Авиабаза Озёрное


На авиабазе Озёрное (в 15 км к юго-востоку от Житомира) базировался 341-й краснознамённый тяжёлый бомбардировочный авиаполк.

На вооружении стояли следующие самолёты:

 

Славная страница в истории полка связана с участием в афганской войне.

Вспоминает п/п-к С.М.Соколов

Боевые действия в Афганистане

В истории 341 Краснознамённого тбап было много славных страниц. Одной из них является участие экипажей полка в боевых действиях в Афганистане.
С выводом Советских войск из Афганистана возникла необходимость бомбовыми ударами блокировать вооружённые формирования моджахедов, чтобы исключить потери личного состава Советской Армии в конце афганской войны.
В конце октябре 1988 года эта задача была поставлена 185 тбап. Экипажи сделали несколько боевых вылетов на бомбардировку. Но, после получения по каналам разведки данных о развёртывании ЗРК на территории Ирана и Пакистана, командование 185 тбап запросило у штаба Дальней Авиации радиоэлектронное прикрытие своих боевых порядков.
Самолёты РЭБ Ту-22п со своим штатными радиоэлектронными станциями активных помех были многократно мощнее станций Ту-16п. Да и скоростные характеристики Ту-22М3 были ближе к самолёту Ту-22п, нежели к Ту-16п. Поэтому эту задачу возложили на экипажи 3 авиационной эскадрильи 341 тбап (командир эскадрильи подполковник Соколов С.М.).
3-го ноября 1988 года по тревоге был поднят личный состав 341 тбап. 8 экипажей 3-ей авиационной эскадрильи полностью подготовили полётную документацию и были готовы к перебазированию на аэродром Мары-2. Однако затем задачу изменили и было принято решение на перелёт 2-х экипажей: командира отряда майора Власова С.А, (штурман капитан Смирнов П.М., оператор РТС капитан Шнырёв Ю.А.- начальник ВОС аэ) на самолёте №32 и командира корабля капитана Сидорова Б.В (штурман капитан Бураков М.Н, оператор РТС капитан Паляничка С.И. –начальник связи аэ) на самолёте № 29.
3-го ноября 1988 года экипажи перелетели на аэродром Мары-2, а транспортным самолётом за ними перебазировались инженерно-технический состав и представители АТБ.
В процессе планирования боевых действий групп командование 15 гв. тбад и 185 тбап определило, что в данных условиях нет необходимого перекрытия частотного диапазона РЛС противника. Возникла необходимость заменить самолет № 29. Поэтому 4 ноября 1988 года экипаж к-на Сидорова Б.В. вернулся на базу в Озёрное, а в Мары вылетел экипаж командира эскадрильи подполковника Соколова С.М. (штурман майор Бастрыков В.А. – штурман полка, оператор РТС капитан Яремчук Л.Н. – начальник РЭБ аэ) на самолёте №27.
По воспоминаниям членов экипажей 341 полка, задачу на боевой вылет ставил командир 185 тбап полковник Никитин. Постановка задачи отличалась лаконичностью и конкретикой, без всякой «воды» о политической обстановке в регионе и т.д. В таком же ключе проходили и предполётные указания. В отличие от «мирных» полетов, летный состав особое внимание уделял поисково-спасательной службе. Тщательно записывались позывные поисковых вертолётов и районы их действий, позывные взаимодействующей с ними истребительной авиации, запасные аэродромы на территории Афганистана.
Перед полётом экипажи получили оружие, боеприпасы и спецсредства. В экипировку входило: автомат АКС-74у (со складывающимся прикладом), 3 рожка с патронами к нему, пистолет ПМ с двумя магазинами с патронами к нему, 2 ручные гранаты РГД-1 (запалы отдельно), 2 сигнальных патрона ПСНД, фляга с водой.
Кроме того, в ранце парашюта в НАЗе вместо лодки и пайка были вложены 2 фляги с водой и 2 рожка с патронами к АКС-74у.
Весь этот «арсенал» весил довольно внушительно. Поэтому, чтобы «навесить» его на себя, лётному составу пришлось изготавливать ремни из лямок списанных парашютов на ПДС.
Экипажам подполковника Соколова С.М. и майора Власова С.А. была поставлена задача на прикрытие штатными средствами РЭБ боевого порядка из 8 самолётов Ту-22М3 185 тбап.
Первый боевой вылет на Афганистан экипажи 341 тбап выполнили 7 ноября 1988 года в район Кабула.
Боевой порядок выглядел следующим образом: пара Ту-22М3, за ней вторая пара на интервале 300-500 м с превышением 300 м, 3 и 4 пара на 4-х минутном интервале от ведущего на тех же эшелонах. Пара Ту-22п - на 2-х минутном интервале от ведущего с превышением 300 м

