Краткая историческая справка о 46 ВА ВГК (СН)
Первая воздушная армия Дальней авиации
Вооруженных Сил СССР
Постановлением Совета Министров СССР от 9 апреля 1946 года № 721-283 Управление 3-й Воздушной армии (г. Кенигсберг) выведено из состава Военно-воздушных Сил, передано в состав Дальней авиации и преобразовано в Управление 1-й Воздушной армии ДА с передислокацией в г. Смоленск.
В ее боевой состав включены 1 и 3 гв. бак в каждом по две авиационных дивизии четырехполкового состава по 42 самолета с частями обеспечения.
Директивой начальника ГШ ВС № ОРГ / 5 / 248913 от 26.08.46 1ВА установлен боевой состав:
1, 3 - гв. бак
11, 57, 22 гв. бад, 45 тбад
186 гв. транспортный авиаполк.
Авиационные полки:
- 37, 121, 157, 208, 171, 240, 170 гв. бап, 108 бап на самолетах Ил- 4;
- 200, 210 гв. бап, 111, 330 бап на самолетах Б-25;
- 52, 203 гв. тбап, 362, 890 тбап на четырех моторных самолетах ДА.
Командующие 1ВА:
- Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Папивин Николай Филиппович 09.04.1946 – 25.05.1946г.
- Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Николаенко Евгений Макарович 25.05.1946 – 08.1949г.
Член Военного совета - генерал-майор авиации Москалев Михаил Митрофанович
Начальник штаба - генерал-лейтенант авиации Тельнов Константин Иванович.
15 февраля 1949 г. на основании директивы ГШ № ОРГ/1/120030 от 10 января 1949 г Управление 1 ВА ДА (в/ч 49707) была переименовано в Управление 50 ВА ДА (в/ч 55135).
Управление 50 ВА дислоцировалось в период 15.02.1949 - 03.06.1960 гг. в г. Смоленск.
Командующие армией:
- генерал-лейтенант авиации Николаенко Е.М 01.1949г. – 08.1949г.
- генерал-лейтенант авиации Счетчиков Г.С. в должности с 24.08.1949 г.
Герой Советского Союза
- генерал-лейтенант авиации Николаенко Е.М - 21.07.1952 г.
- генерал-майор авиации Добыш Ф.Н. - 13.01.1956 г.
1960год Управление 50 ВА ДА преобразовано в управление 50 РА РВСН - командующий РА генерал-полковник авиации Добыш Ф.Н.
Для управления авиаполками и соединениями сформировано Управление 6 отельного тяжелого бомбардировочного авиационного корпуса (в/ч 21279) с дислокацией в городе Смоленске.
В период 03.06.1960 - 01.08.1980 авиакорпусом командовали:
- Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Бирюков С.К. с - 27.08.1960 г.
- Герой Советского Союза генерал-майор авиации Драгомирецкий В.П. - 01.06.1961 г.
- Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Безбоков В.М. - 4.02.1969 г.
- генерал-майор авиации Гончаренко И.И. - 18.10.1972 г.
- генерал-майор авиации Волков А.Н. - 22.10.1975 г.
- генерал-майор авиации Тараканов А.И. - 11.01.1980 г.
На основании ДГШ ВС СССР № 314/7/00298 от 13.03.1980г. была сформирована 46 Краснознаменная воздушная армия Верховного главного командования ( Стратегического назначения) на базе 6 отбак ДА.
Командующие армией:
- генерал-лейтенант авиации Тараканов А.И. с 01.08.1980 г.
- генерал-лейтенант авиации Константинов Б.А. - 07.08.1987 г.
- генерал-майор авиации Столяров Л.Е. - 01.12.1992 г.
РУКОВОДЯЩИЙ СОСТАВ 46 ВА ВГК (СН)
Командующий ВА - генерал-лейтенант авиации - ТАРАКАНОВ А.И.
Началъник штаба - генерал-майор авиации - ЗЕНЧЕНКО P.Н.
Член Военного Света - генерал-майор авиации - ГОРБУНОВ Н.П.
Начальник оперативного отдела – полковник - ШАЙМАРДАНОВ С.П.
Начальник - отдела БП - генерал-майор авиации - КОЗЛОВ Л_В.
Главный штурман - полковник - АНТИПИН А.Г.
Главный инженер - генерал-майор авиации -ЕФРЕМОВ В.Ф.
Командиры авиадивизий:
Командир 326 гв. тбад - генерал-майор авц. ЛАРЦЕВ С.С.
Командир 22 гв. тбад - генерал-майор авц. БИРЮКОВ Е_А.
Командир 15 гв. тбад - генерал-майор авц. ДОЛГАНОВ Ю.Г.
Командир 13 гв. тбад -полковник ИВАНОВ B.C.
1994 году в связи с распадом СССР управление и штаб 46 ВА ВГК (СН) расформированы.
