Капитан, старший техник самолета Ту-22
Автобиография
Я, Кан Яков Сунхенович, родился 05. 05. 1941г. в селе Новоселье Комсомольского района Самаркандской обл.. В годы ВОВ семья проживала в проголодь. До 5-ти лет я рос хилым с большим животом от постоянного голода и часто болел. Бывали месяцы, когда соседки каждое утро приходили и спрашивали жив ли я. Единственным спасением от голода в весеннее время были плоды,(или ягоды) от деревьев щелкопряда. Их мы собирали вёдрами. Старший брат залезал на дерево и тряс ветки, а мы со вторым братом внизу держали материал типа простыни. Таким образом в течение 20-30 минут мы могли собрать ведро или больше. Их мы называли тутовниками. В 1948 г.пошёл я в школу не зная ни одного слова по русскому языку. Не успел в этой школе проучиться и полгода, как нам пришлось уезжать в другой район в поисках хорошей доли. Таким образом я закончил среднюю школу и получил аттестат зрелости на 15-ой школе. Узбекистан проездил вдоль и поперёк.
Мои родители делали всё для того, чтобы мы стали грамотными. В 10-м классе учился в ср. школе 1 в районном городке Шурчи Сурхан-Дарьинской обл. Областным центром был г.Термез. Школьные годы запоминающихся близких друзей и товарищей не было. Просто из-за частых переездов не успевал подружиться ни с кем. Единственно запоминающимся событием были уборка хлопка с полей. Тогда согласно постановлению Совета Министра Узб. ССР все старшие классы начиная с 7го - по 9ый класс закрывали и отправляли далёкие колхозы на 1,5-2 месяца. Размешали школьников на бригадных домиках .
Норма сбора хлопка для семиклассников было 60 кг. 8-9классы - 80кг. Это было очень трудно собирать. Многие не могли выполнить эту норму. Мне всегда удавалось собрать норму, но одна девчонка из моего класса(9ый класс) всегда опережала меня. Как-то разозлился я на неё и решил незаметно устроить соревнование. Она об этом не знала. В конце дня я собрал 118кг. Побив все свои рекорды, но однако эта чертовка всё равно обогнала меня, собрав больше 120кг. В 10-м классе решил поступать в военное авиатехническое училище по примеру своих 2-х старших братьев. В 1953-м году сразу после смерти И. В. Сталина нам корейцам разрешили служить в армии, в том числе и поступать в военные училища. Старший брат, Кан Алексей, в том же году одним из первых среди корейцев со своим другом корейцем одноклассником поступил в Чкаловское военное авиационное училище 2, где готовили штурманов. В эти же годы в Чкаловском военном училище №1 лётчиков учился и Ю. А. Гагарин. Сейчас г. Чкалов переименован в г. Оренбург. После окончания ЧВАУ №2 служил в Белорусском военном округе: -г.Калинковичи Гомельской обл., г. Берёза-Картузская Брестской обл. В 1959 г. он попал под сокращение согласно постановлению Совета Министров СССР и приказу лично Н. С. Хрущёва.
В 1956 году второй брат, Кан Матвей, поступает Казанское военное авиационное техническое училище. На 3-м курсе учёбы их училище переходит в артиллерийское, т. о. он вместо авиатора становится артиллеристом. Прослужил в рядах С.А.более 25и лет. Закончил заочно в Новосибирске институт по профилю. Уволился из рядов С.А. с должности нач. штаба батальона в звании майор. Глядя на них и беря с них пример, и я решил стать авиатором. В районом военкомате г. Шурчи Сурхан-Дарьинской обл. стал проходить военную медицинскую комиссию. Врачи признали меня не годным для поступления в военные училища, годным для службы в СА в мирное время. по 2-м причинам:- плоскостопие, и повреждение ушной раковины.
