Подполковник, Командир эскадрильи 121 ТБАП, военный лётчик 1 класса
Общий налёт более 3000 часов, из них на Ту-22 более 2000 часов.
Биография
Родился 20 января 1952 года в Марьиной Горке, Пуховичского района, Минской области в семье военнослужащего.
Окончил Тамбовское ВВАУЛ (1973г.), ВВА имени Ю.А. Гагарина. (1993г.).
С 1973г. по 1975 г. – помощник командира корабля Ту-16 45ТБАП.
С 1975г. по 1978г. – командир корабля Ту-16 402ТБАП.
С 1978г. по 1985г. – командир корабля и командир авиаотряда самолётов Ту-22К 203ТБАП.
С 1985г. по 1987г. – заместитель командира эскадрильи самолётов Ту-22П 203ТБАП.
С 1987г. по 1994г. – командир эскадрильи Ту-22П 121 ТБАП в течении 7 лет.
За годы службы освоил самолёты: Л-29, Ил-28, Ту-16, Ту-22.
Подготовлен к полётам во всех метеоусловиях днём и ночью. Имеет два практических пуска ракеты Х-22 по наземным и морским целям.
В 1985 году, при выполнении захода на посадку ночью в сложных метеоусловиях на самолёте Ту-22, произошёл отказ в системе выпуска закрылков, что привело к их несинхронному выпуску. Преодолевая возникшие большие нагрузки на штурвале и руле направления, смог удержать самолёт от переворачивания. Выполнил дальнейшее снижение и посадку.
Награждён орденом
«За службу Родине в Вооружённых силах СССР» 3-й степени и многими медалями.
В настоящее время проживает в г.Москве.
Написал большое количество стихов и рассказов, посвященных службе в дальней авиации и, в частности, на самолете Ту-22.
Сборник стихов "Прости нас, белорусская земля..." - 2011 г.
Сборник рассказов и стихов "Мой круг" - 2014 г.
Как я попал на Ту-22
Удивительна и поразительна история моего попадания в круг избранных счастливчиков, тех, кому довелось летать на самолёте Ту-22К, П, Б, Р, в нашей терминологии «Старый Ту-22»
Ни в училище курсантом, ни потом, став офицером и летая наТу-16 сначала помощником, а затем и командиром корабля, у меня не было стремления сесть за штурвал Ту-22, «Старого Ту-22». Как и все молодые командиры кораблей Ту-16, свою дальнейшую судьбу я представлял так: Ту-16 – проходной самолёт, на нём я набираюсь опыта, получаю 1-й класс и – на Ту-22КМ, в обиходе просто «КМ». Практически так оно и получалось. Приходит лётчику сегодня приказ о присвоении ему 1-го класса, а завтра уже издан приказ о переводе на КМ, в то время, естественно, с переездом в другой гарнизон. Так было бы и у меня, если бы не ряд не самых лучших событий, приведших к счастливому завершению моей истории.
Итак, я в Болбасово(гарнизон Орша), молодой командир корабля, старший лейтенант, лётчик 2-го класса, прохожу программу подготовки
на 1-й класс. И тут к нам в полк приходит после Академии новый зам. командира полка, майор, а в дальнейшем подполковник Чуев. Лётчик он был хороший, но зануда страшнейший. Если он летит с кем-то в качестве инструктора или проверяющего на правом сиденье, то весь полёт идёт на нервах. Придирается по поводу и без, по лётному и нет, но результат, как правило, один – отстранение от полётов.
И вот 1977 год. Выхожу я из отпуска и мне, как и положено, планируют два контрольных полёта по кругу. Инструктор – Чуев. Прибываем с экипажем к самолёту, осматриваем его, готовим рабочие места к полёту, ждём инструктора. Подъезжает газик, выходит Чуев. Командую «Смирно». Докладываю о готовности самолёта и экипажа к полёту. Жду команду на занятие экипажем рабочих мест, а получаю вопрос:
– Самолёт осматривали?