Своими истоками история Воздушной Армии, как стратегического авиационного объединения Дальней авиации восходит к 1946 году когда на базе:
- управления 3-й Воздушной Армии;
- 1 гвардейского бомбардировочного авиационного Смоленского – Берлинского корпуса;
- 3 гвардейского бомбардировочного авиационного Сталинградского корпуса
была сфомирован6иа 1-ая Воздушная Армия Дальней Авиации.
Управление 1-й Воздушной армии формировалось на базе управления 3-й воздушной армии.
В октябре 1941 года на базе ВВС 20-й резервной Армии и РАГ-1 были сформированы Военно-Воздушные силы Калининского фронта.
Командовал ими прославленный летчик, Герой Советского Союза, генерал-майор авиации М.М. Громов (1-й заместитель - генерал-майор авиации Байдуков Г.Ф.).
В годы Великой Отечественной войны, во исполнение приказа Народного Комиссара Обороны СССР № 0083 от 5 мая 1942 года на базе ВВС Калининского фронта была сформирована 3-я Воздушная Армия.
С мая 1942 по 9 мая 1945 3-я Воздушная Армия прошла героический путь от верховья Волги (н.п. Замошье - северо-восточнее г. Калинина) до Балтики.
(пройдёт более 60 лет и я стану хозяином крепкого деревенского пятистенка в заросшей деревне Замошье. До войны в ней было порядка 700 дворов. В 2002 году в Замошье их насчитывалось 12. Заросшее лесом жильё было заброшено. Но этот дом привлекал размерами и крепостью срубов. Старики говорили, что во время войны в доме сидело большое начальство и работал радиоузел. Это был штаб ВВС Калиниского фронта. Прим. АК)
Последний пункт, куда перебазировался штаб 3-й Воздушной Армии, а он перемещался за годы войны 14 раз, был город Грандц, ныне Зеленоград.
Свой славный боевой путь она закончила на территории Германии, могучими ударами по Берлину.
В послевоенный период, в 1945 году, управление 3-й ВА выведено из состава ВВС и передано в состав Дальней Авиации, с преобразованием в управление 1-й Воздушной Армии Дальней Авиации, в которую вошли 1 гвардейский бомбардировочный авиационный Смоленско – Берлинский корпус и 3 гвардейский бомбардировочный авиационный Сталинградский корпус.
Штаб воздушного объединения размещался в городе Смоленске с 1946 года до ее расформирования в октябре 1994 года.
В феврале 1949 года, в соответствии с директивой Генерального штаба ВС СССР, управление 1-й ВА ДА переименовано в управление 50-й ВА ДА.
Командующим Воздушной Армией был назначен Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации Николаенко Е.М., членом Военного совета - начальником политотдела - генерал-майор авиации Москалев М.М.
В январе 1949 года 1 гвардейский бомбардировочный авиационный Смоленско – Берлинский корпус переименовывается в 51-й гвардейский тяжёлый бомбардировочный авиационный Смоленско-Берлинский корпус и
3 гвардейский бомбардировочный авиационный Сталинградский корпус соответственно в 79 гвардейский тяжелый бомбардировочный авиационный Сталинградский корпус.
В послевоенный период полки и дивизии армии первыми решали сложнейшие задачи перевооружения и освоения новых видов оружия и боевого применения.
203 гвардейский тяжелый бомбардировочный авиационный Орловский полк первым в Дальней авиации осваивал самолеты Ту-4, первый реактивный Ту-16 и первый сверхзвуковой Ту-22.
Армия была лидером в освоение самолетов носителей ядерного оружия Ту-4.
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 29 августа 1951 г. № 3200 - 1513 Военное министерство приступило к формированию первого авиационного бомбардировочного полка с условным наименованием «Учебно-тренировочная часть (УТЧ) № 8» в составе 22 самолётов-носителей Ту-4.
В 1949 году 79-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус в связи с перевооружением соединений корпуса на новые самолеты Ту-4 переименован в 79-й гвардейский тяжелый бомбардировочный авиационный корпус.
В марте 1951 года в составе 79-го гвардейского тяжелого бомбардировочного авиационного корпуса сформирована 160-я тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия (штаб дивизии — Болбасово, Витебская область) в составе:
- 291-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк (Ту-4, Болбасово);
- 402-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк (Ту-4, Болбасово).
В сентябре 1954 г. на аэродроме Болбасово (Орша) был сформирован 402-й тбап - первый полк самолётов-носителей ядерного оружия.
В состав армии 2 ноября 1951 года вошла 144-я истребительная авиационная дивизия, Дивизия передана из 26-й воздушной армии в полном составе. 10 июля 1957 года дивизия передана обратно в состав 26-й воздушной армии.
