Самолёт Ту-22  (по кодификации НАТО Blinder) разрабатывался в качестве замены бомбардировщика Ту-16.

 Нажмите здесь для просмотра  3D модели самолета

* Просмотр в 3D только для браузеров Mozila, Google и Safari

 Рабочее проектирование Ту-22 (проект «105») ОКБ Туполева (главный конструктор Д.Марков) начало 15 августа 1955 года и уже к августу 1957 года, была завершена постройка планера первого прототипа. К лету 1958 года на прототип были установлены двигатели и начались статические испытания. 21 июня 1958 года самолёт «105» (экипаж лётчика-испытателя Ю. Т. Алашеева) совершил свой первый полёт.

С 1957 года параллельно с разработкой проекта «105» начались работы по второму прототипу — «105А». В этой машине предполагалось серьёзные изменения в плане аэродинамики (в проектировании применили «правило площадей»). Именно этот прототип и стал впоследствии самолётом Ту-22.

Серийное производство Ту-22 продолжалось до декабря 1969 года. Всего было изготовлено 311 самолётов этого типа (в модификациях бомбардировщика Ту-22А и Ту-22Б, разведчика Ту-22Р, ракетоносца Ту-22К, постановщика помех Ту-22П и учебно-тренировочного самолёта Ту-22У; свыше половины из них было оснащено штангой системы дозаправки топливом по системе «шланг-конус» от самолётов 3МС-2 и Ту-16Н и имело обозначения Ту-22РД, Ту-22КД, Ту-22ПД и Ту-22УД соответственно).

Ту-22 был сложным  в эксплуатации самолётом как в техническом, так и в летном аспекте. В целом за 30 лет досрочно выбыло (разбились, сгорели на земле, окончательно вышли из строя) по разным причинам свыше 60 машин из 311 построенных.

Самолёт летал до 1994г. Уничтожен по Договору об обычных вооружениях в Европе на 6213 Базе ликвидации в Энгельсе.

                                       ОСНОВНЫЕ ТТХ Ту-22 КД

Двигатели             - РД-7М2  х 2

Взлётная тяга:         - Форсажная - 2 x 16500 кг = 33 т

Габариты:            

- размах крыла          - 23,6 м

- длина                    - 42,2 м

- высота                   - 9,45 м

Площадь крыла         - 162,2 м2

Масса:

- пустого                  - 43,6 т

- нормальная            - 69 т

- максимальная         - 92 т

Запас топлива:       - 39,5 т

Масса боевой нагрузки,   - до 12 тонн

Скорость:         

- max                                 - 1640 км/ч

- крейс. дозвуковая            - 950-1000 км/ч

- крейс. св/звуковая           - 1200-1300 км/ч

Время набора высоты 9000 м:   - 10 мин.

Дальность полёта max: 

- при М< 1                             - 4550 км

- при V=1300км/ч                   - 1750 км

Практический потолок:        - 13500 м

Длина разбега:                     - 2700 м

Длина пробега:                    - 1900 м

Экипаж:       - 3 чел. (Летчик, штурман, бортоператор)

Вооружение в зависимости от модификации:

- пушка НР-23                        - 1 шт;

- бомбовое (калибр от 250 до 9000)         - 12000 кг

- спецбоеприпасы                 - 1 шт.

- ракеты класса «воздух-земля» Х-22            - 1 шт.