После получения аттестата зрелости поехал в г. Фергана, где проработал год путевым рабочим на жел дор. при Ферганском нефте-перерабатывающем заводе. Весной в 1962 году снова стал проходить медкомиссию при Ферганском областном военкомате. К моему удивлению и радости медкомиссию прошёл успешно и поехал в Иркутск для поступления в ИВАТУ. После успешной сдачи приёмных экзаменов по 2-м предметам стали проходить вступительную мандатную медкомиссию, которую с большим трудом прошёл. После окончания ИВАТУ с большим трудом добивался направления в Смоленский корпус с целью попасть на службу в г. Барановичи. Основной причиной этой цели было: 20 февраля 1965 г. я женился. Жена, окончив в 1963г текстильный институт, работала в Ферганском текстильном комбинате. А г. Барановичах в те годы запустили большой текстильный комбинат. Поэтому я считал, приехав в г.Барановичи, жена могла работать на комбинате по своей профессии, чем принесёт больше пользы государству, чем работать где-то неизвестно по какой профессии. Таким образом в1965г. я приехал в г. Барановичи в 4ую эскадрилью 43го лётного центра г.Рязани. Первым моим командиром эскадрильи был п/п-к Хлопонин. Человек он был интересный, педантичный. Многие его боялись, складывали о нём разные анекдоты. А я считаю его справедливым, требовательным к себе и к окружающим, лаконичным и очень кратким в своих выражениях. Как командиру отдельной эскадрильи ему было положено иметь газик с личным шофёром. Ходил анекдот как он пользовался этим газиком. Уезжая очередной отпуск и взяв билет на поезд, он приезжал домой и говорил жене “ Собирай вещи, вызови такси , поезжай на вокзал. Я следом приеду”. Жена спрашивает в недоумении : “почему нельзя ехать на газике вместе?” Ответ: “На газике тебе нельзя. Машина государственная и нельзя пользоваться в личных целях”. Много о нём говорили с юмором и без. У меня о нём всегда были хорошие впечатления. Прибыл в 4-ю эскадрилью Рязанского лётного центра осенью 1965 г. техником самолёта на ТУ16. С весны 1966г. вместе с братским 203м гв. Орловским полком наша эскадрилья переходила на новую технику ТУ 22. Мы молодые приехавшие в 1965 г.из ИВАТУ не переучивались, так как в училище изучали эту технику. Поэтому мы сразу же приступили к эксплуатации ТУ22. Было конечно сложно. Тем более первые годы эксплуатации часто делали доработки. Некоторые на стоянке эскадрильи, а все комплексные доработки на стоянке ТЭЧ полка с полной разборкой топливных баков по фюзеляжу, для проводки электропроводов и других работ. В 1967г. наша эскадрилья стояла напротив штаба полка. Однажды на стоянке эскадрильи делали доработку на автоматическом распределителе топлива ( АРТ-10) с демонтажом и монтажом топливных трубопроводов. После выполнения доработки силами представителей завода из Рыбинска необходимо проверить топливную систему под давлением на герметичность с запуском двигателей в разных режимах работы. Мы как положено расчехлили полностью самолёт и запустили двигатели. Метеоусловия - ветер северный 2-3 метра в секунду, Самолёт стоял носом на юг .Чехлы от двигателей как обычно свернув сложили на верхней площадке стремянке. Участники проверки:
-Старший техник самолёта ст. л-т Беляев А. в кабине самолёта,
-Я, техник авиационный на связи по СПУ,
-Зам инж. АЭ м-р Смелов, Все трое на верхней площадке
-заводской представитель,
-Механик старшина Фомичёв
Запустили левый двигатель на малый газ =течи из АРТ-10 нет, м-р Смелов показывает мне, чтобы увеличил обороты двигателя. Только стали увеличивать обороты двигателя я смотрю, что из под м-ра Смелова вырывается чехол из-за напора воздуха выходящего из окошка патрубка ленты перепуска из-за 7ой ст. компрессора, затем чехол медленно распрямляется как ковёр самолёт и медленно движется в район воздухозаборника. Я по СПУ кричу “Шеф выключи двигатели”. Не успел выключить двигатель, как чехол оказался в воздухозаборнике. Не успел двигатель остановиться ,я залез в воздухозаборник, но увы поздно. Выбоины на лопатках 1ой ступени компрессора. За это получил строгача, что считаю вполне заслуженно. Больше на протяжений всей службы таких ляпсусов не было.
