Что было, то было

( О чем не пишут в биографиях и представлениях)

Начну со своей династии.

Семья Юхименко имеет общую выслугу лет в Вооруженных силах СССР и РФ более 90 лет, из них 85 в ВВС.

За эти годы произошло огромное количество больших и малых, смешных и печальных событий, участниками которых были офицеры семьи Юхименко.

Жизнь военная учит быстро, но очень часто больно: морально и физически.

Моему отцу дважды присваивали звание капитана. Второй раз он стал старшим лейтенантом  по решению маршала Жукова Г.К. после не выполнения бомбометания на учениях из-за отказа фотоконтрольного прибора ФАРМ, действуя строго в соответствии с инструкцией экипажа.

Мне, курсанту Юхименко Т.А., имеющему средний бал диплома 4.85, поставили по уставам оценку удовлетворительно и диплом стал синим. Таким оказался результат "боданий" с властью в лице командования факультетом.

Для меня это стало хорошим уроком, и когда в 1982 г. я поступил в ВВИА им. Н.Е. Жуковского,на факультет подготовки руководящего состава, то учился уже без эксцессов. Закончил академию в 1985 году успешно.

По выпуску был назначен в 399 Летающую авиационно-техническую лабораторию 46 ВА ВГК, в которой прослужил без малого 10 лет, в том числе и начальником. 

Хотя дисциплинарных взысканий не накладывал, но соблюдения правил технической эксплуатации требовал жестко. Участвовал в расследовании более десяти летных происшествий, прикладывал все усилия, чтобы они не повторились.

Всякое было в эти годы. Прошу простить меня, если я кого-то незаслуженно обидел. Каюсь.

Не верьте тем, кто говорит, что  "я прослужил в ИАС более 10 лет и ни разу не выпустил в полет неисправный самолет". Хоть НИАС (Наставление по инженерно-авиационной службе)- это книжка-библия  для ИТС, требует неукоснительного соблюдения всех норм безопасности полетов, но жизнь порой оказывается значительно богаче и интересней.

Вот был такой случай. Ненормально работал расходомер. Заправим 24 тонны, а после полета на расходомере 32 тонны, т.е самолет, как будто, заправлялся топливом в полете. Неисправность  находилась в компетенции группы АО(авиаоборудование). Чего мы только не делали. Несколько дней "раком" стояли на самолете. Потом СД -шники (самолетчики) нашли и признались, что была негерметична какая-то заглушка на двигателе. Вот и угадай, где что искать и кто виноват.

Таких случаев не один и не два в жизни любого техника и инженера.

Даже генералов приходилось выпускать в полет на не полностью исправном самолете, правда, это становилось общим решением.

На завершающем этапе службы пришлось участвовать в приеме украинской присяги частями Узинского гарнизона.

Гражданская война, я вам скажу, господа.

Все это происходило в 20 км от моей родовой деревни, где покоятся мои предки Юхименко.

Про события в Узинском гарнизоне и о сегодняшнем дне Украины говорить очень тяжело.

Ведь я должен был бы жить в Киеве рядом с родителями. А сегодня о своей мечте я думаю как о страшном сне.

Но судьба меня хранит. Пока жив и здоров, чего и вам желаю.

 Воспоминания из детства  о жизни в военном гарнизоне Мачулищи

Мы приехали в Мачулищи в 1952 году. Помню по рассказам жили очень сложно. В одной комнате две семьи. На кровати спала мама и я, грудной ребенок. Все остальные на полу. Потом постепенно общая квартира и первая отдельная в доме, рядом с гостиницей. Конечно, печки, дрова и уголь. Но для нас, пацанов, дровяные сараи были нашим постоянным местом войнушек и игр. Там были штабы, укрепленные районы, арсеналы, зоны обстрела и т.д.

Когда начал учиться в школе, классов не хватало, и мы учились на втором этаже в левом крыле казармы. Справа казарма, слева наши классы. Казарма рядом с бывшим книжным магазином. Жили очень дружно. Когда появилась возможность (после получения квартир), стали собираться отмечать праздники семьями. У нас была машина "Победа", и мы семьями с Левшовыми,  Палагиными и Ивениными часто выезжали в лес за грибами и на речку. Гаражи были рядом с домом, деревянные, хилые, но, все равно, мужской гаражный клуб существовал и жил своей жизнью. Особенно  гаражная жизнь активизировалась после перехода на ТУ-22 по понятным причинам.

Помню отец гонит меня на велике за закуской домой и говорит « Будешь летать, не задавайся, мы тоже были на сверхзвуке». Теперь я понимаю, что для них это было, как космос для нас.

Каждый праздник, мы, пионеры, поздравляли наших родителей и готовили концерт в Доме офицеров, который был культурным центром гарнизона. Там было кино, танцы и  все праздничные мероприятия.

Школа наша славилась в Минске хорошей подготовкой. Наша сборная по волейболу несколько лет подряд выигрывала первенство области и даже республики. Ежегодно и сейчас  в феврале проходят встречи выпускников Мачулищанской средней школы.

Из взрослых в памяти остался дядя Ваня Ивенин командир 52 тбап и его жена тетя Юля. Мне казалось, что настоящий командир  -  это тетя Юля.  Палагин Николай Павлович (это командир 121 полка) и его жена Полина Петровна. Но закадычные друзья - это были Левшовы. Я с младшей дочкой Таней учился в одном классе. А их старший сын Юра, будущий генерал, был почти ровесник моей старшей сестры Наташи. У Левшовых была "Волга", а у нас "Победа", вот этой парой мы и колесили по Беларуси.

