Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

 Андре́й Никола́евич Ту́полев 

 

 Выдающийся советский учёный и авиаконструктор, 

генерал-полковник-инженер , доктор технических наук,

Академик АН СССРГерой Труда .

Трижды Герой Социалистического Труда

Заслуженный деятель науки РСФСРЛауреат Ленинской премии,

четырёх Сталинских премий  и Государственной премии СССР .

Под руководством Туполева спроектировано свыше 100 типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов.

Туполев воспитал плеяду видных авиационных конструкторов и учёных, возглавивших самолётные ОКБ.

В их числе 

В. М. ПетляковП. О. СухойВ. М. МясищевА. И. ПутиловВ. А. Чижевский

А. А. АрхангельскийМ. Л. МильА. П. ГолубковИ. Ф. НезвальA. A. ТуполевС. А. ЛавочкинА. С. Шенгардт и др.

 

Родился 29 октября  1888 года в селе Пустомазово, ныне — Кимрский районТверская область, в семье провинциального нотариуса.

Ещё во время обучения в Тверской гимназии проявлял большой интерес к точным наукам и технике.

В 1908 году поступил в Императорское Московское техническое училище (позднее МВТУ). В училище серьёзно увлёкся аэродинамикой.

С 1909 года — член Воздухоплавательного кружка. Участвовал в постройке планёра, на котором в 1910 году самостоятельно совершил первый полёт.

В 1911 году успешная учёба и активная научная деятельность прервались, когда за участие в студенческих волнениях и за распространение нелегальной литературы он был арестован и в административном порядке выслан из Москвы на родину под негласный надзор полиции. Только накануне Первой мировой войны ему удалось вернуться в Москву в Училище, которое он с отличием окончил в 1918 году.

В 1916—1918 годах Туполев участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище. Вместе с Н. Е. Жуковским был организатором и одним из руководителей ЦАГИ, где окончательно определилось призвание молодого инженера.

В 1918—1936 годах являлся членом коллегии и заместителем начальника института по опытному цельнометаллическому самолётостроению. Он опытным путём доказал, что кольчугалюминий (первоначально названный так по имени Кольчугинского завода во Владимирской области, на котором впервые в Советской России стали делать дюраль) является для самолетостроения достойной заменой непрочному дереву, с одной стороны, и тяжелому железу — с другой.

В 1925 году создал цельнометаллический двухмоторный самолёт ТБ-1, который отличался высокими лётными данными и считался одним из лучших в мире бомбардировщиков.

В 1932 году был сконструирован усовершенствованный самолёт ТБ-3, с помощью которого в 1937 году была осуществлена высадка экспедиции на Северном полюсе. Также в 1932 году под руководством Туполева бригадой П. О. Сухого был сконструирован самолет АНТ-25.

В 1934 году появился многомоторный самолёт «Максим Горький». Он имел восемь двигателей, полезную площадь более 100 м² и пассажировместимость до 60 человек.

21 октября 1937 года А. Н. Туполев был арестован по обвинению во вредительстве, принадлежности к контрреволюционной организации. Вместе с ним были арестованы многие ведущие специалисты ЦАГИ и ОКБ, директора большинства авиационных заводов. 

28 мая 1940 года приговорён ВКВС СССР к 15 годам ИТЛ. Его обвинили в создании вредительской организации, передававшей чертежи самолетов иностранной разведке. По свидетельству Главного маршала авиации А. Е. Голованова, в разговоре с ним И. В. Сталин сказал, что не верит в виновность Туполева.

В июле 1941 года от дальнейшего отбытия наказания был освобождён со снятием судимости. Туполев был полностью реабилитирован 9 апреля 1955 года.

КБ Туполева после Второй мировой войны разработало и выпустило новую модель — реактивный бомбардировщик Ту-16. Он был способен развивать скорость более 1000 км/ч. Также появился первый отечественный реактивный гражданский самолёт — Ту-104.

В 1957 году был разработан межконтинентальный пассажирский самолёт Ту-114.

В этот же период был создан первый в мире сверхзвуковой дальний бомбардировщик Ту-22.

31 декабря 1968 года впервые поднялся в воздух первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144

Член ЦИК СССР. Депутат ВС СССР (1950—1972 годы).

Награды и звания:

Скончался 23 декабря 1972 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище

 

Ссылка на википедию.