В феврале 1955 года 57-я тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия была передана в состав ВВС Балтийского флота и переименована в 57-ю морскую ракетоносную авиационную дивизию.
В июле 1956 года в 79-й гвардейский тяжелый бомбардировочный авиационный корпус и 51-й гвардейский тяжелый бомбардировочный авиационный корпус расформированы, части и соединения переданы в непосредственное подчинение штабу воздушной армии.
В декабре 1959 года 160-я тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия расформирована вместе с 291-м тяжелым бомбардировочным авиационным полком. 402-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк передан в 45-ю тяжелую бомбардировочную авиационную дивизию.
К 1957 году состав армии включал:
- 11-я гвардейская тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия (Шаталово, Смоленская область);
- 22-я гвардейская тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия (Бобруйск, Могилевская область);
- 45-я тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия (Барановичи, Брестская область);
- 160-я тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия (Болбасово, Витебская область);
- 121-й отдельный гвардейский дальний разведывательный авиационный полк (Мачулище, Минская область);
- 290-й отдельный дальний разведывательный авиационный полк (Зябровка, Гомельская область).
В соответствии с директивами ДГШ ВС от 31.01.1955 г. и 30.09.1955 г. в составе армии формируются 201-я тбад (1230-й, 1096-й 1023-й, 1226-й тбап – Энгельс) на стратегических самолётах М-4 и ЗМ.
Масштаб и сложность задач, которые решались при освоении самолетов М-4 и 3М сопоставимы с освоением самолета Ту-160. Символично, что с обновленного аэродрома Энгельс сегодня взлетают Ту-160, а завтра взлетит Ту-160М2.
Формируются дивизии дальних бомбардировщиков Ту-16:
управление 139-й тбад (172-й тбап- Умань, 182-й и 184-й тбап - Прилуки), 179-я тбад (1224-й тбап и 1228-й тбап - Моздок), 204-я тбад (260-й тбап и 175-й тбап - Стрый).
В 1956 г. создаётся 290-й одрап (Зябровка).
В 1959 г., согласно директивам ВВС № 306716 от 3.10.1958 г. расформировываются управления 11-й тбад.
С ликвидацией управления 74-го отбак и 116-й тад 20.11.1959 г. 132-й полк передаётся в 326-ю тбад.
17 декабря 1959 г. вышло постановление СМ СССР о создании нового вида Вооружённых сил СССР - ракетных войск стратегического назначения (РСВН).
В связи с этим в состав РВСН из Дальней авиации помимо ракетных (инженерных) полков и управлений дивизий дополнительно была передана основная часть управлений 50-й ВА (Смоленск) и 43-й ВА (Винница).
Директивами ГШ ВС № 71154 от 30.06.1960 г. и № 322034 от 1.07.1960 г. вместо управления 50-й воздушной армии было сформировано управление 6-го отбак г. Смоленск.
В 1955-1963 гг. были переданы на усиление в авиацию ВМФ:
управление 57-й тбад, 240-й тбап, 170-й тбап (Быхов), 12-й тап (Остров), 210-й и 169-й тбап (Хороль) вместе с фондами и аэродромами.
В дальнейшем были дополнительно расформированы управление 74-го отбак (Тарту) и управления авиадивизий 160-й тбад (Болбасово), 334-й тбад (Тарту), 45-й тбад (Барановичи), и полков: 157-го тбап (Шаталово),208-готбап (Сеща), 291-го тбап (Болбасово), 171-го тбап (Барановичи), 292-го тбап, 210-го тбап (Бобруйск).
Расформирование и увольнение, как всегда, обернулись трагедией для десятков тысяч человеческих судеб.
В 1961 г. на усиление 6-го отбак ДА из состава ВВС МВО была передана 56-я тбад (45, 173 и 244-й тбап).
В марте 1961 г. 52-й тбап (Шайковка) перешёл из 45-й тбад в 326-ю тбад, в феврале 1964 г. - из состава 326-й тбад в 56-ю тбад, а в 1975 г. в состав 13-й тбад.
С 1964 г. 203 и 121 тбап начинают освоение первого сверхзвукового дальнего бомбардировщика Ту-22. В будущем все 5 полков Дальней авиации на самолетах Ту-22 будут в составе Краснознаменного объединения.
История освоения и эксплуатации этого легендарного сверхзвукового ракетоносца как и людей, посвятивших себя этому самолету, отдельная красивая стремительная и тяжелая глава в истории авиации России. О Ту22 написаны
книги и сняты фильмы.
В боевой состав Краснознаменного объединения 1960-1990 гг. входило до 15 авиационных полков и около 400 боевых самолётов. Численность личного состава до 38,1 тыс. человек. В авиаполках шла напряжённая боевая учёба. Осваивались сложные виды боевого применения дозаправка днем и ночью, пуски крылатых ракет различных типов. Экипажи летали с грунтовых ВПП и на предельно малых высотах днём и ночью, проверяли войска ПВО СССР и Варшавского договора, осваивали аэродромы в Арктике и новые сверхзвуковые самолёты Ту-22 и Ту-22М3.
