Чуйко Николай Никифорович

 

КК Ту-22

Военный лётчик 1-го класса

Генерал-майор гвардии

 

 

Прохождение службы

 

Родился 5 декабря 1929 года в с. Заброды, Богодуховского района, Харьковской обл. Украинец. 

1946г закончил 7 классов средней школы. Работал на стройке. Подрабатывал, где придётся. Голодное было время.

1950г закончил промышленно-транспортный техникум

1950г призван в Советскую Армию. Школа сержантского состава, в/ч 96875.

1950г зачислен в Балашовское военное авиационное училище лётчиков.

1952г первичное офицерское звание ЛЕЙТЕНАНТ.

1952г лётчик-стажёр Украинского Управления гражданского воздушного флота - ГВФ.

1953г зачислен на курсы командиров кораблей "Ли-2" Рязанской авиационной офицерской пилотажной школы.

1954г командир корабля Ли-2 специальной группы Дальней авиации (ДА) Украинского управления ГВФ

1955г зачислен в 29 Военную авиационную офицерскую школу боевого применения Дальней авиации (ВАОШБП), г. Нежин.

1955г очередное воинское звание СТАРШИЙ ЛЕЙТЕНАНТ.

1956г закончил 29 ВАОШБП ДА.

1956г лётчик 202 отдельного тяжёло-бомбардировочного авиационного полка (отбап) Дальней авиации (ДА).

1956г командир корабля 202 отбап ДА.

1957г зачислен в Военную академию командно-штурманского состава ВВС, которая в 1968 г. была переименована в Военно-воздушную академию имени Ю. А. Гагарина.

1957г очередное воинское звание КАПИТАН.

1961г командир корабля 200 отбап ДА.

1961г закончил ВВА.

1961г командир резервного отряда 402 отбап ДА.

1961г очередное воинское звание МАЙОР.

1963г заместитель командира эскадрильи 402 отбап ДА.

1963г командир эскадрильи 402 отбап ДА.

1964г очередное воинское звание ПОДПОЛКОВНИК.

1964г командир АЭ 121 отдельного дальне-разведывательного авиационного полка (одрап) 6-го отдельного тяжёло-бомбардировочного авиационного корпуса (отбак) ДА.

1966г заместитель командира 203 тбап 6-го отбак ДА.

1969г командир 121 одрап 6-го отбак ДА.

1969г очередное воинское звание ПОЛКОВНИК.

1973г заместитель командующего по тылу-начальник тыла оперативной группы ДА.

1974г академические курсы при ВВА им. Гагарина.

1975г заместитель командира по тылу-начальник тыла 2-го отбак ДА.

1980г заместитель командующего по тылу - начальник тыла 24 ВА ВГК.

1984г очередное воинское звание ГЕНЕРАЛ-МАЙОР АВИАЦИИ.

1986г зачислен в распоряжение начальника 10 Главного управления Генерального штаба Вооружённых Сил СССР. Поехал помогать нашим "новым друзьям" - военным советником начальника тыла ВВС Вьетнама.

1989, июнь - уволен с военной службы.

 

Семья:

Жена - Чуйко (Бурцева) Нинель Алексеевна, 1929г.

Сын - Александр, 25.07. 1953г.

Сын - Андрей, 29.09. 1962г.

 

 

ссылка на воспоминания

Ссылка на фотоархив

 

Здравствуйте, дорогие товарищи ветераны 121 гв.тбап !

 

Получил Ваш пакет с диском и письмами 16 мая 2010 года. И до сих пор не могу успокоиться от бури воспоминаний, возникшей после просмотра диска.

После моего ухода из полка прошло очень много времени и событий, которые усыпили и приглушили память о моей службе вместе с Вами.

В те 5 лет мы осваивали новейший самолет и его боевое применение, совершенствовали своими руками аэродром и благоустраивали военный городок. Вспомните, как мы уничтожали двухметровые бурьяны вокруг наших домов, проводили газ в гарнизон. Или сколько нашего труда было вложено в строительство дороги на железнодорожную станцию, или при выносе гаражей из жилой зоны, при строительстве стадиона и парка отдыха и т.д., все трудно перечислить.

Безусловно, были у нас кроме успехов и серьезные трудности, особенно в освоении самолета Ту-22. Он был передан  в части очень «сырым». Страшно много недоработок было в управлении. Разнос больших грузов вдоль оси самолета обуславливал невероятно большую инертность при перекладке руля высоты, т.е. значительное запаздывание в реакции на дачу рулей. Это приводило к раскачиванию самолета по тангажу и потере управления. Капитан Пригожаев погиб из-за того, что поздно заметил уход под глиссаду и просадка была настолько большой, что самолет задел верхушки сосен, кстати, очень высоких в районе ДПРМ.

Вечная память в наших сердцах командиру экипажа капитану Пригожаеву, штурману майору Капустину и оператору ст. лейтенанту…

Самолет Ту-22  был очень сложен в технике пилотирования. Далеко не все летчики могли его освоить, тем не менее, мы осваивали  полеты в любых метеоусловиях дня и ночи, отлично бомбили на сверхзвуковой скорости, освоили дозаправку в воздухе, бросали ракеты за 500 км до цели. Кстати, ракеты были далеки от совершенства, когда их готовили к пускам заводские специалисты.

После ухода из полка меня назначили начальником тыла ОГА (опергруппа в Арктике). Затем перевели начальником тыла воздушной армии ВГК (Верховного Главнокомандования). И в конце службы меня назначили военным советником начальника тыла ВВС Вьетнама.

В настоящее время нахожусь на пенсии и проживаю в городе Виннице. Мне уже за 80, болезни обсели «как сучку блохи». Борюсь с ними изо всех сил, однако именно из-за них не могу приехать к Вам на встречу, хотя и очень хотел бы.

Всем моим сослуживцам желаю крепкого здоровья, долголетия и счастья их семьям, детям, внукам и правнукам.

Я очень рад за Юрия Евгеньевича Штыркина, что он до сих пор в строю и управляет трудноуправляемой массой ветеранов. Большое спасибо сыну командира корабля капитана Демидова Ф.А. Андрею Федоровичу за проявленную инициативу в защите от забвения памяти свого отца и вместе с ним нас - его сослуживцев. И наконец, большое спасибо Вам, Александр Иванович Давыдов за все те хлопоты, которые Вы взяли на свои плечи по сбору материалов из истории полка и издании их.

С глубоким уважением,

генерал-майор запаса  Чуйко Николай Никифорович

22 мая 2010 год