 

Штурманский расчёт на сбор боевых порядков выполняла штурманская служба 185 тбап. Первыми взлетала восьмёрка 185 тбап, затем с небольшим интервалом пара Ту-22п.
Вот как об этом вспоминает командир эскадрильи п/п-к Соколов С.М. «Взлетели в расчётное время и на форсаже быстро набрали заданный эшелон. Буквально после 2-го разворота в районе дальнего привода обнаружили четвёрку Ту-22 М3. Решив, что это вторая четверка, увеличили скорость до 1000 км/ч и начали «догонять» первую четвёрку. Не имея опыта прикрытия других типов самолётов, кроме Ту-22, мы и представить себе не могли, что Ту-22М3 такие «медленные» на крейсерской скорости. Пролетев какое то время на скорости 1000 км/ч и не обнаружив первую четвёрку, я понял, что мы их не догоним, потому что они … далеко сзади. Решил время «погасить» на вираже. С расчётным креном сделали вираж, и точно встали на своё место. Однако теперь появилась другая трудность. Восьмерка Ту-22М3 шла на скорости 900 км/ч, но сравняв с ними скорость для выдерживания места в боевом порядке, мы попадали на критические режимы, поскольку для Ту-22п крейсерская скорость 980 км/ч. Об этом постоянно сигнализировала красная лампочка АУАСП и подключался АДУ (автомат дополнительных усилий). Особенно трудно пришлось экипажу м-ра Власова. Эшелон у него был верхний и самолёт №32 был на 1,5 т тяжелее, чем № 27. М-р Власов С.А. первоклассный лётчик, поэтому с честью справился с этими трудностями. И только при подлёте к району Кабула, выработав топливо, мы вышли из неустойчивого режима».
По плану полета, очерёдность посадки должна была соответствовать очерёдности взлёта. Поэтому, при подлёте к аэродрому, пара Ту-22п оставалась на эшелоне ожидания, пока не произведут посадку 8 Ту22М3.
В дальнейшем поменялись многие схемы, начиная от порядка выруливания и прогрева двигателей, взлёта, сбора боевого порядка и заканчивая последовательностью посадки. Теперь пара Ту-22п взлетала через 15 минут после основной группы и «догоняла» боевой порядок на маршруте. После отхода от цели шли в общем боевом порядке, а при подходе к государственной границе СССР пара 341 тбап выходила вперёд и первой производила посадку.
Во время полёта в район Кандагара, на обратном маршруте экипаж Ту-22М3 обнаружил пуск ракеты ЗРК «Стингер». Поэтому было принято решение - боевому порядку после цели до госграницы возвращаться на сверхзвуке.
Ещё одной особенностью было выполнение полётов на «боевом режиме» работы системы наддува и кондиционирования кабины. Поэтому «высота в кабине» во время полета была 6,5-7 км, дышали чистым кислородом, следили за состоянием здоровья друг друга.
После нескольких выполненных полётов летчики «подсмотрели» звёзды на бортах «бекфайеров» по количеству боевых вылетов. Решили не отставать от полтавчан. В Озёрное самолёты вернулись со звёздами на борту, по количеству боевых вылетов. А уже летом 1989 года по инициативе всех «афганцев» решили нарисовать маленького дракончика на передней створке шасси на самолёте №27, а потом уже и «взрослую» копию на бортах самолёта № 32. С этой задачей блестяще справился Смирнов Петр Михайлович.
В середине ноября 1988 года решением командира 341 тбап полковника Качармина В.Ф. для замены экипажа п/п-ка Соколова С.М., на аэродром Мары-2 прибыл экипаж заместителя командира 3 аэ майора Шишко В.Г. (штурман капитан Ращектаев В.А.- помощник штурмана эскадрильи, оператор РТС майор Неверов В.В.- начальник РЭБ полка).
Боевые вылеты экипажей 341 тбап продолжались до начала января 1989 года. Несколько полетов были выполнены ночью. Иногда полеты производились каждый день. Это накладывало дополнительную нагрузку на технический состав. И технический состав и службы обеспечения с честью решили эту задачу.
За время пребывания на аэродроме Мары-2 экипажи 3 тбаэ 341 тбап выполнили 42 боевых вылета. Экипаж майора Власова С.А. на самолёте №32 выполнил больше всех - 21 боевой вылет. Об этом красноречиво говорят звёзды на борту его самолёта - по количеству боевых вылетов

7 ноября 1988 года,  Мары-2, первый боевой вылет экипажей 3 аэ  341 тбап подполковника Соколова С.М и майора Власова С.А. В центре Соколов, справа Бастрыков, Яремчук, слева от Соколова Власов, Смирнов, Шнырёв. А также все те, кто старался, чтобы техника работала как часы.

