Плетнёв Сергей Николаевич
КК Ту-22
Военный лётчик 1-го класса
Заместитель командира 121 гв тбап по политчасти,
Полковник гвардии
Общий налет более 3500 часов
За период службы освоил самолеты: Л-29, Ил-28, Ту-16, Ту-22, Ан-12
Автобиография
Родился 21 сентября 1953 г. в городе Владимире.
Отец – Плетнев Николай Иванович, родился 19 декабря 1919г. в селе Лебяжье Добровского района Липецкой области. Участник Великой Отечественной войны. Умер в 1981г. Похоронен в городе Владимир.
Мать – Плетнева Екатерина Васильевна, родилась 30 октября 1919г. Участница Великой Отечественной войны. Умерла 17 февраля 2012г. Похоронена на кладбище Дубки в Мачулищах.
В 1961 г. я поступил в СШ № 20 г. Владимира, которую окончил в 1971 г.
В 1971 г. поступил в Тамбовское ВВАУЛ им. М. Расковой. Приказом начальника училища № 097 от 9 августа 1971 г. зачислен курсантом. Закончил полный курс обучения в октябре 1975 г. Приказом МО СССР № 01062 от 24 октября 1975 г, присвоено воинское звание ЛЕЙТЕНАНТ. Специальность «Командная тактическая бомбардировочной авиации» и квалификация «Офицер с высшим военно-специальным образованием летчик-инженер».
Был направлен в распоряжение командира 6 ОТБАК – г. Смоленск. Там получил назначение на должность «Помощник командира корабля» самолета Ту-16 в 132-й Берлинский орденов Кутузова и Александра Невского ТБАП в г. Тарту Эстонской ССР. Командир полка – подполковник Селиванов В.Л. 2 АЭ подполковника Лопоногова. Запомнилось крылатое выражение командира 3 АЭ подполковника Коваленко: «Не пейте Ванна Талин, а берите всегда водки и побольше». В данной должности служил до апреля 1977 г.
В апреле 1977г., одним из первых в своем выпуске, направлен на курсы командиров кораблей в 43-й Центр БП и ПЛС ДА в Рязань (Дягилево).
В октябре 1977 г. назначен на должность командир корабля Ту-16 в 132-й ТБАП в Тарту. Однако, вскоре был переведен в 200-й Гв. ТБАП в г. Бобруйск Белорусской ССР. Стал летать, получил опыт и 2-й класс.
В декабре 1979 г. назначен на должность «Командир корабля» Ту-22 в 121-й ТБАП в Мачулищи. Освоил новую для себя технику – самолет Ту-22К.
В ноябре 1981 г. переведен в 203-й ТБАП (г. Барановичи) и назначен на должность командира отряда.
Вскоре получил новое назначение – стал заместителем командира АЭ по политчасти.
В 1988 г. поступил в Военно-политическую академию. Окончил ее в 1991 г. Получил высшее военное образование.
В ноябре 1989 г. назначен заместителем командира 121 ТБАП по политической части в Мачулищах. В данной должности служил до июля 1995 г.
В июле 1995 г. направлен служить в поселок Тикси Якутской АССР на должность Заместитель Командующего Оперативной группы авиации в Арктике ОГА (А).
В 1998 г. в связи с продолжающимися сокращениями Вооруженных Сил РФ, назначен на должность «Командир 445 АБ» – г. Анадырь Чукотского АО (поселок Угольные Копи). Здесь, наряду с другими воинскими частями, находится стратегический аэродром, способный принимать самолеты ДА и все типы гражданских воздушных судов.
В июне 2000 г. переведен в Москву в штаб 37-й ВА ВГК (СН) на должность «Начальник оперативного управления».
В сентябре 2003 г. уволен в отставку в связи с достижением предельного возраста.
Награжден орденами и медалями.
Проживаю в настоящее время в Минске.
18 декабря 2020 г Сергея не стало.
Отрывок из книги Давыдова А.И., посвященной истории 121 ТБАП
15 октября 1980 г. в 13.30 экипаж Ту-22 выполнял взлет в сторону Минска в составе: КК капитан Плетнев Сергей Николаевич, ШК ст. л-нт Затолокин Александр Михайлович, оператор ст. л-нт Гладкий Олег Александрович.
Экипаж выполнял упражнение № 121 - тренировочный полет для отработки захода на посадку в СМУ. Видимость в тот день была 200х2000. Взлетный вес 66 тонн. Заправка топливом 16 тонн.
На скорости 380 км/час - отрыв от полосы. В момент отрыва, экипаж почувствовал удар и тряску, самолет просел, ударился о ВПП и снова ушел в воздух. В кабине появился дым. Правый двигатель заглох.
Командир выключил его и продолжил взлет на одном.
С трудом набрали высоту 3000 метров, кабину проветрили. Было принято решение садиться без прохода над ВПП.
Командир успешно посадил самолет на одном двигателе.
Причина
Еще на взлете оператор доложил, что в правый двигатель влетел какой-то предмет. С земли, помощник руководителя посадки на СКП подполковник Свириденко Д.А. и ИТС наблюдали за двигателем яркую вспышку оранжевого цвета.
После посадки выяснилось, что, на взлете, в двигатель попал чехол и весла от спасательной лодки ЛАС-5М, вытянутые потоком воздуха из отсека фюзеляжа, где они хранились. Замки отсека по непонятным причинам самопроизвольно открылись.
Сама же лодка ЛАС-5М и баллон со сжатым воздухом, к счастью, благополучно пролетели мимо двигателя.
Эпилог
Экипаж не поощрили и не наградили, но через год капитана Плетнева С.Н. наградили «высокой» наградой - Почетным Знаком ЦК ВЛКСМ «За воинскую доблесть».
А ведь в тот раз, впервые в истории полка, капитан Плетнев С.Н. совершил взлет на одном, работающем двигателе!
По сути дела, это был подвиг.
Барановичи, 2013 г. Празднование 70-летия 203 гв тбап