Подполковник, военный летчик 1 класса

К сожалению, многие летчики не хотят предоставлять материалы о себе. Администрации сайта приходится довольствоваться газетной статьей, чтобы хоть как-то рассказать о тех реально героических буднях военный летчиков на Ту-22.

Вырезка из газеты

На второй круг...

Тот далекий январский день, а точнее, ночь на 28 января 1987 года командир боевого ракетоносца дальней авиации “Ту 22 К” майор Александр Завгородний в деталях запомнил навсегда. Поставить на карту собственную жизнь и жизнь экипажа боевому офицеру Завгороднему пришлось тогда в мирном небе Беларуси. Потом, позже, поступок этот для сослуживцев по праву стал эталоном ратного подвига, пусть и совершенного не на войне. И тем не менее вспоминать о том, что произошло в небе над спящей Беларусью, Александр Завгородний не любит...

 

А город подумал: учения идут

Поздним вечером 27 января 1987 года стотонный ракетоносец поднялся в небо с аэродрома Мачулищи. Экипаж, возглавляемый командиром корабля Завгородним, совершал учебный полет  из тех, которые по приказу могли в любой момент превратиться в боевые. Так и случилось, хотя приказа с земли не последовало. Просто еще на взлете произошел отказ управления стотонной машиной. 
 Причина неисправности была не в халатности техников. С технической точки зрения это был случай уникальный, — рассказывает Александр Завгородний. От вибрации вывернулся маленький винтик и, падая, замкнул панель особо важных потребителей. Исправной стотонной машиной летчик может управлять даже мизинцем. В этой ситуации все нагрузки, которые выполняются гидравликой и электричеством, мне пришлось “держать на руках”. А ведь площадь только одного хвостового оперения самолета составляет 41 квадратный метр! При таких скоростях и таком весе машины нагрузка на рулях очень велика.
От экипажа командир мог ждать лишь моральной поддержки - все кабины “Ту 22 К” изолированы, и с непослушной машиной майор должен был сражаться один на один. Внизу, на земле, экстренно собрались инженеры, руководство полка и дивизии.
Впрочем, решение Александр Иванович принял еще до того, как доложил на землю о произошедшем: спасти для страны сложнейшую и очень дорогую машину и, что еще важнее - жизнь экипажа, людей, которые верят своему командиру. Так что машину надо было сажать. Но прежде предстояло выработать горючее из баков - сесть с таким запасом топлива было невозможно. Невозможно было и слить топливо в полете: летчик опасался, что малейшее изменение центра тяжести самолета разрушит хрупкую власть человека над железным гигантом. Три часа кружил самолет в небе Беларуси: Александр Завгородний, обливаясь потом, нечеловеческим напряжением мышц удерживал штурвал. Стоило лишь чуть-чуть расслабить онемевшие руки, как нос самолета упрямо задирался вверх, а это -потеря скорости, падение на землю и смерть... Экипажа и мирных жителей... Три часа командиру приходилось непрерывно применять усилие в 40—50 килограммов.
« Помню, в самом начале я сказал себе: больше десяти минут не выдержу», признается Александр Иванович.
Выдержал. Когда руки переставали слушаться, давил на штурвал то левым, то правым плечом. И так  три часа подряд. Пока машина наконец мягко не коснулась бетона взлетной полосы.
За проявленное мужество командир дальнего ракетоносца “Ту 22 К” Александр Завгородний получил орден Красной Звезды - второй в его наградном списке: первый -“привез” из Афгана.

В космосе - проще...

О небе Александр Завгородний мечтал с детства. Будучи ребенком, узнал, что летчикам выдают шоколад, а сладкое маленький Саша обожал. Повзрослев, понял: есть люди, рожденные с незримыми крыльями, созданные для полета. И он — один из них... Вдумчивый подросток долго проверял себя. Еще в школе занялся парашютным спортом. Достиг значительных результатов в лыжном и велоспорте, тяжелой атлетике. Любовь к спорту пронес через всю жизнь: сегодня за плечами Александра Ивановича более трех с половиной тысяч прыжков с парашютом, звание мастера спорта, титул рекордсмена СССР. К своей цели Александр Завгородний шел упорно. В 1977 году с отличием окончил Тамбовское училище дальней авиации. Служить был направлен в Бобруйск. Так случилось, что жизнь Александра Ивановича неразрывно связана с белорусской землей, а точнее, с белорусским небом... Хотя о своей родине,  украинском городке Нежине, откуда уехал еще совсем юным, говорит с неизменной теплотой.
К тому времени, когда майор Завгородний впервые поднялся в кабину “Ту 22К”, он налетал только ночью более тысячи часов, освоил три типа военных самолетов, прошел Афган, был “на ты” с небом и в штиль, и в ненастье. “В сложной обстановке действует грамотно”, — лаконично и исчерпывающе сообщала о нем летная характеристика...
Но дальний ракетоносец “Ту 22К” и сегодня считается самым сложным самолетом, когда-либо созданным человеком. Сверхзвуковая летающая крепость весом в сто тонн плюс пятьдесят тонн топлива. Скорость только на разбеге превышает 400 километров в час, а в полете... Взлетаешь в Беларуси и уже через час под крыльями — вечная мерзлота, а в небе – северное сияние.
— Не все летчики даже первого класса могли справиться с этой машиной, — рассказывает Александр Завгородний. — К нам на аэродром приезжали космонавты и, посидев за штурвалом “Ту-22К”, признавались: в космосе проще...
Но майор Завгородний сразу и навсегда влюбился в стремительного стального красавца. И машина с неуживчивым “характером” подчинилась мастеру. Правда, нрав свой показала сполна. На момент ЧП 27 января 1987 года в небе над Мачулищами Александр Завгородний пилотировал такие самолеты меньше года и, несмотря на весь свой опыт, считался летчиком молодым...

