Майор, штурман 3 АЭ 121 гв.тбап
Общий налет 3500 часов
Автобиография
Родился 17 июля 1930 г. в Москве в семье служащего. Крещен в Елоховском Соборе.
Отец – Михаил Дмитриевич, служащий предприятия «Мосгорзакупка». В 1938 г. отец был репрессирован и сгинул в Карельских лагерях НКВД.
В годы войны, вместе с мамой Анной Васильевной Михаловской проживал у бабушки в поселке Никологоры Владимирской области. В 1945г. семья вернулась в Москву, где после окончания 7 класса СШ, поступил в Московский машиностроительный техникум.
Окончив 2 курса техникума, в 1947 г. перевелся в Московское аэрофотосъемочное училище. В 17 лет, был самым молодым среди сокурсников. Учился в группе фронтовиков, что оказало решающее влияние на всю дальнейшую судьбу.
В 1949г. на практике в Казахстане на самолете По-2 выполнял аэрофотосъемку огромных площадей прилегающих к реке Урал. В послевоенные годы, вдоль реки Урал, высадили лесопосадки шириной по 600 м., для контроля за их состоянием и проводились аэросъемки.
Первый полет выполнил 18 августа 1949 г.
Практика длилась 3 месяца. Летал над местами, где погиб Чапаев. Налет на По-2 - 30 часов. В 1951г. окончил училище и получил специальность «техник аэрофотографии». По направлению убыл в г. Новосибирск в Управление геодезии и картографии. Носил форму ГВФ.
2 месяца работал в экспедиции в районе реки Подкаменная Тунгуска на должности «фотолаборант». Затем, назначен на должность «бортоператор по фотооборудованию». С аэродрома «Мариинск» летал в составе экипажа самолета А-20 «Бостон».
С апреля 1951г. выполнял фотосъемки огромных участков местности в Западносибирской низменности между реками Обь и Енисей. С их помощью впоследствии выпускались топографические карты различных масштабов, вплоть до километровки. Полеты выполнялись длительностью 8 часов, при облачности не более 3 баллов. На А-20 налетал 211 часов (53 полета). В отряде из 11 самолетов, за год произошло 4 катастрофы.
В июле 1951г. обратился в военкомат г. Новосибирска, откуда по разнарядке отправили в Челябинское ВАУШ. Успешно сдал вступительные экзамены: математика, физика, русский язык, Конституция СССР. Днем начала воинской службы тогда считался день прибытия в училище - 1 августа 1951 г.
Воинскую присягу принял 7 ноября 1951 г. На первый курс набрали батальон курсантов в количестве 720 человек – 4 роты по 180 чел. На вооружение ДА поступили Ту-4, остро не хватало штурманов. Быстро пролетели 2,5 года учебы. За все время обучения, не считая ежегодного отпуска, в увольнении был только 1 раз.
31 марта 1954г. завершил учебу в Челябинском ВАУШ и получил «Диплом с отличием».
В марте 1954г. прибыл в 121 ТБАП на должность «штурман – бомбардир» (официально должность называлась «помощник штурмана корабля»). Летал в экипаже командира корабля капитана Алферова (штурман корабля ст. лейтенант Лещенко) в эскадрилье Героя Советского Союза подполковника Хрущева Ивана Максимовича, о котором остались самые добрые воспоминания на всю жизнь.
Далее, становление проходил в экипаже командира корабля капитана Морозова Александра Ивановича. Начались интенсивные полеты на корабле Ту-4. Вскоре, получил благодарность от командира полка, Героя Советского Союза полковника Алехновича Антона Адамовича за отличное бомбометание на полигоне «Лунинец».
Летали на Ту-4Р на предельную дальность, вплоть до острова Шпицберген. Уже 16 апреля 1955 г., всего лишь через 1 год после окончания училища, стал штурманом корабля Ту-4Р. Затем – переучивание на Ту-16Р.
12 февраля 1959г. назначен на должность штурмана отряда. На основании приказа МО СССР за № 0093 от 29 августа 1961г. присвоена квалификация «Военный штурман 1-го класса». В составе экипажа командира корабля майора Осипова садился на ледовый аэродром о. Земля Александры (архипелаг Земля Франца Иосифа).
2 февраля 1964г. допущен к практическому переучиванию на самолете Ту-22. С 18 сентября 1967г. – штурман эскадрильи самолетов Ту-22П.
Вся служба прошла в родном полку. Свой богатый опыт передавал молодым штурманам и летчикам полка.
В 1968г. лично обратился к Командующему ДА по вопросу повышения штатного должностного звания штурмана корабля до звания «капитан». Однако, Маршал авиации Агальцов Филипп Александрович, не поддержал предложение. Он прекрасно знал и понимал, что в условиях тех лет, это было невозможно. В 1969 г. допущен к полетам на самолете Ту-22 по очередным полетным заданиям и к инструкторской работе на самолете Ту-124УШС.
21 ноября 1975 г. подготовлен к боевым действиям в плотных боевых порядках АЭ к борьбе с радиоэлектронными средствами противника днем и ночью в СМУ со взлетом и посадкой при установленном минимуме погоды с базовых аэродромов, на полный радиус действия самолета Ту-22 на всех высотах от предельно малой до практического потолка согласно КБП-71.
Награжден
Орденом Красной Звезды (1957г.)
Орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3 ст. (1975 г.)
и медалями за безупречную службу.
Награжден нагрудным знаком «Ветеран штурманской службы ВВС».
За период службы совершил 10 парашютных прыжков.
Уволен приказом ГК ВВС № 064 от 24 января 1979г. в возрасте 49 лет. Мог бы служить и дальше, но, непреодолимые жизненные обстоятельства, заставили это сделать (смерть единственной дочери-студентки в возрасте 21 год).
С 1988 г. проживаю в Минске.