– Так точно.
– Ну, давайте осмотрим ещё раз.
Да ради Бога! Процедура знакомая, отработанная до мелочей, выполняется перед каждым полётом, без пропусков, никаких волнений не вызывает. Тут следует указание:
– Показывайте и рассказывайте, куда смотрите, куда обращаете особое внимание, какие параметры проверяете.
Ну, что ж, как опытный экскурсовод провожу экскурсию вокруг самолёта, рассказывая одному-единственному экскурсанту всё, что знаю о самолёте в целом и отдельных его деталях в частности. Доходим до кормовой пушечной установки. Следует вопрос:
– Зона обстрела?
– Конус плюс-минус 35 градусов от продольной оси самолёта.
– А у верхней?
– Вверх 90 градусов, вниз минус 3, 360 по горизонту.
– А над килём?
– Стоят контурные и профильные механизмы, исключающие ведение огня по элементам конструкции своего самолёта.
– А в градусах?
Ответа на этот вопрос я тогда не знал, да и до сих пор не знаю, ибо никто на него мне не смог ответить, ни инженеры по вооружению, ни техническое описание. Везде было одно и то же: «контурные и профильные механизмы…».
Закончили предполётный осмотр, приступили к полётам. Ну, думаю, сейчас начнётся. По рассказам других лётчиков весь полёт «бу-бу-бу, бу-бу-бу, бу-бу-бу». И попробуй, что вякнуть в ответ. Даже на слова: «Понял, выполняю» следовало:
– Ты слушай, что тебе говорят, и делай как надо.
Выполняю первый полёт. Молчание. Сел, освободил полосу, запрашиваю по СПУ:
– Товарищ командир, разрешите получить замечания?
– Потом. Давай второй.
– Понял.
Выруливаем на полосу, взлетаем. Весь полёт инструктор ни слова. Руки на штурвале, ноги на педалях, взгляд в приборную доску. Произвёл посадку, освободил ВПП.
– Разрешите получить замечания?
– Потом. На стоянку.
Заруливаю на стоянку. Построил экипаж, доложил.
– Значит так. Летаете Вы не плохо, замечаний по полётам у меня нет(!), но с таким знанием авиационной техники (?) я Вас допустить к полётам не могу. Доложите командиру, что я отстранил Вас от полётов.
– Есть.
Пошёл к комэске. Доложил, а затем говорю:
– Больше с Чуевым летать не планируйте, с ним летать не буду.
На следующий день с утра взял зачётный лист, пошёл сдавать зачёты на допуск к полётам. Обошёл всех вписанных туда специалистов и начальников. Получил по всем предметам «хор» и «отл». Последний – зам командира полка по ИАС. Захожу в кабинет. Так, мол и так, разрешите сдать зачёт по авиатехнике.
– Давай, садись, время до обеда есть.
Один вопрос, другой, третий. Берёт зачётку. Смотрит оценки других проверяющих, ставит «отл», расписывается и спрашивает:
– Что, на 1-й класс?
– Нет, на допуск к полётам. Подполковник Чуев отстранил.
– За что?
– За слабое знание авиатехники: не знаю сектор обстрела верхней пушечной установки в градусах.
– Господи, да сто раз вам говорили: 360 по горизонту, вверх 90, вниз минус три.
– А над килём?
– Профильные и контурные механизмы…
– А в градусах?
– Спроси у оружейников.
– Не знают.
– Тогда возьми техническое описание, посмотри там.
– Брал – нету.
– Ну, знаю, что контурные и профильные, а в градусах… Так когда он тебя отстранил?
– Вчера.
Зачетка сворачивается пополам и исчезает во внутреннем кармане кителя.
– Придёшь через 10 дней…
– Но я же сдал!
– Вот я и говорю, придёшь через 10 дней, возьмёшь зачётку, начнёшь летать. А сейчас у меня обед.
