Материал предоставил ветеран 30 одрап п/п-к Бутковский С.Б.

30-й отдельный дальний разведывательный Севастопольский Краснознаменный авиационный полк ВВС ВМФ

 Фильм, посвященный истории полка

 Фильм, посвященный расформированию полка

Сформирован 25.05.1943 г. в составе ВВС ЧФ на базе 27-й ораэ в трехэскадрильном составе.

Две эскадрильи полка были вооружены дальними разведчиками Пе-2, "Бостон-3" и А-20, одна - ближними "Киттихаук".

Изначально базировался на аэродромах Адлер и Алахадзи.

В мае 1944 г. за отличия в боях за освобождение Севастополя полку присвоено почетное наименование Севастопольский.

До 1962 года на вооружении полка были самолёты ИЛ-28Р.

             С 1962 по 1964 годы полк дважды переходил на ТУ-16 и обратно на ИЛ-28.

             В феврале 1964 г. лётный и технический состав были направлены в Казань, а затем в Рыбинск для изучения самолёта ТУ-22 и двигателя ВД-7.

             В июле 1965 года полк начал полёты на ТУ-22. Обучали лётчиков лётчики-испытатели КБ Туполева Э.Елян и В.Борисов и полковник Макаров из 15го ОДРАП (Калининград), который уже к тому времени освоил ТУ-22.

             В августе 1967 года полк участвовал в параде в г.Пловдив (Болгария).

             Первыми командирами 30-го полка на самолётах ТУ-22 были: Г.Кузнецов, В.Волков, В.Мышко, Чариков, Золотарь.

             В первое время полёты на ТУ-22 часто прерывались из-за многочисленных происшествий. Чтобы не «терять форму» и продолжать выполнять основную задачу – разведку, лётный состав летал на самолётах ИЛ-28Р. Строевые лётчики, летающие сразу на двух типах самолётов, - довольно редкое явление в строевых частях.

             К 1969 году полк был укомплектован 3-мя эскадрильями: 1-я АЭ – самолёты РТР(радиотехническая разведка), 2-я АЭ – самолёты бомбардировщики, 3-я АЭ – самолёты постановщики помех.

 Базировался в г. Саки, под Евпаторией (Крым)

            Для проведения немедленной (срочной) разведки в полку были организованы ДС (дежурные средства). В ДС находились 2 экипажа, которые дежурили неделю, затем они сменялись другой парой. Дежурный экипаж находился вместе с техническим экипажем в спец.домике на аэродроме возле самолёта, полностью готового к вылету. 

            Готовность к вылету – 50 минут. Второй экипаж (поддежуривавший) жил дома, но не мог никуда отлучаться, готовность к вылету 1час 20 минут. Если дежурный экипаж вылетал на разведку, то поддежуривавший экипаж переходил в режим «дежурства».

 Основные задачи полка

 1. Ведение воздушной разведки (ВР) на ЮЕ ТВД (южно-европейском ТВД). В сектор ЮЕ ТВД входили 3 страны НАТО: Турция, Греция, Италия с прилегающими к ним морями (Чёрное, Мраморное, Ионическое моря, восточная часть Средиземного моря и т.д.). Воздушная разведка включала в себя: визуальную, фоторазведку, радиолокационную и радиотехническую разведку.

 2. Участие в учениях ЧФ, ВМФ СССР, МО СССР с целью – тренировать подразделения полка взаимодействию с кораблями и подв.лодками ЧФ, с другими родами войск СССР и авиацией соц.стран.

3. Совершенствование мастерства личного состава, а также – участие во многочисленных исследованиях и испытаниях вооружений

 

Материал предоставил командир 30 одрап, командующий ВВС ЧФ, гла Юрин В.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение книги по истории полка прислал п/п-к Васильев Борис Петрович