Оператор РТСС Ту-22
Гвардии майор
Начальник службы РЭП полка
совершил первый взлет в 121 полку на Ту-22 в экипаже Таримы А.Д.
АВТОБИОГРАФИЯ
Родился 17 октября 1929 года в семье крестьянина в селе Максимовка, Тамбовской области Бондарского района, РСФСР.
Мои родители: отец Жильцов Иван Иванович, 1901 года рождения; мать Жильцова Евдокия Васильевна, 1903 года рождения. До Октябрьской революции мои родители занимались сельским хозяйством. После 1917 года родители работали на заводах: отец – каменщиком, мать – чернорабочей. В 1941 году отец умер, мать продолжала работать и содержать семью. В нашей семье помимо меня было трое детей. В 1947 году я окончил 7 классов Грязинской средней школы №2 Липецкой области, сразу же начал свою трудовую деятельность в качестве подручного геодезиста Грязинского комбината пищевых концентратов.
В 1948 году наша семья переехала в город Майкоп Адыгейской автономной области Краснодарского края. В 1950г. я окончил 10-й класс Майкопской средней школы №20. Еще будучи подростком, мечтал стать военным летчиком. Тогда об этой профессии мечтали тысячи молодых людей. В сентябре 1950 года через Майкопский ГВК добился направления на учебу в Челябинское военное авиационное училище штурманов и специалистов связи Дальней авиации.
19 сентября 1950 года был зачислен курсантом этого училища. Военную присягу принял 07 ноября 1950 года. С этого и началась моя служба в Военно-Воздушных Силах.
Окончив в декабре 1953 года училище, для прохождения службы по полученной специальности – специалист связи Дальней авиации – был направлен на должность начальника радиостанции РАС-КВ в 121 Гвардейский Краснознаменный Севастопольский ОДРАП, базировавшийся в военном гарнизоне Мачулищи, где прослужил 26 лет…
Но мечта о летной работе не оставляла меня. При первой же возможности, на базе полученной в училище специальности, я прошел переучивание на воздушного стрелка-радиста и в ноябре 1957 года получил назначение на должность помощника начальника связи эскадрильи, флагманского воздушного радиста на дальний бомбардировщик Ту-4 в составе флагманского экипажа Героя Советского Союза полковника Алехно́вича Анто́на Ада́мовича. Служить под началом полковника Алехновича А.А. было настоящей честью и гордостью для меня. Его по праву можно назвать летчиком от Бога. Пройдя Великую Отечественную войну с 1942 по 1945 г.г., экипаж Алехновича совершил 258 боевых вылетов. Он стал единственным лётчиком в Дальней авиации, который всю войну пролетал на одном и том же дальнем бомбардировщике Ил-4 и с одним и тем же экипажем.
В марте 1958 г. 121-й ОДРАП одним из первых в Дальней авиации начал осваивать реактивные Ту-16. Дальняя авиация получила реактивную технику отечественной конструкции. Поступление на вооружение самолетов нового поколения, с совершенно немыслимыми ранее летными характеристиками, привело к изменению характера учебно-боевых задач. Экипажи начали осваивать высокие широты, практиковать дозаправку в воздухе.
С мая 1958 года наш экипаж перешел на реактивный бомбардировщик Ту-16, а я был назначен на должность старшего воздушного стрелка-радиста.
Освоение сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-22 стало следующим этапом в развитии Дальней авиации СССР.
Летный состав 3-й эскадрильи первым в полку в августе 1963 г. приступил к переучиванию на самолеты ТУ-22. Командирами экипажей назначались летчики первого класса.
14 февраля 1964 года наш экипаж в составе командира 3-й эскадрильи гвардии подполковника А.Д.Тарима, штурмана гвардии майора А.Е.Филипповского и воздушного оператора гвардии капитана Н.И.Жильцова совершил первый самостоятельный вылет на самолете Ту-22.
В июле 1964 года за успешное выполнение боевых задач, профессионализм и исполнительскую дисциплину приказом командира части я был назначен на должность начальника службы радиоэлектронного противодействия полка.
В 1964 г. личный состав полка полностью переучился на Ту-22.
В 1969 г. полк начал получать ракетоносцы Ту-22К, имевшие в своем боевом арсенале одну сверхзвуковую ракету «воздух-поверхность» Х-22 «Буря». Ракета размещалась в полуутопленном положении под фюзеляжем.
Весной 1971 года наш экипаж в составе командира корабля гвардии подполковника Н.В.Кубыщенко, штурмана гвардии майора Н.Кожевникова и воздушного оператора гвардии капитана Н.И.Жильцова одним из первых в полку совершил пуск боевой ракеты Х-22 «Буря». За успешное выполнение боевой задачи экипаж был награжден командованием части.
Приказом ГК ВВС №0459 от 22.05.1979 года в звании гвардии майора я был уволен в запас с правом ношения военной формы одежды.
Я, горд и счастлив тем, что моя жизнь была связана с небом, с военно-воздушным флотом СССР. Мне довелось служить с великолепными специалистами в своей профессии, влюбленными в неё, с офицерами, преданными ей без остатка.
Жильцов Николай Иванович
Николай Иванович лично описал свою биографию специально для нашего сайта.
К сожалению, 11 сентября 2014 года Николая Ивановича не стало. Вечная ему память ...