Десять дней начальник штаба не знал проблем с нарядом. Целый экипаж в его распоряжении, назначай, куда душа пожелает. Это был первый и единственный раз моего отстранения от полётов за всю лётную службу.
Потом было повышенное внимание ко мне и моему экипажу на всех контролях готовности, проводимых Чуевым, а так же на проводимых им занятиях. И с каждым разом оно становилось всё более углубленным. А в полку появились слухи, что командир полка собирается куда-то уходить, а на его место прочат Чуева. В общем, перспектива моей дальнейшей службы вырисовывалась самая, что ни на есть радужная, в смысле, как зебра, особенно в её хвостовой части. Поэтому, как только в полк приходила разнарядка о переводе лётчика в другую часть, я первым выдвигал свою кандидатуру. Помню, дважды на замену морякам на Дальний Восток, один раз в Североморск, потом куда-то ещё в отдалённые места. Проходил с семьёй медкомиссии на предмет годности к службе и жизни в районах Крайнего Севера и Дальнего Bостока. Оформлялись и отправлялись документы и… возвращались с резолюцией: «О чём вы думаете? Это лётчик уровня 1 класса, а нужен не выше 3-го!»
И вот наступил 1978 год. 6 января, пятница. Первая лётная смена в новом году. У меня, не имеющего никаких перерывов в полётах и имеющего формулу допуска к полётам на боевое применение – была тогда такая формула – запланированы два вылета на маршрут. Один днём, один ночью. В перерыве между вылетами – ужин. После ужина выхожу из столовой – на встречу командир полка Чернов, а с ним генерал Долгих Анатолий Васильевич, «Дядя Толя» по-нашему. Подзывает к себе. Как летаю, как служу, мой уровень подготовки на 1-й класс. А у меня все зачёты сданы, необходимый налёт набран, остались две проверки: два контрольных полёта при метеоминимуме в районе аэродрома и контрольная проверка на боевое применение. Все ночью, естественно. Короче, две лётные смены, соответствующая погода и инструктор-проверяющий. И тут вопрос:
– На 22-ые пойдёшь?
Я, ещё не осознав на какие 22-е, отвечаю:
– Пойду.
– Старые, без КМ.
– Пойду.
– Надо будет переучиваться.
– Переучусь.
– Служить будешь на востоке.
– Пойду ( а сам мучительно вспоминаю, где же на востоке стоят Ту-22 и никак не могу вспомнить).
– Сейчас какие планы?
– Второй вылет на боевое применение.
– Ну, иди, летай, мы потом примем по тебе решение
Пришёл на стоянку, сообщил экипажу о беседе с генералом. Посмеялись, что это у меня «крайний» полёт на Ту-16, поэтому буду ночью садиться сам, а праваку дам сесть в следующий раз (он у меня был «летающий» - я его обучил втихаря и садиться и взлетать самостоятельно с правого сидения).
А в субботу у нас был рабочий день: объективный контроль и постановка задачи на полёты в понедельник. Только начало на два часа позже после ночных полётов. Построение. Потом объективный контроль, разбор полётов. Всё как обычно. Начинается постановка задачи. И тут командир замечает меня, как будто ни в классе объективного контроля, ни на разборе полётов он меня не видел:
– А ты что тут делаешь?
– ???
– Я тебя уже из списка части исключил. Давай в строевой отдел за документами и чтоб в понедельник был в Барановичах!
Весть о переводе я принял спокойно, без радости и сожаления, как завершающий этап моих попыток уйти из-под Чуева. И лишь потом, после теоретического и практического переучивания, начав летать самостоятельно, я оценил этот неожиданно выпавший мне подарок судьбы. И всегда вспоминаю тот тяжелейший для меня 77 год, подполковника Чуева и «Дядю Толю» – генерала Долгих Анатолия Васильевича, с большой благодарностью за то, что 9 января 1978 года я был включён в тот круг избранных, кому посчастливилось летать на самолёте Ту-22 К, П, Б, Р.
Михаил Яценко
Гвардии подполковник, командир АЭ.