен и заменён двигатель и экипаж Бойченкова выполнил облёт самолёта Ту-22р, бортовой номер 10 и 18 июля 1969 года вылетел на аэродром Саки.

 

Июнь 1974 года у экипажа лётчика Бойченкова Геннадия Васильевича около Стамбула разрушился двигатель.

  Из воспоминаний командира корабля лётчика Бойченкова Геннадия Васильевича:

 

После выполнения задания по воздушной разведке взял курс на Сочи. Вдруг страшный грохот сзади, самолёт резко клюнул носом, и мы за несколько секунд оказались не на 11000 метрах, а неслись к земле.

Взгляд на приборы - по тахометру обороты правого поползли быстро со 100 процентов на 10-12, мгновенно перекрыл «стоп-краном» топливо - что, наверное, спасло нас от пожара. Весь ротор правого двигателя разрушил опорные подшипники, сдвинулся вперёд и начал кромсать компрессором сопловой входящий аппарат (но это мы узнали только потом, на земле), а в ту секунду, быстро выключил АП-7мц, перевёл самолёт в горизонтальный полёт, дал команду оператору: «Выключить генераторы - правого!»

Мы двое (штурман и я) висели на ремнях, а оператора Хитрова Валерия Павловича вдавило спиной в сиденье. Тряска пошла по всему фюзеляжу.

Спросил штурмана прямой курс на аэродром и занял его. Доложил о случившемся руководителю полётами - подполковнику Пилиппенко Анатолию Фёдоровичу. Он заставил ходить галсами - мыс Евпаторийский и курс на остров Змеиный.

Только поставлю приборы больше 650-страшный грохот по фюзеляжу, штурвал рвёт из рук, поставлю 600-меньше тряска.

Только возьмём курс ближе к берегу – РП: «Куда идёшь, завалишь Евпаторию или Симферополь ! Назад!"

Ниже 1500 метров не снижались - вдруг и второй встанет? А впечатление было такое, что может и остановиться. Дал команду экипажу: «На всякий случай подтянуть все ремни, спрятать документацию за пазуху, секретку и ждать команду на покидание».

Отлетав, в общей сложности, часа два на одном движке, пришлось обмануть РП сказать, что уже 6 тонн остаток (было 8-9 тонн).РП разрешил заход на посадку. Сели, зарулили в ТЭЧ. На правый двигатель смотреть страшно - весь в масле, низ разворочен. Двигатели заменили в ТЭЧ и самолёт через четыре дня был в строю.

За это командиру экипажа вручили радиоприёмник «СЕЛГА», а штурман с оператором получили благодарность.

 

 

В феврале 1972 года два экипажа полка привлекались на ученье под руководством Министра Обороны СССР Маршала Гречко А.А., заключающегося в прорыве двух дивизий самолётов Ту-16 на Берлин. Это были экипажи командира авиационной эскадрильи подполковника Зайцева Николая Васильевича и майора Бойченкова Геннадия Васильевича.

8 февраля 1972 года они перелетели на военный аэродром Чкаловск, Балтийского флота. 11 февраля 1972 года экипажам была поставлена задача. Вылет должен был состояться в 1 час ночи.

Первым должен был вылетать экипаж подполковника Зайцева. Его экипаж состоял: командир корабля - подполковник Зайцев Николай Васильевич, штурман-майор Жуков Вячеслав Емельянович, оператор - капитан Анисимов Евгений. Его экипаж должен был идти впереди на 300 метров и прикрывать дивизию, взлетающую с аэродрома Быхов.

В 1час 15 минут должен был взлетать экипаж майора Бойченкова. Экипаж: командир корабля - майор Бойченков Геннадий Васильевич, штурман - капитан Ступак Виктор Семёнович, оператор - капитан Хитров Валерий Павлович. Его задача заключалась в прикрытии дивизии самолётов Ту-16 взлетающей с аэродрома Остров.

Экипажи произвели запуск двигателей и вырулили на предварительный старт. Первым занял полосу экипаж Зайцева, а Бойченков занял место на предварительном. Была глубокая ночь. Температура воздуха опустилась до 11 градусов мороза. Но тут пошёл дождь.

Самолёты стали покрываться слоем льда, при этом вес самолётов стал возрастать, что нарушило центровку самолёта. И тут поступила команда от Командующего ВВС Балтийского флота Гуляева на отбой вылета. Самолёты вернулись обратно на стоянку и вылеты не состоялись

 

 

 

1979 год по учениям ВМФ СССР отряду Бутковского Сергея Борисовича тремя самолётами Ту-22-командир-майор Бойченков Геннадий Васильевич, ведомые-капитан Дудкин Игорь Николаевич и капитан Милостивенко Иван Петрович поставили задачу: «Произвести перспективную аэрофотосъёмку береговых объектов города Севастополя на сверхзвуке (М=1.1-1.2, Н-11000 метров, Д-15-20 км) в плотных боевых порядках, строем-«правый пеленг».

 

  На постановке задачи Бутковский Сергей Борисович встал и сказал, что этого по инструкции делать нельзя - выход на сверхзвук разрешается на высоте не ниже 11000 метров, или на меньшей высоте, но на удалении не менее 100 километров от берега.

 

Не из-за ограничений самолёта, а из условий безопасности на земле.

 

  В ответ на его замечание Командующий ВВС ЧФ, который ставил задачу, сказал: «Это не ваше дело, ваше дело - выполнять задачу!».

 

  Ну что же, приказ есть приказ.

 

  Экипажи произвели взлёт, вышли на сверхзвук в режиме радиомолчания. А это три самолёта Ту-22, да ещё и строем (примерно 60 на 60 метров) При подходе к траверзу Севастополя экипажи держали скорость М=1.2 и приготовились к аэрофотосъёмке.

 

И тут, ведущему группы поступает с КП ВВС ЧФ команда (в закодированном виде «Съёмку производить – на дозвуковом режиме!»

 

Но уже было поздно, так как Ту-22, как известно, никаких тормозных щитков не имеет. Торможение производится только дросселированием двигателей на малый газ.  Фотографирование конечно, произвели нормально, но…

 

По прилёту «особисты» арестовали всю полётную документацию отряда, были сняты все МСРП (все чёрные ящики), а также магнитофонные записи переговоров.

 

  Всё вымеряли сколько времени ушло у ведущего на передачу сообщения и команду «Торможение!» экипажам, как энергично экипажи тормозились, в общем, хотели спихнуть всю вину на ведущего.

 

Ведь, после пролёта над городом там было разбито много стёкол и не только. В конце концов экипажи отпустили и даже не наказали.

 

  Эксперимент оказался неудачным из-за плохой подготовки в штабе.

 

 оператор РТС Хитров Валерий Павлович, Бойченко Геннадий Васильевич, Фесенко Иван Николаевич

 

Бойченко Геннадий Васильевич, оператор Смирнов Виктор,  штурман Кравцов Саки-4 июнь 1967 год

 

Бойченко Геннадий Васильевич и Кучин Александр Константинович 

 

Бойченков Геннадий Васильевич, Лободин Сергей Трофимович, Поляков Михаил Михайлович

 

 

Геннадий Васильевич никогда не лез в глаза начальству. Вот и здесь, на встрече космонавтов на аэродроме в Саки. Валерий Быковский, космонавт №5 и Г.В. Бойченков

 

Командир отряда м-р Бойченков Геннадий Васильевич и м-р Чернявский Геннадий Геннадьевич, старший инженер по СД

Ушаков Виктор старший техник самолета, Бойченков Г.В., Гаврисе Борис начальник группы АО, капитан, мастер военного дела