Приняли участие в боевых действиях в Афганистане подразделения и экипажи от 132, 402, 840, 251, 185, 52 и 341 тбап. Выполнено более 1000 боевых вылетов.
С 1961 до 1980 г. боевой состав Дальней авиации сохранялся практически стабильным. Видимо, трёхкорпусная оргструктура для Дальней авиации являлась оптимальной, а потому и сохранялась на протяжении двух десятилетий.
Шли годы, совершенствовалась организационная структура ВВС СССР, менялись задачи стоящие перед дальней авиацией.
За большие заслуги в вооружённой защите социалистической Родины, успехи в боевой и политической подготовке и в связи с 30-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг, 6-ой отдельный тяжёлый бомбардировочный авиационный корпус ДА Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1975 года награждён орденом Красного знамени с вручением Грамоты Президиума Верховного Совета СССР.
В 1980 году, в соответствии с приказом МО СССР, управление 6-го отбак ДА с 1 августа 1980 года преобразовано в управление 46-й Воздушной Краснознаменной Армии Верховного Главного командования Стратегического Назначения (командующий - заслуженный военный лётчик СССР, генерал-лейтенант авиации Тараканов А.И., член Военного Совета -начальник политотдела Горбунов Н.П., начальник штаба - генерал-майор авиации Зенченко Р.Н.).
46-я Воздушная Армия ВГК (СН) была крупнейшей в мире ракетоносной тяжелобомбардировочной воздушной армией, мощнейшим ракетно-бомбовым кулаком Союза Советских Социалистических Республик.
В 80-е годы армия являлась лидером освоения сверхзвукового многорежимного ракетоносца Ту-22М3. Были перевооружены 6 полков в том числе, 200-й тбап с ракетами Х-15.
В её боевой состав до 1992 года входили пять авиационных дивизий, четыре отдельных авиационных полка, большое количество частей обеспечения и частей непосредственного подчинения.
Соединения и части Воздушной Армии дислоцировались на территории шести союзных республик бывшего Советского Союза, восьми военных округов Советской Армии и 24 областей.
12 частей и управлений дивизий Воздушной Армии носили почётное звание Гвардейские.
Управления 4-х авиационных соединений и 11 авиационных полков имели почётные наименования, полученные в боях за Сталинград, Орёл, Полтаву, Севастополь, Донбасс, Гомель, Кировоград, Днепропетровск, Тернополь, Митаву, Брест, Катовице, Будапешт и Берлин.
В годы Великой Отечественной войны в соединениях и частях Воздушной Армии 149 человек были удостоены высшего звания - Герой Советского Союза, а 6 из них этого звания были удостоены дважды: Кретов С.И., Молодчий А.И., Осипов В.Н., Сенько В.В., Таран П.А., Фёдоров Е.П., а Герой Советского Союза, командир корабля мл. лейтенант Вдовенко И.Т. и штурман корабля лейтенант Гомоненко Н.В. навечно зачислены в списки личного состава авиаполков.
И в мирное время военные лётчики, штурманы, авиационные инженеры и техники, воины связи и тыла, другие авиационные специалисты честно и добросовестно выполняли свой воинский долг по защите Отечества, гордо неся высокое звание воина-авиатора.
1 октября 1994 года, в соответствии с директивой генерального штаба МО РФ, управление 46-й ВА ВГК было расформировано и ВА прекратила свое существование.
На тот период командующим ВА был заслуженный военный лётчик СССР, генерал-лейтенант авиации Столяров Л.Е., член Военного Совета - начальник политического отдела Вовченко В.В., начальник штаба ВА - заслуженный военный лётчик СССР, генерал-майор авиации Трезнюк Г.П.
Сегодня в городе-герое Смоленске проживает более тысячи воинов-авиаторов - ветеранов 46-й ВА ВГК, которые объединены в общественную организацию "Смоленский региональный Союз ветеранов 46-й Воздушной Армии".
Сегодня в строю части и дивизии, которые в составе армии на протяжении почти 50 лет решали задачи защиты неба Родины это:
22 гвардейская тяжелая бомбардировочная авиационная Донбасская Краснознаменная дивизия,
203 гвардейский тяжелый бомбардировочный авиационный Орловский полк,
200 гвардейский тяжелый бомбардировочный Брестский Краснознаменный полк,
121 гвардейский тяжелый бомбардировочный авиационный Севастопольский Краснознаменный полк
Ветераны 46-й ВА ВГК активно участвуют в общественно-политической жизни, проводят большую работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи, пропаганде боевых традиций Военно-Воздушных сил, армии и флота.