Мы выполняли свой долг

О том, насколько непрочна человеческая жизнь, Александр Завгородний знает доподлинно — ведь он был на войне. В 1984 году полк, в котором служил майор Завгородний, был отправлен в горячую точку выполнять интернациональный долг. 
... Наземная и воздушная разведка после долгих поисков доложила о местонахождении большого скопления душманов, и самолеты взмыли в небо.
— Я был ведомым командира полка, — рассказывает Александр Завгородний. — Авиационная группировка составляла 48 самолетов, шесть “восьмерок”, располагающихся в небе в строгом боевом порядке. Идет комполка, я за ним, далее командир эскадрильи и остальные экипажи, выстроенные в так называемые “восьмерки”. За вылет каждый экипаж сбрасывает по 10 тонн бомб.
Самолет для летчика — больше, чем машина. Это его крылья, его друг и боевой соратник. И каждую машину, на которой подымался в небо, летчик помнит всю жизнь. В Афгане Александр Иванович летал на самолете необычной окраски. 
— Фюзеляжи самолетов окрашивались в так называемый “противоатомный” — белый — цвет, в какой-то степени нейтрализующий световое излучение. Мой самолет был черным, — вспоминает летчик. — В тот вылет за минуту до цели группировка попала в плотные облака. Кто летал, знает: это страшно. При нулевой видимости запросто можно сбить друг друга. Единственный способ не разлететься — как можно плотнее “прижаться” к соседней машине. Я прижался к ведущему плотно, и только обе наши машины выходят из облаков, прямо перед носом — град бомб, которые сбрасывают, не видя нас, другие экипажи эскадрильи. Когда группировка вышла из облачности, стало ясно, что никто не подорвался на собственных бомбах, но боевой порядок потерян, в небе — полнейший хаос. В “строю” остались только мы с командиром. А надо сказать, с комполка отношения у нас как-то не сложились. Он увидел, что я в строю, и сказал тихо, словно про себя, не мне, а в небо: “Молодец!”... Экипажи разлетевшихся машин сориентировались, увидев мой самолет — он ведь был необычного окраса, не спутаешь, — и начали занимать каждый свое место в соответствии со схемой. Приземлились благополучно. Дело в том, что если боевые самолеты приходят к аэродрому “кучей”, вряд ли диспетчерские службы сумеют посадить машины без аварий: аэродромы очень маленькие, каждый самолет должен садиться в свой черёд. К посадке баки с горючим уже почти пусты, так что “становиться в очередь” некогда...
Об Афгане Александр Иванович говорит неохотно. 
— Вспоминая эти годы, испытываю очень неоднозначное чувство, — признается летчик. — Ведь мы поднимались в небо Афгана с единственной целью — сеять смерть. И каждый из нас понимал, что там, внизу, могут быть и женщины, и дети... Но, знаете, еще до отправки в район боевых действий, на аэродроме в Бобруйске, мне приходилось принимать “грузы 200” — цинковые гробы, в которых возвращались домой солдаты... И всякий раз, поднимаясь в небо, я думал о том, что, может быть, после этого вылета гробов в Беларусь, Россию, Украину прибудет меньше...
Если не возвращать разговор к военной тематике, из рассказов Александра Ивановича совсем исчезают экстремальные ситуации, из которых вышел победителем, воздушные бои и обстрелы. Он говорит совсем о другом.
— Афганистан мне вспоминается как очень красивая страна — может быть, потому, что я видел ее с воздуха... Идешь над перевалом Гиндукуш, снег искрится, лед синий-синий, чистейший воздух, солнце. Кажется, вот она, земля обетованная — там ведь можно собирать по четыре урожая в год! 
Еще в 1984 году летчик первого класса майор Завгородний, как и многие, воевавшие в той войне, считал ввод советских войск в Республику Афганистан ошибкой. 
— Но политика политикой, а те, кто был там — и погибшие, и выжившие, выполняли свой долг. На государственном уровне в нашей стране для ветеранов-афганцев делается многое, и за это все мы очень благодарны. Хорошо бы еще общество, простые граждане относились к нам с пониманием. Ведь эта война была не менее страшной и тяжелой для тех, кто в ней участвовал, чем Великая Отечественная. Между тем в адрес ветеранов-афганцев, когда они реализуют свое право на льготы, данные государством, нередки возмущенные и даже оскорбительные высказывания...

В отставку Александр Иванович Завгородний вышел в 1996 году. Неоднократно ему предлагали вернуться в ряды Вооруженных Сил. Но он сделал свой выбор в пользу мирной жизни, и невостребованным себя не чувствует. Растит троих детей. Старший сын, тоже Александр, унаследовал целеустремленность отца и сегодня — солист знаменитой группы “Песняры”. Победитель международных конкурсов, на сцене он отстаивал честь Беларуси, как некогда в небе — отец... В прошлом году Александр Иванович окончил БГУ, получил диплом о высшем экономическом образовании.
— У меня была отличная работа, я прожил счастливую жизнь, — говорит ас. — И не считаю, что она закончилась: просто, как говорят летчики, я пошел на второй круг.

 

Александра АНЦЕЛЕВИЧ                   Народная газета                      17.03.2005