Подполковник, командир отряда, военный летчик 1 класса 

Общий налет 2500 часов. Налет на самолете Ту-22 - 1200 часов

 Автобиография

 Родился 13 сентября 1953 г. в Курской области РСФСР. 

В 1971 году после окончания школы-интерната № 1 в г. Курске, по направлению военкомата, прибыл в Тамбов.  Успешно прошел медкомиссию, сдал вступительные экзамены. Был зачислен в 3 роту (51 к/о) Тамбовского ВВАУЛ. Учеба и строгий воинский распорядок в училище не вызывали затруднений.

На 2 курсе на полевом лагере Новгородовка начались учебные полеты на самолете Л-29. Летчик-инструктор лейтенант Сапрыкин А.И. поставил меня «на крыло». На 3 курсе летали с аэродрома Тамбов. Инструктор ст. лейтенант Айдашкин А.И. и командир звена капитан Свиридов обучили технике пилотирования на самолете Ил-28. В том числе, пилотированию на одном двигателе. На 4 курсе наше «усиленное» за счет других, классное отделение стажировалось в г. Миргород Полтавской области Украинской ССР.  Учебный полк – из состава Ворошиловоградского ВВАУШ им. Пролетариата Донбасса. Находились мы там, практически в курсантской среде. В других, строевых полках, курсанты находились группами по 5-6 человек. У них было больше свободного времени, да и были практически бесконтрольны со стороны командования. Но самое главное, что мы, после теории, практически освоили Ту-16. Получили первые представления о жизни авиационных коллективов. Командиры-инструкторы в полку были в возрасте за 50 лет, все с богатейшим опытом летной работы. Относились к нам, как к своим сыновьям.

Наш выпуск набора 1971 г. прошел полный курс обучения согласно Учебному плану подготовки летчиков-инженеров, утвержденного ГК ВВС в 1973 г. Этими «Дополнениями» была введена экспериментальная программа обучения, апробированная на нашем батальоне курсантов. Главное отличие заключалась в том, что вводилась летная стажировка на самолетах Ту-16,  вместо 2-х курсов полетов на Л-29 и одного на Ил-28, как это было до 1972 г. Увеличилось время непосредственно на летную подготовку и изучение профилирующих дисциплин.

Приказом Министра обороны СССР № 01062 от 24 октября 1975 г.  всем нам было присвоено воинское звание «лейтенант». Большая группа, куда был включен и я, была направлена в распоряжение командира 6 ОТБАК в г. Смоленск. Совершенно неожиданно,  группа (10 человек) получила назначение в Энгельс, где тогда базировалась 201-я ТБАД Стратегической авиации.

Я был назначен помощником командира корабля 3М в 1096-й ТБАП. Переучился непосредственно в полку. Летали много, в том числе «за угол» с дозаправками в воздухе. Все командиры кораблей – многоопытные майоры в возрасте за 50 лет. Налет мы набрали быстро. Получили 3-й класс.

В 1976 г. нас направили в Рязань на Курсы командиров кораблей. Переучивались мы тогда по длинной программе – 9 месяцев. Летную программу прошли в Зябровке на самолетах Ту-16 (командир АЭ подполковник Лесничий).

В 1977 г. вернулись в полк. Ожидали назначения на должность командир корабля 3М. Однако «Черный день» ДА – 26 августа 1977 г. (катастрофа двух Ту-95), перечеркнула все наши планы на будущее.

В 1977 г. нас снова отправили в Рязань. Наверху приняли решение готовить нас на 2-й класс. Летали снова на Ту-16.

В 1978 г. состоялся внеочередной выпуск командиров кораблей Ту-16.  На самолете Ан-12 всех доставили к новому месту службы – гарнизон Тарту Эстонской ССР. В 132-м ТБАП нас усиленно «натаскивали» на самолете Ту-16, зам. командира 326-й ТБАД полковник Селиванов Н.П., подполковник Толчеев В.Т., КО майор Бричкин В. Начались интенсивные полеты с целью получения 1-го класса.  Я, все еще надеялся вернуться в Энгельс на самолет 3М.

В 1979 г. состоялась беседа с  1-м заместителем  Командира 6 ОТБАК генералом Долгих А.В.

В декабре 1979 г., вместе с Зацепиным А.К., мы были назначены командирами корабля Ту-22 в 121 ТБАП (Мачулищи).

В 121 ТБАП прослужил 14 лет. Стал командиром отряда. 1200 часов безаварийного налета на Ту-22. Выполнил 5 практических пусков ракет Х-22 всех модификаций.

В 1994 г. полк перебазировался  в Энгельс, самолеты Ту-22 сняты с вооружения и, якобы поставлены на хранение, где вскоре свершилось их предательское уничтожение.

В декабре 1994 г. для дальнейшего прохождения службы, я был назначен в 70-й ОСАП (СН) Внутренних войск МВД России командиром корабля Ил-76. Освоение новой для меня техники затягивалось – началась чеченская война. Как обычно, не хватало авиационного керосина.

В 1995 г. был направлен в Ханкалу в качестве передового авианаводчика.

Далее пошло освоение самолета Ил-76МД.  Вскоре, назначен заместителем командира АЭ по работе с личным составом.

Затем стал заместителем командира полка по работе с личным составом.

С января 2000 г., 3 месяца – в окопах (авианаводчик в зоне боевых действий). Участвовал в контртеррористических операциях различного масштаба. Побывал как-то у могилы Дудаева Д.М. в его родовом селении Гехи-Чу.

В авиации ВВ прослужил 16 лет.  Побывал на всех аэродромах России: от Калининграда до Владивостока (аэродром Кневичи).

Награжден орденами и медалями.

В отставке с 2011г.

 Ссылка на фотоархив