В 1968 г. начальник Рязанского лётного центра по согласованию командованием ДА, решил собрать все эскадрильи на аэродроме Дягилево. До этого 2е эскадрильи базировались в Дягилево, 3я А.Э. в Зябровке, 4я А.Э. в Барановичах. С момента появления слухов о переводе А.Э. в Дягилево, я начал хлопотать о переводе в 203 гв .Орл. полк. Подошёл я к зам.ком.полка по ИАС гв.п/п-ку Нефёдову Ивану Николаевичу.Написал я рапорт о переводе в 203гв.полк по замене, т.к. ком.АЭ п/п-к Хлопонин согласился перевести меня только по достойной замене. Таким образом, я и перевёлся в полк. В полку меня поставили тех.авиационным на самолёт №72 к ст.тех.кор.ст.л-ту Филимоновичу Николаю во 2ой А.Э. У нас в экипаже взаимоотношения друг с другом были хорошими. На протяжении всей службы я старался брать пример со старших товарищей. Я всегда с благодарностью отношусь к таким товарищам, как к-н Гориенко Г.Ф.-нач ТЭЧ отряда, гв. к-нАнтропов М.И.-нач.ТЭЧ отряда, ст.л-т Беляев-мой первый ст. техник, гв. к-н Яковлев А. М.—ст.тех.корабля, гв.к-н Быков Г.А.—ст.тех.корабля.
Из ком.А.Э. я всегда с уважением отношусь к п/п-ку Репину Вениамину Михайловичу. С ним можно было поговорить в любое время. Он всегда относился к своим подчиненным с вниманием и по мере своих служебных полномочий и компентетности решал те или иные вопросы.
За время службы в 203 гв. Орловском полку успел послужить во всех подразделениях полка кроме специальной инженерной службы (СИС) . Через год после перевода в полк, я был переведён в ТЭЧ полка на должность тех.группы регламентных работ и ремонта. До 1975го года был старшим в подгруппе шасси и гидросистема. В 1975м году перешёл обратно в АЭ, на должность тех.авиационного в 3ю АЭ. В 1978м году стал старшим техником корабля. Приходилось обслуживать по очереди почти все самолёты эскадрильи. В основном все инженера А.Э, и А.П, по всем службам были грамотными порядочными. С п/п-ком Анищенко Л. К. можно было поговорить в любое время, на любую тему. Был строгим, мог отчитать человека так, чтобы можно было запомнить надолго. И в то же время через 5-10минут говорить и беседовать в мирном тоне. Очень грамотным, толковым и справедливым инж. А,Э, был гв. м-р Соловьёв Геннадий Алексеевич. Он прошёл все должности от тех. с-та до инж. А.Э. Но были и такие инж.А.Э. или инж. А,П, про которых не хочется и вспоминать. Один инж.А.Э. постоянно проверяя правильность заполнения формуляры самолёта и двигателей в разделе наработки самолёта или двигателя делал такие исправления: наработка двигателя составляет 58часов 84минуты. После таких записей ст. тех.корабля приходилось идти в инженерный отдел и исправить данную запись и ставить гербовую печать.
В 1982м году меня перевели в 1ю эскадрилью на ракетоносцы.
Благодаря ком А.Э. гв.п/п-ка Репина Вениамина Михайловича на 19м году службы получил звание капитан.
Около 20и лет прослужил в 203мгв.Орловском полку и в 1988м году уволился из рядов Советской Армии.
Начиная с 1953го года, когда было принято Советом Министров СССР, о том, что разрешено корейцам служить в С.А. ,многие молодые ребята ринулись в армию .Многие заканчивали военные училища ( как средние, так и высшие) и стали профессионалами по службе. Однако до самого развала СССР действовал секретное постановление ЦК КПСС, а в армии постановление ГЛАВПУР СА и ВМФ, запрещающий выдвигать на командные должности из национальных меньшинств. Согласно этого документа корейцы не могли продвигаться по служебной лестнице, хотя грамотных и одарённых было очень много. В основном с высшим образованием доходили до майора, с тех.образованием—капитан.