По аварии 52 машины

Был жаркий летний день. Отец ушел рано на полеты. Я весь день где-то носился к обеду пришел домой. Наверно где-то часов в 15 пришел батя и сел обедать.

Спокойно покушал, и тут мама спрашивает: "Леша, там кто-то выкатился?"  Батя говорит:"Это мы."  Потом мне: "Ты в летчики собрался? Садись на велик, езжай к истребителям, посмотри, как иногда заканчиваются полеты."

Я - на велик и погнал по бетонке за гарнизон. К самолету не пустили, посмотрел только издалека. Для мальчишки ничего особенного не заметил.

Это потом я понял, что произошло чудо, не сложилась передняя нога и самолет не разрушился и не съехал в овраг к дороге. Взлетали, наверное, первый раз с максимальным взлетным. Первым ушел тогда Палагин, говорят, отрыв был на краю бетона, и было огромное облако пыли.

Короче, прекращенный взлет. Спасибо Туполеву за крепкий самолет. Борозда от передней стойки на краю оврага видна и сегодня. Батя после этой аварии ушел на дембель. В общем, чудом все остались живы.

Теперь о серьезном

На ТУ-22 в нашей армии (46 ВА ВГК (СН)) летали пять полков или две группы.

Первая группа – отдельные дальне разведывательные авиаполки - ОДРАПы: 290 и 199, которые базировались в гарнизонах Зябровка и Нежин. Ту22Р или изделия «Р», самые пожилые.

Ракетоносные полки (это вторая группа) имели на вооружении Ту22К, которым были приданы эскадрильи постановщиков помех, Ту22П.

Это - 121 гв.тбап (Мачулищи), 203 гв.тбап (Барановичи), 341 тбап (Озерное).

Про школу двадцать вторых сказано очень много и очень мало, назовем это счастливой меткой.

Будучи начальником летающей лаборатории работал во всех полках ТУ-22.

Почему ОДРАПы в первой группе?

Потому, что первая «моя» катастрофа была в Зябровке в 1978 году и последняя в 1992 там же.

Почему Зябровка?  Непонятно. Наверно, какие-то историки это научно обоснуют. Но там были отличные командиры, инженеры и техники. Но Зябровка оказалась многострадальной. Мое мнение - не счастливое место для ТУ-22.

Нежин - 199 одрап. Коллектив инженеров очень крепкий и грамотный. Вот в Нежине настоящий отдельный полк, дивизионный уровень подготовки руководящего состава полка и повседневного руководства. Конечно, заслуга не одного руководителя, а «Нежинской школы».

Полки один другого лучше. Но не было лучшего заместителя командира полка по ИАС, чем Марк Григорьевич Вилешин. Поэтому именно он, один из не многих инженеров, были награжден орденом «Красной звезды».

Не вспомнить Петра Носача не могу, я пришел в полк 341, а он уходил в 203. Короче привально-отвальную делали вместе. (Ппк Носач Петр Антонович оставил о себе неоднозначную память в 203 гв тбап.)

Но я потом попал служить в Сольцы (840 гв.тбап на Ту22М2) и хрусталь меня не совратил. (История об обмене спирто-водяной смеси Ту22 на хрустальные изделия еще ждет своего рассказчика…)

Все инженеры в полках Ту22 были на своем месте. Тем более, что демпферы  (тангажа), ТАЦ (топливный автомат центровки, ТАЦ2-1Б)и приборное оборудование постоянно держали в тонусе и летный, и технический состав.

Одна история про лампочку «Неисправность двигателя» чего стоит! (Известная история поиска первопричины отказа двигателя неожиданно закончилась после обнаружения халатности при монтаже двигателя). А этих историй тома.

Хочу сказать теплые слова про учителя, Якова Мкртыча Нагапетяна, в 341 полку. Конечно, по уровню подготовки он находился на уровне инженера дивизии и выше, но не пустили.

Несколько слов о Назиме Агаеве из 121 полка. (Агаев Назим Низаметдинович служил инженером 121 тбап по АО). Человек изобрел вечный двигатель, но доказать его работу не смог. Умница, правда с элементами авантюризма. Рассказывал  по секрету, что они в автоматическом режиме заходили на посадку на ТУ-22. Доработали борт и переключили ПУТЬ-4 из директорного режима в автоматический.  Авантюра махровая. Не буду распространятся на эту тему, но для автоматического захода нужна как минимум АБСУ-145, которую и поставили на ТУ-22М3.

Этот случай действительно имел место. Н.Н.Агаев обратился к командиру полка, Нестерову Г. Д., с предложением облетать самолет с самодельной системой АЗП. Геннадий Дмитрич не только успешно облетал эту систему, но и поддержал обращение в вышестоящие штабы о целесообразности ее применения на Ту22. Авторитет этого Летчика на Ту22 был непререкаем.

Сегодня живем в Смоленске дружной семьей ТУ-22. Это Терехов Г.Г., Лазарев А.Ф., Першин В.Е., Черненко А.Ф. под мудрым руководством Алксниса В.К. и Быкова А.Г.

  Нам есть что вспомнить!

 Полковник в отставке, Юхименко Т.А.,

заместитель председателя совета ветеранов 46 ВА ВГК

Прим.редактора

Курсивом добавлены некоторые уточнения мной. А.Краснянский