С первым боевым вылетом поздравляет командир 185 тбап полковник Никитин. Спиной Никитин, далее Соколов Бастрыков, Яремчук. Подарок не розы, но хлопковые цветы.

Поздравления руководства 185 тбап. «С боевым крещением, и спасибо за надёжное прикрытие»

После первого вылета. Слева помощник инженера аэ м-р Нечитайло В.Е. «Всё работало исправно» - высшая похвала работе техников.

Самолёт №32, на котором экипаж майора Власова С.А. выполнял боевые вылеты в Афганистан. И тот самый Дракоша, после которого стали наносить на борта самолётов различных птиц и зверей.

 

По возвращению на авиабазу Озёрное подполковник Соколов С.М выступил перед руководящим и лётным составом полка с кратким рассказом и анализом о подготовке и выполнении боевых вылетов эскадрильи. Боевой опыт, который получили экипажи 3-ей аэ, был ценным для всего лётного состава полка. Жаль, что впоследствии он оказался никому не нужен. Это показала и чеченская война и «грузинский» конфликт.
После окончательного вывода советских войск из Афганистана, в феврале 1989 года весь лётный состав экипажей 341 тбап, участвовавший в боевых действиях был награжден орденами «Красная звезда» и «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР».
Так, после Великой Отечественной войны, была перевёрнута еще одна боевая страница славной истории 341 Краснознамённого тяжелого бомбардировочного авиационного полка.
К сожалению, в 1992 году 341 Краснознаменный полк прекратил своё существование. 9 июня 1992 года небольшая часть лётного и технического состава приняла присягу на верность Украине. Те, кто не захотел присягать «незалежной» или демобилизовались, или уехали в Россию.
После этого, дабы поднять авторитет и статус новоиспечённой лётной части, украинские СМИ всячески пытались вознести «своих украинских орлов». При этом не брезговали передёргиванием фактов и откровенной ложью.
Так в украинском журнале «Авиация и Время» 2/1996 была напечатана статья В.Константинова «Ту-22. Сверхзвуковой долгожитель», в которой автор преподносит свою версию участия экипажей 341 тбап в боевых действиях в Афганистане. Он пишет: «В октябре 1988 года на аэродром Мары-2 прибыли Ту-22М3 из Полтавы и четыре Ту-22ПД из Озёрного….», а внизу расположена фотография самолёта Ту-22 № 32 майора Власова С.А. с надписью: «Ту-22ПД 341 тбап, на котором экипаж подполковника Мельника В.В. выполнял боевые вылеты в Афганистан». Откровенная гебельсовская ложь. Майор (а не подполковник) в этот период служил в 1 аэ и к полётам в Афганистан не имеет никакого отношения. В дальнейшем такие же «исследователи» берут эту версию за догму, помещая её в интернете, и вот уже история 341 Краснознамённого тбап искажена до неузнаваемости.
К сожалению, из тех участников боевых действий нет с нами Шишко Владимира Георгиевича, Ращектаева Владимира Александровича, Смирнова Петра Михайловича, Яремчука Леонида Николаевича. В этом году не стало и замечательного летчика и человека Власова Сергея Александровича. Это те достойные люди, которые внесли свою лепту в Историю 341 полка.
Прошло 22 года, как 341 тбап прекратил своё существование, но боевое братство однополчан осталось незыблемым. Каждый год в первую субботу июня встречаются однополчане. Встречаются лётчики, штурманы, операторы, техники, все те, кому дорогА история самолёта Ту-22 и 341 Краснознамённого тяжелого бомбардировочного авиационного полка. И по традиции первая чарка «За 341 Краснознамённый полк».

 

В 1995 году на вооружении оставалось 12 Ту-22КД, 6 Ту-22КП и 3 Ту-22У.

В 1997 году на авиабазе Озёрное состоялся последний вылет самолётов типа Ту-22.

В 1998 — 1999 годах самолёты перегнали на базу ликвидации на аэродром Нежин.

К 2001 году данные самолёты были утилизированы.