Гв. майор, военный летчик 1 класса

Статья с биографией


Запомнился сослуживцам как очень общительный и доброжелательный человек, но самое главное и необычайно везучий. Вот описание двух происшествий из его летной карьеры.

3 февраля 1983г. в полку шли  очередные ЛТУ (летно-тактические учения). Взлет с интервалом 1 мин.  На КДП находилось командование 43-й ВА и 22-й ТБАД. На взлет с максимальным взлетным весом пошел замыкающий командир корабля капитан Безпрозванный Иван Васильевич. Штурман капитан Чеботарев Валерий Иванович отсчитывает скорость по нарастающей.  Все, как обычно. Внезапно, все, следящие за взлетом, увидели, что правая тележка шасси, окуталась дымом и пламенем.  Помощник РП немедленно подает команду «Отпусти тормоза!». Самолет уже бежит по грунту в облаке снега.  Самого самолета не видно. Отрыв происходит за пределами ВПП за 250м. Грунт был замерзший, поэтому самолет ушел от земли благополучно. Когда он вынырнул из облака снега, на КДП все вздохнули с облегчением.

Полк ушел на маршрут с запланированной посадкой в Озерном.

Безпрозванный получает  команду «Шасси не убирать!»,  «Задание прекратить,  следовать в зону для выработки топлива!». Посланная на ВПП, стартовая команда, собрала куски резины с колес и металлические обломки стойки.  Стойка полностью «разулась».

Через три часа после выработки топлива и получения рекомендаций, командир заходит на посадку на своем аэродроме. Посадка выполнил на левую стойку с плавным опусканием на переднее колесо. Командир удерживал самолет на ВПП как можно дальше и дольше. В конце пробега корабль разворачивается вправо на 90°, сходит на грунт и останавливается. Первым на земле обнял Ивана Васильевича, однокашник по училищу - командир дивизии генерал Нестеров Г. От предложенного стакана спирта, командир отказался,  настолько было сильное нервное потрясение.

3 марта 1975г. командир корабля военный летчик 1-го класса капитан Иван  Безпрозванный при выполнении  посадки ночью в ПМУ на аэр. Дягилево (Рязань) с МКпос.=244˚ произвел приземление самолета правее БВПП - 12м  на удалении 430м от начала  ВПП  с  Пу=1,4  и  Vпос=300 км/ч.  Самолет, пробежав параллельно БВПП по грунту 970 м вышел на БВПП и остановился. До БПРМ заход на посадку выполнен без отклонений. После БПРМ  летчик за счет резкого дросселирования двигателей перед выравниванием потерял V до 350 км/ч. Уменьшая резкое снижение самолета, увеличил угол тангажа до 13˚. При этом временно потерял видимость полосы, убрал угол сноса, самолет снесло вправо, приняв правый ряд огней ВПП, за левый, приземлил самолет правее ВПП.  При пробеге по грунту левой тележкой шасси разрушено 6 фонарей. На левой тележке шасси лопнуло переднее внутреннее колесо. Причина летного происшествия - ошибка летчика в технике пилотирования, выразившаяся в преждевременной потере скорости после прохода БПРМ за счет резкого дросселирования двигателей при выполнении захода и расчета посадки на запасном аэродроме.