Майор, начальник связи АЭ, летчик-оператор  1 класса

Общий налет более 5000 часов

Летал на самолетах: Ли-2, Ил-14, Ту-16, Ту-107, Ту-124,  Ту-22

Автобиография 

 Родился 28 августа 1933г. в селе Лески Ястребовского района Курской области.

Мать – Евдокия Федоровна, учитель СШ.

Отец – Михаил Никонорович, счетовод колхоза.

В 1952г. окончил 10 классов СШ.

В 1952г. призван в Советскую Армию. По направлению Курского ОВК, после прохождения ВЛК, направлен в Челябинское ВАУШ. Далее, в группе из 20 курсантов направили в Двинское военное авиационное радиотехническое училище ВВС.

В 1954г. окончил Двинское ВАРТУ ВВС по специальности «Техник авиационный по радиотехническим средствам».

В 1954г. назначен в 111 ТБАП (Бобруйск) – радиотехник.

В 1957г. – техник по РТО 200 ТБАП (Бобруйск).

В 1958г. назначен в 121 ОДРАП (Мачулищи) на летную должность «Офицер службы радиотехнической разведки». Летал на самолетах Ту-4Р и Ту-16Р.  Первый вылет на самолете Ту-4 совершил в экипаже заместителя командира 2 АЭ майора Бориса Михайловича Гуляева. Самолеты Ту-4Р, Ту-16Р полка были оборудованы станциями радиотехнической разведки и постановки помех.

Далее, служил в 3 АЭ (командир корабля Ту-16Р капитан Владимир Опаренко). Командиром 3 АЭ был подполковник Толстихин, которого называли «Железный летчик».  В 1958г. на рулении, он задел плоскостью своего Ту-16Р и снес фонари на 4 истребителях МиГ-17 соседнего по аэродрому 201 ИАП ПВО, находившихся на стоянке. 

С 1959г. самолеты Ту-16Р летали постоянно вдоль границ Советского Союза с сопредельными странами. В ходе этих спецзаданий, я с помощью станции разведки выявлял РЛ станции противника, определял их параметры, которые затем обрабатывались службой разведки полка. Итоговые донесения по установленной форме отправлялись в вышестоящие штабы.

В 1961-1962гг. в составе экипажа командира корабля Ту-16Р капитана Василия Сергеевича Пегина, на полгода были командированы в Чкаловскую. Там, в составе смешанной испытательной АЭ ЛИИ им. В.П. Чкалова  выполняли облет и испытания новой станции разведки. Запомнились тяжелые условия, в которых приходилось работать на самолетах Ту-16Р, где изолированная кабина оператора разведки в полетах, порой прогревалась до температуры 70°. Причина – несовершенная система кондиционирования кабины оператора самолета Ту-16Р.

В 1962-1964гг. – слушатель курсов офицеров-операторов бортовых систем связи самолета Ту-22 в 43 Центре БП и ПП летного состава ДА в Дягилево (Рязань). В Дягилево имелся самолет Ту-107, построенный в единственном экземпляре. Он был оборудован для обучения офицеров-операторов самолетов Ту-22. Всего, там было 15 рабочих мест.

В 1964-1971гг.офицер-оператор радиотехнической станции самолета Ту-22. Летал в экипаже одного из лучших летчиков полка командира отряда майора Свириденко Д.А.

В 1971-1975 гг. (в порядке продвижения по службе) назначен начальником связи АЭ и старшим воздушным стрелком самолета Ту-16 в 840 ТБАП (аэродром Сольцы). Летал в экипаже заместителя командира АЭ майора В.М. Мазалова, будущего командира 840 ТБАП и командира отряда майора Чуева, будущего командира 402 ТБАП в Болбасово. На этой должности присвоено воинское звание «капитан».

В 1975 г. вновь назначен в 121 ТБАП. Начальник связи 1 АЭ.

Летал вплоть до 1985 г.

Все эти годы передавал свой опыт и знания молодым операторам РТСС. Имею квалификацию «Воздушный радист 1-го класса».       

Уволен в отставку в 1985 г.

При увольнении присвоено воинское звание «майор».

Службе в ВС СССР отдал 33  календарных года.

После выхода в отставку работал инженером по эксплуатации подъемных механизмов.

Сын Александр – прапорщик, служил в родном 121 ТБАП механиком на самолетах Ту-22.

Дочь Светлана – старший прапорщик, служила фельдшером в медицинской службе полка, прошла службу в Афганистане.

Проживаю в Мачулищах.         

Ссылка на фотоархив

Воспоминания

Испытания новой станции

 В 1969г. на единственном, еще оставшемся в полку Ту-16Р (бортовой № 08), в составе экипажа участвовал в испытательном полете над Северным  Ледовитым океаном, вдоль государственной границы США, в районе Аляски и Канады. Командиром корабля в том полете был Герой Советского Союза заместитель командира испытательной АЭ из Чкаловска летчик-испытатель полковник  Курашов Леонид Николаевич. На самолет

Ту-16Р была установлена новейшая станция радиотехнической разведки «Квадрат-2», на которой мне пришлось работать. Станция проходила заключительную стадию войсковых испытаний. Решался вопрос о ее внедрении в серию.

После перелета в Анадырь, где самолет дозаправился, а экипаж отдохнул, пошли на предельную дальность. Взлетев, прошли над Чукоткой, дозаправились и пошли над нейтральными водами Северного Ледовитого океана вдоль побережья Аляски и Канады. Станция радиоразведки «Квадрат-2» работала безотказно. На обратном пути вновь сели в Анадыре. Вскоре, вернулись домой в Мачулищи.

Испытательный полет завершился успешно. Но, несмотря на обещанное материальное вознаграждение, была получена лишь благодарность от ГК ВВС.

Необычная  задача

 Однажды, будучи в командировке во Владимировке (аэродром ЛИИ в Астраханской области) пришлось пойти на военную хитрость. Охрана аэродрома «мобутовцы»,  несла службу по-настоящему. Все выезжающие с аэродрома автомашины, подлежали строгому досмотру.

При обнаружении «шпаги», ее предлагали выпить, или слить на землю!

Как-то была поставлена задача – вывезти с аэродрома 100 литров «шпаги». Командир Свириденко Д.А. попросил для этого  служебную «Волгу» лично у Начальника гарнизона генерала Степана Микояна. Его машина досмотру не подлежала. Так поставленная задача была выполнена.