Старший сын, Кан Сергей Яковлевич, 1966 года рождения пошёл по моим стопам. Закончил Даугавпилское высшее военное инженерное авиационное училище по специальности эксплуатация летательных аппаратов и авиационных двигателей. После окончания училища в 1988 году его направили служить в истребительный полк базировавшихся в г. Андижан Узб.ССР. Парадокс судьбы.
Я ушёл в училище в 1962 году из г. Ферганы, служил в г. Барановичи и отсюда ушёл на пенсию.
Сын родился в г.Барановичи и закончив ДВВИАУ попадает в г. Андижан. Расстояние между Ферганой и Андижаном всего лишь 60км.
После развала СССР он принял Российское гражданство и переводится в г. Лодейное Поле Ленинградской обл. Прослужив 25 лет в армии с должности зам.ком.А.Э. по ИАС в 2007году уволился.
Второй сын, Кан Андрей Яковлевич, родился в 1971году в г.Барановичи. С 1-го класса занимался спортивной гимнастикой. Уже в 10-м классе его берут в сборную команду СССР. Заслуженный мастер спорта международного класса. После развала СССР становится одним из лидеров сборной команды Республики Беларусь. Участник многих международных соревнований.
Участник олимпийских игр 1996 года. Атланта США. Его портрет висит на почётном месте в Ледовом Дворце г.Барановичи. Сейчас работает тренером в одном из клубов США. Среди тренерского состава пользуется большим авторитетом. Один из лучших тренеров региона.
После увольнения из СА, я 4 года проработал на рефрежираторных секциях из Молодечновского депо. Рефрежираторная секция состоит из 4-х грузовых вагонов и 1-го по середине служебного вагона. Главная задача: перевозить любые продовольственные грузы согласно их температурному режиму перевозки. И доставить грузы в целости, сохранности и без порчи и гнили в любую точку СССР или даже за границу согласно сопроводительному документу. Таким образом исколесил СССР вдоль и поперёк.
В 1994 году с развалом СССР, я уволился оттуда. В настоящее время не работаю. Занимаюсь любительской рыбалкой.
Историческая справка
К 1917г. В России проживало около 100000 корейцев, причем в Приморском крае они составляли почти 1/3 всего населения (в Посьетском районе до 90%). Корейцы компактно проживали на территории современного Приморского края задолго до появления первых русских колонистов, однако большинство корейцев переселились в Приморский край во второй половиневека. Корейцы первые в СССР подверглись сталинской депортации по национальному признаку. В 1937г. На основании постановления Совнаркома корейцев депортировали в Каз. ССР и Узб. ССР под предлогом «неблагонадежности режиму» в преддверии японского вторжения.
Решение о выселении всех корейцев из приграничных районов и об их отправке в Среднюю Азию было принято ЦКВКП(б) и Совнаркомом 21 августа 1937г. (директива 1428-32660с) Депортация произошла в осенне-зимнее время1937г-1938г. со всеми положенными в аналогичных случаях зверствами, Около 170000чел предоставили минимальные сроки на сборы, погрузили в эшелоны по 5-6 семей в вагоны для перевозки скота и зимой 1938г выгрузили в степях Каз. и Узб.ССР Первые годы живя наспех вырытых землянках, в условиях зимних холодов люди умирали, особенно дети и старики,
Во время ВОВ корейцев в армию не брали, а направляли на принудительные работы в ТРУДОВУЮ АРМИЮ, где из-за голода, заболевания и тяжелейшего труда выжить было немногим легче, чем на фронте. Моих родителей во время депортации выгрузили на станции Уштобе Алма-атинской обл. Каз.ССР. Потом со временем переселили в Узб.ССР. С этого времени плохо зная русский и узбекский языки моим родителям приходилось работать создававшихся в те годы корейских бригадах по договору обработки земли и занимались рисоводством. Львиную долю урожая приходилось отдавать колхозу по договору аренды. Поэтому в поисках лучшей жизни приходилось им кочевать по всей территории Узб.ССР.
Примечание редактора
В 2016 году Яков переехал на постоянное жительство к сыну в Краснодар, где в конце 2017 года получил российское гражданство.
6 января 2018 года Яков Сунхенович умер в возрасте 76 лет.